В Курской области разработали «Кодекс пациента»
Курский областной онкодиспансер стал первым, кто ввел «Кодекс пациента». В дальнейшем он может быть использован во многих медучреждениях региона. Эта инициатива была реализована «Мастерскими проектов» при участии курских медиков, комитета здравоохранения региона и студентов КГМУ.
– Отношения врача и пациента – специфическая сфера, изучением которой занимается биоэтика, – поясняют разработчики Кодекса. – Она ставит вопрос о моральной ответственности за жизнь и здоровье человека. Мы привыкли, что в стенах лечебного учреждения весь ее груз, как правило, ложится на плечи врача. Но в дни распространения коронавирусной инфекции особенно острой становится тема эффективного оказания помощи в условиях взаимной безопасности. Она сегодня зависит не только от профессионализма доктора, но и от правильного восприятия врача пациентом, эмоционального состояния больного и его отношения к своему заболеванию.
Уточняется, что это не строгий свод правил, а простое и полезное руководство для пациента, как с должным вниманием относиться к своему собственному состоянию, как помочь врачу в его работе и ускорить тем самым свое выздоровление.
Так, согласно Кодексу, «умный пациент сам управляет своей жизнью, определяет свою судьбу и решает заботиться о своем здоровье. Врач в случае болезни помогает найти правильный путь к выздоровлению».
Пункт первый гласит: «Врач – профессиональный специалист, который обучен, чтобы именно вам оказать весь необходимый объем медицинской помощи. Относитесь к врачу с осознанием этого и уважением, и процесс лечения будет проходить без эмоциональных барьеров».
Составители Кодекса напомнили, что «всегда есть риски осложнений и побочных эффектов от лекарств. Однако врач старается этого не допустить», что «пациент должен принимать активное участие в процессе лечения, сотрудничать с врачом, предоставлять ему правдивую информацию по заболеванию...»
Другие пункты гласят: «Всегда сообщайте о перенесенных инфекционных и неинфекционных заболеваниях, о лекарствах и других объектах, которые способны вызвать аллергическую реакцию...», «остерегайтесь обращаться к альтернативным практикам и искать информацию в интернете, это может не только не помочь, но и ухудшить ваше здоровье». Также, согласно «Кодексу пациента», «не рекомендуется обращаться за плановой консультацией к врачу в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Кроме того, необходимо соблюдать правила личной гигиены».
Есть еще пара любопытных советов. Например: «Не рекомендуется навязывать собственные выводы касательно лечения врачу – доверьтесь его опыту и профессионализму. Если все же есть серьезные опасения по поводу квалификации, обращайтесь в комитет здравоохранения или по телефону горячей линии». Следующий пункт еще интереснее: «Не рекомендуется распространять недостоверную информацию о враче или медицинской организации, не убедившись в ее правдивости. Слухи могут необоснованно омрачить репутацию не только врача, но и медучреждения».
Варвара БОЕВА