Сугубо курское
Есть ли у нашего города с почти тысячелетним прошлым утвердившиеся и общепринятые символы (исторические, духовные, архитектурные, природные...), по коим его знают в других регионах, а то и за рубежом? Вроде бы сомневаться тут не приходится – в первую очередь «курский соловей» во всех ипостасях, яблоки самых разных сортов, среди которых наиболее известна антоновка, и, конечно же, икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная. В этом смысле городу повезло даже больше, чем куда более крупным региональным центрам.
Если вернуться к курским соловьям, здесь не так уж важно, что это устойчивое словосочетание своими корнями восходит вовсе не к орнитологии. Так пару столетий назад начали величать купцов из Курска, которые тогда обзавелись привычкой выставлять возле своих лавок клетки с этими птахами на ярмарках и торгах. Соловьев сегодня уже мало кто держит дома, да и курских яблок не так много на наших рынках, но это другая тема – «соловьиная» традиция остается.
И таких примеров в мире много. Скажем, на улицах интеллигентного Брюсселя не часто встретишь настоящего писающего мальчика, но в бронзовом варианте – это один из символов и общепризнанная достопримечательность.
Или город Нью-Йорк уже лет двести величают «Большое яблоко» только потому, что когда-то на карте он напоминал этот плод – с хвостиком и парой листочков. Карта с тех пор изменилась очень основательно, но прозвище осталось.
Так может быть, и мы поищем в прошлом нашего города еще какие-то интересные факты и моменты, которые можно использовать если не при создании брендов (на мой взгляд, они уже давно сложились), то хотя бы при производстве сувениров?
К примеру, наш город – один из немногих в России, где сохранились древние (в основном воинские) названия слобод: Стрелецкая, Казацкая, Пушкарная, Ямская. Это отмечают все гости областного центра – в отличие от коренных курян, для коих это общий фон обычного бытия. То есть память о XVII веке, когда наш город был крепостью на суровом порубежье.
Те времена давно ушли, но названия остались, куряне пользуются ими уже 400 лет, что дает нам право закрепить их в символах и сувенирах, ничего не выдумывая с нуля даже в формате конкурса. Скажем, фигурка стрельца с бердышом в руках, выполненная в разных техниках, была бы в самый раз.
Яркий пример устойчивого и очень позитивного упоминания курян (известный не только в России, но и за ее пределами) – это «Слово о полку Игореве», где князь Всеволод Буй-Тур в разговоре с братом хвалит своих курских воинов – ратников бывалых. Причем это он делает в такой форме, будто повторяет всем известную в те времена истину.
Так или иначе, само «Слово» и этот отрывок из него уже больше 200 лет вызывают горячие споры среди ученых. В самый раз воспользоваться этими обстоятельствами как раз при формировании имиджа города. К примеру, конкурс на лучший исторический роман с четко поставленными задачами был бы вполне уместен.
Да и памятник «Слову...» в самый раз: больше десятка скульптур уже давно стоят в России и Украине, даже в тех местах, которые в «Слове о полку Игореве» совсем не упоминаются, а в Курске такого монумента по-прежнему нет. Какие-то невнятные конкурсы проходили, но выбрать что-то конкретное так и не смогли.
Одним словом, по дороге к 1000-летию пора всмотреться в свое прошлое и воплощать его в виде сувениров-символов, которые, как знать, заживут и сами по себе – без всякой сувенирной ипостаси. Это не так-то просто: из тех символов, которые участвовали в городском конкурсе года три назад, до наших времен дожили очень немногие. Но это как раз правильно – наш город слишком хорош для того, чтобы довольствоваться случайным выбором, тем более частенько притянутым за уши.
Еще один сугубо курский символ – это Триумфальные ворота. Для небольшого, сплошь деревянного провинциального городка, каковым Курск был до 1782 года, вещь очень редкая.
В честь Екатерины II, возвращавшейся через наш город из своей инспекционной поездки по южным рубежам, у перекрестка улиц Херсонской (ныне Дзержинского) и Городовой (позднее Воротняя, Павлуновского) куряне воздвигли каменную Триумфальную арку (Херсонские ворота) – «столбы каменные, выкрашенные наподобие мрамора и высокие, наверху – ангел сидящий, держа одной рукой трубу, в которую трубит». Возле этих ворот куряне торжественно встречали свою государыню. Надо сказать, что ворота императрице понравились
Этот удачный опыт куряне повторили в 1823 году, построив вторые каменные ворота в память проездов через Курск императора Александра I. Московские ворота возвели на линии нынешнего углового гастронома на площади Перекальского. В XVIII веке здесь стояли деревянные «въезжие» ворота, сломанные за ветхостью в 1783 году.
В советские времена Московские ворота получили название Ленинские ворота, но были снесены в 1937-м, поскольку мешали движению транспорта. Грех было бы не продолжить эту славную традицию: в 1990-е годы началось строительство новой Триумфальной арки, посвященной уже Курской битве. Тогда многие горожане ворчали, считая это тратой народных денег, но сегодня представить Курск без нее уже невозможно.
Чему посвятим следующие Триумфальные ворота? Скажем, 1000-летнему юбилею города – было бы в самый раз.
Разговор в этом ключе можно продолжить, скажем, потолковать на темы, связанные с богатой духовной символикой Курска и с паломническим туризмом. Город все в большей степени становится одним из православных центров России с древними духовными корнями. Монастырь Коренная пустынь в местечке Свобода под Курском, Сергиево-Казанский и Знаменский соборы, множество других храмов и церквей в регионе...
Наш старинный город со всей России притягивает верующих, у которых слово «Курск» четко ассоциируется и со знаменитой Коренной иконой «Знамение», и с преподобным Серафимом Саровским. Вряд ли здесь уместно иноземное слово «бренд», но трудно отрицать, что все это – сугубо курское.
ОТ РЕДАКЦИИ
«ДДД» не раз поднимала тему символов Курска. На самом деле, помимо указанных автором в статье, их гораздо больше. Все и не перечислить, но попробуем вспомнить хотя бы самые главные.
Курская битва, Триумфальная Арка и комплекс «Курская дуга».
Курская Коренская ярмарка.
Курская магнитная аномалия – железная руда.
Аграрный регион – курский чернозем и сахарная свекла.
Танец «Тимоня», другие курские плясовые и песни.
Кожлянская игрушка и суджанские ковры, курский пряник и традиционные народные узоры.
Центрально-Черноземный биосферный заповедник имени профессора Алехина.
Великие люди региона, писатели, поэты, художники, композиторы, ученые: Евгений Носов, Аркадий Гайдар, Александр Дейнека, Георгий Свиридов и многие другие.
Давайте обсудим! Если у вас есть идеи по поводу развития и популяризации курских брендов к 1000-летию города, напишите об этом в редакцию «Друг для друга».
Виктор КРЮКОВ
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 25 (1444) от 21 июня 2022 года
Бренд-повар «Мираторга» Дмитрий Лазько о философии мясоедения и не только