Неженские профессии курянок
Накануне 8 Марта мы решили рассказать о замечательных женщинах, которые трудятся на крупных производствах, выполняя тяжелую мужскую работу. Хотя сами они говорят, что ничего особенного нет. Просто нашли свое призвание.
«С музыкой не расставалась. Часто пою, управляя краном», – говорит Ольга ВиноградоваИз певицы в машиниста крана
Ольга Виноградова четыре года работает машинистом мостового крана на обогатительной фабрике Михайловского ГОКа имени А. В. Варичева. «Только здесь поняла, что наконец-то нашла свое место и призвание. И успокоилась», – смеется она. А ведь поиски любимой профессии куда только ни приводили. Начнем с того, что по первому образованию Ольга... артист академического пения и вокала! «После школы уехала в Орел и поступила в музыкальное училище. На курс академическому вокалу поступило учиться пять человек, диплом получили всего трое, и я в их числе», – говорит наша собеседница.
Возможно, она так и осталась бы в Орле, занималась пением, но влюбилась и вернулась в родной Железногорск. И начались ее поиски себя. Совсем немного проработала в ДК АРТ – преподавала сольное пение. И вдруг крутой вираж – Ольга становится дизайнером текстиля. Позже выучилась на крановщика всех видов кранов.
«Да, мне всегда это было интересно, – говорит она. – Тем более есть на кого равняться: мой папа – ветеран МГОКа, первопроходец, один из первых крановщиков комбината. Конечно, мне, маленькой, рассказывал о своей работе, а я слушала завороженно. Теперь уже я делюсь с ним производственными новостями, рассказываю о мостовых кранах, дробильных установках, мельницах для получения железорудного концентрата, о новых технологиях и развитии производства. А он удивляется, насколько все изменилось. Папа приехал на освоение месторождения из Кривого Рога, здесь создал семью, работал и писал книги – восемь изданных в его активе. Я ведь тоже стихи пишу, уже есть материал на одну книгу, осталось только издать. Так что гены сказали свое веское слово – тянуло меня не только к творчеству, но и мечта появилась – управлять техникой, продолжив династию».
Первый кран, на котором работала Ольга, – башенный. Она тогда как раз устроилась работать на завод железобетонных изделий. «Еще во время стажировки поняла, насколько это захватывающая профессия. От ветра кран пошатывает, адреналин! Но к этому быстро привыкаешь. Ведь если машина подпрыгивает на кочках, вы же не пугаетесь каждый раз? Так и там. К тому же, когда сидишь в кресле машиниста, колебаний не ощущается. Зато какие виды открывались с высоты 10-этажного дома! Какие рассветы и закаты я встречала на рабочем месте, мало кто может этим похвастать».
– Рассветы и закаты, конечно, хорошо, но неужели не было страшно?
– Ну, во-первых, высоты я не боюсь. А во-вторых, это работа, никто не отменял трезвый расчет и быстроту принятия решения. Это в нашей профессии, кстати, одни из самых ценных качеств.
После нескольких лет в статусе машиниста башенного крана Ольга снова меняет работу и уходит на швейную фабрику. Параллельно учится на производственных курсах, получая сразу несколько горно-обогатительных специальностей. «Можно сказать, целенаправленно шла к тому, чтобы рано или поздно устроиться на МГОК», – замечает она. Но снова удивляет всех, устроившись работать жиловщиком на мясоперерабатывающее производство. «Теперь я и туши умею разделывать, и ножи профессионально точить», – смеется она. А еще она умело работает бензопилой, пресловутый гвоздь забить для нее не проблема. «Я оптимистка! – улыбается она. – Чего раскисать, когда все можно взять в свои руки!»
– Как же вы стали машинистом мостового крана на обогатительной фабрике?
– Да волей случая! На удачу зашла на комбинат поинтересоваться, нет ли вакансий, и мне сообщают: «Прямо сейчас идет собеседование кандидатов на крановщиков. Готовы его пройти?» Сердце заколотилось, руки задрожали – внезапно оказалась буквально в шаге от исполнения своей мечты. Переживала страшно! А когда увидели мою трудовую книжку, дипломы – ахнули! «Где же вы столько времени были?» – говорят мне. Ну я и перечислила, чем все эти годы занималась. Так и началась новая страница мой жизни: после двух недель стажировки вышла работать в смену. Конечно, это совершенно другая работа, чем на башенном. Здесь поняла: наконец-то я нашла свое призвание. Меня тут устраивает всё: условия работы, зарплата и главное – какой у нас душевный коллектив!
– Наверное, друзья удивлялись первое время, что вы выбрали мужскую профессию?
– Прямо так и мужскую, – смеется Ольга. – У нас, крановщиков, наоборот, мужчины – редкость. В основном девчонки мостовыми кранами управляют.
– А что нужно для этой профессии?
– Хорошее зрение, ответственность и крепкие нервы. Мне кажется, женщины как раз более стрессоустойчивы, выносливы и дисциплинированы.
– Неужели не жалеете, что расстались с пением?
– Так я и не расставалась. Часто пою, управляя краном. Работа на нем меня вообще вдохновляет. Именно с приходом на обогатительную фабрику стихи стали рождаться чаще.
«Меня захватывает сам процесс сварки, завораживает пламя», – говорит Гюлара Щербаченко«Сварочный шов индивидуален, как почерк человека»
Еще одна героиня нашей рубрики работает на строительстве Курской АЭС-2. Гюлара Щербаченко, электросварщица 4-го разряда ООО «Трест РосСЭМ», своим примером опровергает мнение, что эта работа под силу только мужским рукам. «В сварке сложнейших элементов внутренней и наружной защитной оболочек реакторного здания первого энергоблока есть частица труда и ее хрупких рук. По мнению коллег, уровень квалификации Гюлары не уступает ни одному мужчине-сварщику», – замечают в управлении информации и общественных связей Курской АЭС.
«Общий стаж работы сварщицей у меня около трех лет, – рассказывает Гюлара. – Конечно, работать сварщицей – это тяжелый труд, а на такой масштабной стройке, как Курская АЭС-2, это еще труднее. Но в нашей бригаде всегда найдутся люди, готовые прийти на помощь. В бригаде я единственная женщина. Но для профессионального выполнения работы неважно, кто выполняет сварку, мужчина или женщина. Здесь все зависит от человека и его опыта. Ведь сварочный шов индивидуален, как почерк каждого человека».
Также девушка призналась, что в первые месяцы работы на строительной площадке Курской АЭС-2 ей было тяжело побороть страх высоты. «Но я с этим справилась, – говорит она. – Когда занимаешься любимым делом, все трудности можно преодолеть. Даже в самые напряжённые дни, например, перед сдачей объекта, когда работы много и нет времени на перерыв, я не жалею о выбранной профессии. Опыт, который получаю на стройке, дополняю теоретическими знаниями – сейчас учусь в Железногорском политехническом техникуме на технолога сварочного производства».
А еще Гюлара считает, что профессия сварщика творческая. «Опытный мастер, как скульптор, создает из металла изделия сложной формы. Я полностью погрузилась в свою работу: меня захватывает сам процесс сварки, завораживает пламя. Это незабываемое чувство, когда понимаешь, что твои усилия являются частью большого результата. Приятно быть причастной к важному делу и чувствовать себя нужной», – говорит она.
Александра БЕРЕГОВАЯ, фото из личного архива Ольги Виноградовой, пресс-службы Курской АЭС
