Под слоем краски Моны Лизы нашли угольный набросок
Леонардо да Винчи писал «Мону Лизу» с помощью выполненного в особой технике наброска, выяснили французские ученые. Они полагают, что оригинал мог сохраниться и с его использованием были созданы копии картины.
Об открытии авторы рассказали в статье в журнале Journal of Cultural Heritage.
«Лувр пригласил меня, потому что я изобретатель новой высокочувствительной многоспектральной камеры с очень высоким разрешением», – объясняет Паскаль Котт, один из авторов работы.
В 2004 году Котт сделал более 1650 снимков «Моны Лизы». Чтобы детально изучить их все, ему понадобилось 15 лет. С помощью сочетания инфракрасной фотографии и инфракрасной рефлектографии Котту удалось обнаружить угольные линии в более светлых областях картины.
«Оптическая система позволяет нам видеть очень мелкие детали, а высокая чувствительность обеспечивает очень высокое усиление низкого сигнала, – говорит Котт. – Спольверо на лбу и руке выдает следы наброска».
Спольверо – это появившаяся в Италии техника, при которой контур рисунка переносится на холст, стену или другую поверхность с помощью наполненного темным порошком (например, древесным углем) полотняного мешочка, который прикладывают к прижатому к поверхности перфорированному эскизу на бумаге или пергаменте. Порошок проникает через проколотые на бумаге отверстия, оставляя контуры рисунка в виде образованных мелкими точками линий.
Более ранние исследования показали, что да Винчи использовал спольверо для создания других своих известных картин – например, «Дамы с горностаем», «Портрета Джиневры де Бенчи» и «Прекрасной Ферроньеры».
Однако это первый раз, когда на «Моне Лизе» удалось обнаружить следы спольверо, отмечают авторы работы.
А значит, есть шанс, что где-то сохранился и сам набросок, сделанный рукой Леонардо да Винчи – и, вероятно, поза Моны Лизы на нем другая. По проявленному наброску видно, что да Винчи внес коррективы в окончательную композицию.
«Обнаружение спольверо неудивительно, – пишут авторы работы. – Этот метод преподавался в мастерской, где учился да Винчи, и его применение замечено на других его работах».
Исследования Котта выявили и другие до сих пор невидимые детали. Например, чуть выше головы Моны Лизы можно заметить следы, которые могут быть наброском заколки. Во Флоренции они во время написания картины были не в моде, поэтому, видимо, в финальный вариант картины заколка не попала. По мнению Котта, это показывает, что картина была не столько портретом, сколько аллегорической работой или изображением «нереальной женщины, похожей на богиню».
gazeta.ru