Наказание розгами и ярлык с надписью «ленивый». Нравы и порядки курской мужской классической гимназии
К реконструкции здания мужской гимназии на улице Луначарского в Курске приковано пристальное внимание краеведов. На днях они обеспокоились тем, что строители изменили размер оконных проемов на третьем этаже здания, заделав часть кирпичом. В комитете по охране объектов культурного наследия Курской области поспешили успокоить: зданию возвращают исторический вид.
Ирина Мусьял рассказала, что изначально здание гимназии было 3-этажным. Его изменили в послевоенное время, когда приспосабливали для электроаппаратного завода. Так появился четвертый этаж.
«При этом колонны портика главного фасада были продолжены на четвертом этаже колоннадой, завершенной треугольным фронтоном. Объем надстроили башней с остроконечным шпилем. Изменили форму, габариты, расположение и количество оконных проемов. Эти изменения хорошо прослеживаются, если сравнить фотографии начала ХХ века с современными», – пояснила Мусьял, добавив, что оконным проемам на третьем этаже возвращают прежние размеры.
При этом здание все же остается 4-этажным, а окна третьего этажа по всем признакам как раз расширяли для более гармоничного облика увеличенного фасада.
И раз уж куряне снова стали обсуждать мужскую гимназию, мы решили рассказать об этом учебном заведении чуть подробнее.
Авиаконструктор Семён Лавочкин, специалист в области аэродинамики, ракетной техники и теоретической космонавтики Владимир Ветчинкин, геоботаник и флорист Василий Алехин, изобретатель в области полиграфии Михаил Алисов, основоположник медицинской микологии Николай Сорокин, изобретатель метода измерения артериального давления Николай Коротков... Это лишь малая часть выпускников классической гимназии.
Никаких длинных или завитых волос!
Первое здание было деревянным. И размещалось в нем Благородное училище, устроенное курским дворянством. С 1783 года это уже Главное народное училище, а с 1808 года – 4-классная гимназия. В 1836 году случился пожар. Деревянное здание сгорело, и было решено построить каменное.
«Первоначальный проект местного архитектора Грознова отвергли, его переделал профессор Императорской Академии художеств Александр Брюллов, брат знаменитого художника, – писал курский историк Андрей Шпилев. – В 1842 году 3-этажное здание гимназии было освящено. В этом же году ее посетил император Николай I».
Вот как об этом событии писали «Курские губернские ведомости»: «...Государь Император изволил обозревать здание гимназии и со всею подробностию входил в положение всех частей здания. В гимназической зале, где были собраны чиновники и воспитанники гимназии и благородного пансиона, Его Величество обращался к директору с вопросами о числе учащихся в каждом классе порознь, об их успехах и поведении, а при этом похвалил прекрасную наружность, добрый и веселый вид воспитанников... При обозрении кабинетов, библиотеки, классов, церкви, всех комнат пансиона, больницы, гардеробной, церковной ризницы Государь Император изволил найти везде устройство, порядок и чистоту, за что объявил директору полное свое удовольствие. Вышедши из гимназии, Его Величество изволил пройти пешком до самого ската горы и, остановившись против гимназического дома, любовался огромностию здания...»
Краеведы говорят, что уцелело совсем немного документов, относящихся к первым десятилетиям существования мужской гимназии. Но и из того, что сохранилось, можно узнать немало интересного. Так, из «Книги учащихся» за 1834–1843 годы следует, что штат гимназии был невелик – почётный попечитель, директор, инспектор, законоучитель, семь старших и трое младших учителей, учитель рисования и надзиратель. Преподавались закон божий, священная и церковная история, грамматика, чистописание, черчение, рисование, риторика, история литературы, логика и славянский язык, алгебра, геометрия, физика, история. Также ученики осваивали латинский, греческий, французский, немецкий языки.
«Самым многочисленным бывал обычно первый класс, и весьма немногие доходили до последнего, – писал в своей статье Андрей Шпилев. – Например, в 1815 году, когда гимназия была еще 4-классным учебным заведением, в первом классе обучался 41 человек, во втором – 20, в третьем – 9, а в четвертом – всего 7. После преобразования гимназии количество классов увеличилось до семи. За девять лет, с 1834 по 1843 год, в «Книгу учащихся» были внесены записи о 291 ученике. Большая часть происходила из семей помещиков и чиновничества. Следующими по численности среди гимназистов были купеческие и мещанские дети».
Из гимназии, кстати, периодически отчисляли учеников. И основных причин для столь сурового наказания было несколько. Чаще всего выгоняли, если родители не внесли плату за обучение, за самовольную отлучку из города, пропуски занятий и за дурное поведение.
Приемная кампания в гимназии начиналась с 1 июля и длилась месяц. «Родители должны были подать прошение на имя директора и предоставить свидетельство о рождении, происхождении и крещении ребенка, а также о том, «имел ли он естественную или прививную оспу», – писал Шпилев. – Если родители мальчика не имели постоянного жительства в самом Курске, от них требовалось «письменное обязательство от живущей в городе особы», которая и должна была присматривать за будущим гимназистом. В круг ее забот входило следить за посещаемостью занятий, за чистотой и опрятностью форменной одежды, снабжать ученика необходимыми книгами и пособиями, а также «иметь вне классов гимназии ближайший надзор за нравственностью, занятиями и успехами ученика, не допускать, чтобы он имел вещи, несвойственные его возрасту и званию».
Вообще, за внешним видом учеников гимназии следили строго. Никаких длинных или, упаси боже, завитых волос! Это строжайше воспрещалось. Была обязательная форма одежды: «Для учеников трех нижних классов двубортные сюртуки темно-синего сукна со стоячим красным воротником и фуражка темно-синего сукна с красным околышем. Для учеников старших классов полагался темно-синий мундир с серебряными петлицами».
За шалости или неуспеваемость могли высечь
Строгий режим гимназисты должны были соблюдать везде, не только в стенах учебного заведения. «В правилах поведения лишь один единственный пункт не содержит слов «ученику запрещается», – рассказывал Андрей Шпилев. – Да и тот звучит следующим образом: «При перемене классов позволяется ученику употребить несколько минут на приготовление к следующей лекции. Без позволения инспектора гимназистам было запрещено посещать всяческие публичные собрания, балы, маскарады, театры, концерты... Самовольно отлучаться из города запрещалось «даже в случае крайней необходимости». Летом гимназист должен был «быть непременно в своей квартире» в 8 часов вечера, зимой – в 6. Как и во всех учебных заведениях того времени, порядки в Курской гимназии были строгими, но отнюдь не столь свирепыми, как то обычно представляется. В выборе наказаний курские педагоги были консервативны и неизобретательны, зато педантичны и неумолимы в их применении. Обычной мерой воздействия были розги».
Высечь розгами могли за буйство в классе, леность, шалости, неуспеваемость, дурное или нескромное поведение, неприличные поступки... «Лишь однажды преподаватели, приведенные, похоже, в состояние педагогического шока, применили более оригинальную меру воздействия, чем рядовая порка, – писал Шпилев. – Сын дворянина коллежского регистратора Масалова из села Нижний Колодезь Курского уезда, 12-летний Иосаф Масалов поступил в гимназию 18 августа 1835 года. Но уже к 19 ноября настолько поразил гимназический совет, что по единогласному решению ему был «за чрезвычайную леность нашит ярлык с надписью «Ленивый». Насколько эффективной оказалась столь неординарная мера – сказать трудно. По крайней мере, когда спустя пару лет все тот же Масалов учинил «буйство в классе», ему уже, особо не мудрствуя, просто выписали розги».
Мраморные статуи Аполлона и Афины
Телесные наказания все же применялись сравнительно редко и, видимо, в самых крайних случаях. Хотя в более поздний период работы гимназии случались и жестокие происшествия. Но и они были, скорее, исключением из правил.
Известный математик, профессор Иоасаф Чистяков (тоже выпускник гимназии) вспоминал: «Директором был назначен Даниила Жаворонков. Сразу показал себя очень строгим, даже жестоким администратором, но скоро и потерпел за это серьезную аварию. По введенным им правилам провинившиеся ученики оставлялись без обеда, но должны были присутствовать за обеденным столом. Обходя однажды обедающих, Жаворонков подошел к месту, где сидел пред пустыми тарелками ученик 7-го класса Артюхов. Остановившись около него, Жаворонков стал издеваться, причем как-то коснулся и его отца. Пылкий молодой человек, не стерпя насмешек, схватил тарелку и ударил ею директора по голове, причем рассек ему на лбу кожу. Поднялась невообразимая суматоха. Артюхов был заключен в карцер. Ранение оказалось неопасным, но Жаворонков немедленно сообщил о произошедшем в Петербург. Оттуда пришло «высочайшее повеление»: дать Артюхову 100 розог, а по выздоровлении отправить рядовым на Кавказ. Такое жестокое наказание и в те времена назначалось лишь уголовным преступникам за серьезные преступления, в школах же, хотя там и практиковалось сечение розгами, не применялось. Но в данном случае приговор был исполнен в точности. Был собран весь персонал гимназии, и произведена жестокая экзекуция. С тела Артюхова быстро клочками слетела кожа и удары розог сыпались по обнаженной спине, отчего она вздулась, как подушка, и залилась кровью. Почти все присутствующие при первых же криках Артюхова разбежались. Вопли засекаемого мальчика были слышны далеко от гимназии. После продолжительного пребывания в лазарете он выздоровел и, согласно приказу, был отправлен солдатом на Кавказ. Там отличился, получил офицерский чин и вернулся с полком в Курск. Жаворонков за понесенное оскорбление получил какую-то награду вне очереди. Начальство продолжало и далее щедро награждать его чинами и орденами, но служебная карьера его была на этом кончена. Никакого движения по службе «битый» по понятиям той эпохи, да и много позже, иметь уже не мог...»
После революции школьные занятия в Курской гимназии прекратили. Возобновились они только в 1922 году. Обучение стало совместным для мальчиков и девочек. Многое в интерьере школы сохранилось с дореволюционной поры. Так, в вестибюле у лестницы все еще стояли огромные мраморные статуи Аполлона Бельведерского и Афины Паллады.
Во время Великой Отечественной войны здание гимназии сильно пострадало, от него осталась, по сути, коробка. В ноябре 1945 года было принято постановление о развертывании в Курске производства низковольтной аппаратуры. Для цехов завода передавались строения Знаменского монастыря, помещения сельхозтехникума и здание бывшей мужской гимназии. Развертывание завода происходило в рекордно сжатые сроки, его курировал лично Берия. В начале 1950-х годов над зданием гимназии надстроили еще один этаж, а в 1960-х к старому гимназическому зданию пристроили новый корпус завода «Электроаппарат».
Александра БЕРЕГОВАЯ, фото Ирины ВЛАДИМИРОВОЙ, группы «ВК» «История Курского края до 1917 года»
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 35 (1506) от 29 августа 2023 года
Вторую очередь мемориала «Курская битва» откроют 9 мая 2025 года
Земельные участки, бесплатное питание, знак «Я – курянин». Роман Старовойт подписал пакет законов
Мошенники обманули на 900 тысяч рублей неходячую пенсионерку
Ответственность работодателя за установление зарплаты ниже МРОТ