Уровень и цвет масла: когда пора ехать на сервис
Масляное голодание очень опасно для двигателя, потому как провоцирует большой износ деталей. Но можно ли считать, что этот эффект начинается в тот момент, когда уровень масла опускается ниже минимальной отметки на щупе? Еще среди водителей есть мнение, что по цвету масла можно определить степень его износа. Как только оно чернеет, нужно задумываться. Правильно ли так поступать и какие признаки действительно говорят о необходимости заливки в двигатель новой порции смазывающей жидкости? В этих вопросах разбирались эксперты «АиФ. Авто».
Если масло ниже минимума
Система смазки двигателя строится на непрерывной циркуляции масла по специальным каналам, через которые оно доставляется непосредственно к трущимся деталям. Обеспечивает циркуляцию масляный насос, забирающий смазывающую жидкость из картера и прокачивающий ее по системе. В картер должно заливаться больше масла, чем необходимо, чтобы обеспечить определенный запас жидкости.
Таким образом, объем работающего масла, необходимого для защиты двигателя, гораздо меньше, чем заливается в картер. Когда одна часть масла работает, другая плещется в картере и ждет своей очереди.
Но если уровень масла упал ниже минимума, смазка продолжает циркулировать в системе. Насос все равно поддерживает нужное давление масла, обеспечивая работоспособность силового агрегата. Опасным для мотора является не низкий уровень масла, а критическое падение его давления. Происходит это при поломке насоса или при очень больших потерях смазывающей жидкости, когда в систему вместо масла засасывается воздух. В этом случае на приборной панели современного автомобиля должна зажечься красная лампа, предупреждающая, что ездить на машине уже нельзя.
Хотя низкий уровень масла тоже сказывается негативно на двигателе. Чем меньше масла, тем выше нагрузка на насос, жидкость не успевает охладиться в картере и вновь прокачивается по системе, из-за чего растет выработка и заметно снижается его срок службы. Такое масло быстро теряет свои свойства и перестает эффективно защищать мотор.
В общем, лучше всегда следить за уровнем масла и вовремя пополнять его количество, как это предписывает руководство по эксплуатации автомобиля.
Появление хлопьев – это плохой знак
Теперь что касается цвета масла в двигателе. Производители автомобилей определяют интервал замены моторного масла в 15 тысяч километров пробега. Однако в реальности смазывающую жидкость в силовом агрегате необходимо менять примерно в два раза чаще, в особенности если заливается недорогое масло неименитых брендов. А определить его состояние можно в том числе по внешнему виду и цвету.
Цвет масла меняется очень быстро, так как свежее смешивается с остатками старого. После удаления отработки из картера остатки старого грязного масла со множеством инородных включений остаются внутри системы смазки. В некоторых двигателях остается пятая часть старого масла, которая смешивается с новым и загрязняет его продуктами износа.
Кроме того, новое масло имеет активные химические добавки, очищающие мотор и вымывающие из него старые сажевые отложения. Эта грязь растворяется в масле и меняет его цвет. И уже через 2–3 тысячи километров масло приобретает темно-коричневый оттенок. Но это не значит, что оно изменило свои свойства и должно быть заменено.
Износ масла определяют не только по работе моющих добавок, но и по состоянию его химических составляющих, которые называют присадками. Любое современное моторное масло имеет в своем составе массу разных добавок, предназначенных для придания ему определенных свойств. И у каждой добавки есть свой срок службы.
Одна из присадок борется с окислением масляной основы, которое возникает при контакте с кислородом и водой. Катализатором процесса служат высокая температура и попадание в масло продуктов сгорания топлива. Окисление приводит к образованию кислот, которые вызывают разрушение части присадок и снижение вязкости масла. Определить окислившееся масло можно в лаборатории, но некоторые водители оценивают вязкость по времени стекания капли масла по щупу.
Ингибиторы коррозии устраняют коррозию металлов внутри двигателя, нейтрализуя кислоты и образуя химический защитный барьер на поверхности металла.
Модификаторы вязкости частично предотвращают потерю вязкости маслом по мере увеличения температуры. Они боятся прижиганий во время экстремальных режимов работы мотора. Разрушение молекул модификатора может привести к значительным потерям вязкости. Сигнализирует об этом появившийся темный осадок. В целом появление посторонних хлопьев в масле – это плохой знак.
Противоизносные присадки используются для защиты деталей машин в условиях обедненной смазки. Они налипают на рабочие поверхности и защищают мотор во время холодных пусков. Противозадирные присадки служат для защиты металлов в условиях перегрева. Они налипают на металлические поверхности, образуя пленку, которая предотвращает сваривание контактирующих неровностей.
Обе эти присадки во время сильного перегрева быстро разрушаются и обычно порождают характерный запах серы. Часто это бывает после поездок в пробках в жару. Поэтому запах серы в масле должен насторожить.
Диспергирующая присадка позволяет поддерживать во взвешенном состоянии большие количества твердых частиц. Затем эти частицы задерживаются в фильтре или сливаются вместе с отработанным маслом. Распознать эти частицы можно по их хаотичной форме и черному цвету. Твердые отложения похожи на мелкие песчинки, и их большое количество в капле масла свидетельствует о его выходе из строя.
В общем, если масло потемнело, но не имеет песчинок, хлопьев и посторонних включений, то ездить на нем можно. Однако если капелька масла стала черной и содержит в себе посторонние включения, да еще и пахнет серой, то ездить на таком масле не рекомендуется. Лучше заменить старую смазывающую жидкость на новую.
aif.ru
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 25 (1496) от 20 июня 2023 года
«Такое качество неприемлемо!» Роман Старовойт потребовал переложить асфальт на улице Красной Армии
За ловлю креветок на Курчатовском море можно заработать штраф
Где в Курске бесплатно привить домашних животных от бешенства
Акулы, кораллы и гроза морей. Палеонтологи рассказали об обитателях моря на месте Курска
Железногорец получил за убийство беременной сожительницы 18,5 года колонии
Куряне вернулись с медалями с парусной регаты в Азовском море