Генплан раздора. Почему куряне критикуют новый план развития Курска
На минувшей неделе, 25 мая, был презентован проект нового генплана Курска, вызвавший волну обсуждений и критики. В итоге публичные слушания, которые должны были состояться в последних числах мая, решено было отложить, а сам проект отправить на доработку. Рассказываем об основных проблемах регионального центра, которые увидели разработчики генплана, о том, какие решения предложены и почему они не всем пришлись по душе.
Разработчики сравнили Курск с деревней
Разработкой генерального плана Курска занимался российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор». Со спецификой города специалисты были знакомы, именно этот институт разрабатывал первый генплан нашего города еще в 1951 году и в дальнейшем неоднократно его корректировал. Но выводы экспертов о сегодняшнем состоянии Курска оказались неутешительны.
– Если мы посмотрим на застройку города в целом, то территориально сейчас это город-деревня, – отметила руководитель проекта Ольга Енина. – Курск вытянут с севера на юг, при этом преобладает индивидуальная застройка. Такой характер застройки больше подходит для деревенского образа жизни, чем для городского.
Другая крайность – новые микрорайоны, плотно застроенные многоэтажками. При их проектировании не уделялось должного внимания развитию городской инфраструктуры, в первую очередь транспортных развязок. Результат – огромные пробки, с которыми жители проспектов Анатолия Дериглазова и Вячеслава Клыкова сталкиваются ежедневно.
Специалисты указали и на другие проблемы: перегруженность города однотипными торговыми центрами, нехватку общественных пространств и зеленых зон, отсутствие пешеходных улиц и большое количество пустырей.
Квартальная застройка и пешеходные улицы
Чтобы превратить Курск из деревни в город, разработчики предложили ряд принципиальных решений. Одно из них – отказ от расширения города в пользу экстенсивного развития. Если совсем просто: новая застройка должна вестись не в отдаленных микрорайонах, а на месте сегодняшних пустырей, бывших заводов и частного сектора.
Таким образом, согласно новому генплану, областной центр останется в нынешних границах. Несмотря на это, разработчики предполагают, что к 2040 году (именно на такой срок рассчитан проект) население города вырастет на 36 тысяч человек, а застройщикам предстоит возвести 6,7 миллиона квадратных метров жилья.
При этом эксперты настаивают: чтобы снизить плотность застройки и сделать упор на квартальную застройку средней этажности, нужно возводить не 17-этажки, как это происходит сегодня, а жилые дома не выше 8 этажей.
– Каменные джунгли не предназначены для жизни. Город должен быть максимально приближен к потребностям человека. Чем меньше этажность, тем проще складывается социум – человеческая общность, – утверждает Ольга Енина.
«Гипрогор» акцентирует внимание на необходимости развития общественных пространств. Так, например, предлагается сделать пешеходными улицы Почтовую и Луначарского. При этом разработчики настаивают на том, что общественные пространства должны быть сконцентрированы исключительно в центре города.
– Надо обеспечить город современной инженерной инфраструктурой и улучшить транспортную инфраструктуру, – перечисляют они, – улучшить экологическую ситуацию, для этого необходимо увеличить площадь зеленых насаждений.
Дорога через Мокву
Как раз отсутствие продуманной транспортной инфраструктуры – одна из главных проблем Курска. Например, единственная авария на улице Энгельса способна парализовать несколько микрорайонов, так как обходных путей этой трассы сегодня нет.
В проекте генплана предложено продлить дорогу на проспекте Плевицкой через Мокву. Новая трасса должна связать улицу Сумскую и микрорайон Волокно, значительно разгрузив улицу Энгельса и проспект Кулакова.
Есть там и другие развязки, но именно строительство дороги через лес в микрорайоне КЗТЗ вызвало наибольший общественный резонанс.
– Это было вымученное решение, – призналась Ольга Енина. – Сейчас есть значительные проблемы в транспортном обслуживании города. Нужно развязать центр и максимально уйти от пробок. Поэтому необходимо продление проспекта Надежды Плевицкой. Но городская магистраль не может быть кривой, отсюда решение проложить ее через СНТ.
Дачники выступили против новой трассы. Горожане не желают расставаться с участками и домами, где проложены все коммуникации и созданы условия для жизни. Понять их можно. Они заявляют, что строительство магистрали через лес уничтожит сложившуюся экосистему, лишит их места для прогулок и отдыха, а леса в будущем отдадут под жилую застройку.
Заверения «Гипрогора», что вырубка леса на этом участке будет минимизирована, так как дорога пройдет по уже существующей просеке, услышаны не были, куряне продолжали отстаивать свою точку зрения. После презентации генплана мэр Курска Виктор Карамышев встретился с инициативной группой жителей нескольких СНТ, где еще раз обсудили этот вопрос. Заместитель председателя комитета архитектуры и градостроительства Михаил Резниченко рассказал о двух вариантах строительства дороги. Это расширение существующей двухполосной дороги, которая идет вдоль лагерей по просеке и упирается в Красный мост, или реконструкция автомобильной артерии на улице Конорева. Подобные решения не затронут СНТ и лесной массив.
– Сносить участки никто не собирается. Для тревоги нет оснований, – заявил Виктор Карамышев.
Проект отправили на доработку
Слухи о якобы планирующемся сносе дач в Мокве и строительстве на их месте многоэтажек опроверг и глава региона Роман Старовойт.
– Мне кажется странным и непонятным ажиотаж о планирующихся вырубках леса и строительстве многоэтажек на месте СНТ, – заявил он. – Таких планов у нас нет! В одной из редакций генплана, а их несколько, есть предложение поменять СНТ на среднюю этажность. Но сделать это невозможно, потому что земельные участки пришлось бы выкупать. Откуда деньги на это? Воспринимаю это как спекуляции, которые начинаются перед сентябрьскими выборами.
Публичные слушания по генплану должны были начаться 28 мая. Однако накануне этой даты Роман Старовойт выступил с заявлением об их отмене.
– От жителей Курска поступило много замечаний к проекту. С большинством из них я полностью согласен. Не вижу смысла проводить общественные слушания, пока наши основные замечания не будут учтены, – заявил губернатор. – Я обсудил этот вопрос с Виктором Карамышевым. Мы приняли решение: проект генплана корректируется, а общественные слушания переносятся на месяц.
Всем заинтересованным лицам предложено представить свои предложения по проекту генплана в комитет архитектуры и градостроительства в срок до 11 июня.
Ирина ВЛАДИМИРОВА
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 22 (1389) от 1 июня 2021 года
Курские баскетболистки помогли сборной победить в товарищеских матчах
Доступное жилье в Курске: ипотека с господдержкой от Россельхозбанка
Иммунолог оценил вероятность заразиться коронавирусом на пляже