Как отмечали Масленицу 100 лет назад в Курской губернии
Масленица – всенародно любимый праздник, который отмечают с размахом. Время идет, но традиции проводов русской зимы не меняются. А о многих из них мы, современники, даже не догадываемся...
Согласно «Курскому народному календарю», на праздник наши предки делали «из соломы подобное человеку чучело Масленицы, затем сжигали», водили хороводы, пекли блины, катались на санях, жгли костры. В последний день Масленицы – Прощеное воскресенье – просили прощения друг у друга за старые обиды.
«Курский сборник. Выпуск III. Материалы по этнографии» от 1902 года так описывает празднование Масленицы со слов жительницы одного из сел: «У нас есть тут мужик, Андрей, дык ён сабирет маленьких девок, насажая у сани, ды ишшо им бутку разапнеть зли смеху, и возя их по деревне, как цыганяв, а девки песни кричать. А другой тут, Титок, маяка сделая, как чалэка, рубаху на него наденя, и ездя па вулицы...». Конечно, отдельные слова для нас, современников, в диковинку. Так, оказывается, «малай» – неженатый парень, «бутка» – верх в санях, «чалэк» – искаженное от «человека», а таинственный «маяк» – то самое чучело Масленицы.
Каждый день Масленицы имеет свое название: понедельник – «встреча», вторник – «заигрыш», среда – «лакомка» (либо «перелом», «разгул»), четверг – «широкий», пятница – «тещины вечера», суббота – «золовкины посиделки» («проводы»), а воскресенье – «прощеный день».
«В старину, как праздник народный, Масленица начиналась с понедельника, а как гражданский – с четверга. Ныне начало гражданской, свободной от дел Масленицы начинается в субботу», – писал этнограф Михаил Забылин, живший в XIX веке.
В один из первых дней Масленичной недели детвора ходила по домам, собирала угощения и пела хозяевам песни. Молодожены отправлялись к теще или тестю, несли с собой булочки, орехи, которыми одаривали встречаемых по дороге детишек. В пятницу полагалось идти к теще на блины.
По обычаю всю Сырную неделю люди пекли блины. В Курской, Тамбовской и других губерниях Центральной России было заведено первый испеченный блин класть на слуховое окошко дома, тем самым «посвящая его для душ родительских».
Одно из развлечений на Масленичной неделе – кулачные бои. Это традиционная русская забава, когда сходились стенка на стенку, или потеха, известная как «игрища». Правил особых не было: бей, кто стоит на ногах, а упавшего на землю – нельзя. Чтобы кулачный бой прошел удачно, нужно было обладать не только недюжинной силой, но и знать специальный заговор. Многим потом, правда, требовался и заговор «от боли в ушах», чтобы «не болело, не щипало, и ухо не вертело»: в поединках мужики сильно травмировались.
К примеру, во Льговском уезде народную забаву называли «кулачками», а современники так описывавали потеху на Масленицу: «Три-четыре дня подряд мнут друг другу бока, ломают ребра. А иногда дело доходит до убийства. Недавно в результате побоев умер крестьянин Грачев – силач, который во время «кулачек», не жалея своих боков, один сдерживал «стену».
В Рыльске развлечения на Масленицу описал курский краевед Николай Чалых: «Катались на разу-крашенных тройках. Продавали горячие блины, медовуху, крепкий чай. Устраивали зимние игры, лазили на высокий столб за призами, соревновались в жиме гири, боролись, играли в снежки». Накануне субботы в отдельных деревнях целыми дворами варили пенный напиток, что становилось неким символом единения и называлось у наших предков «братчиной».
Праздник завершался в воскресенье. После – Великий пост. В некоторых селениях считалось, что нельзя употреблять недоеденное в праздник: «Самый бедный брезгует куском хлеба, оставшимся с Масленицы, и бросает его или отдает домашним животным». В первую же субботу Поста пекли постные блины, что называлось «тужилкой о Масленице».
Александр ДЕМЧЕНКО, по материалам Госархива Курской области
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 11 (1274) от 12 марта 2019 года
Курская область. Расширен список льготников по оплате капремонта
Владислав Мыльников: «Фехтованием занялся из-за любви к путешествиям»
В Перу обнаружили останки более 140 принесенных в жертву детей