Кукольный мир курской студентки
У Анастасии Калашниковой, студентки худграфа Курского госуниверситета, редкое для нашего региона увлечение: она дает вторую жизнь куклам известных брендов. Сюда относится прорисовка нового лица и полная смена образа.
Среди «кукольников» хобби Анастасии называют «One of a kind» (ООАК), что в переводе означает «единственная в своем роде». Попадая в руки мастера, модели популярных марок – к примеру, «Барби» или «Bratz» – приобретают новый вид. Как минимум теряют заводские лица и волосы – в буквальном смысле, а иногда вовсе изменяются до неузнаваемости. Это зависит от фантазии и желания творца, итог же всегда един: на выходе получаются уникальные куклы, которые в будущем могут претендовать на коллекционные.

Так похожи на людей
Настя родом из Нижневартовска. С детства трепетно относилась к игрушкам и куклам, собирала их, но привносить изменения в образы не решалась. В подростковом возрасте случайно увидела в Интернете ООАК на «Барби»: в некогда обычной кукле узнавались черты знаменитой Мерилин Монро. Стала интересоваться новым направлением, нашла нужную информацию, изучила работы мастеров. Вскоре и сама решилась на переделку.
– У меня была кукла «Bratz» с ужасным вульгарным макияжем. Посчитала, что если что-то и пробовать, то только на ней, – вспоминает Анастасия. – Тогда я всего не знала, делала многое наобум. Не было и хороших материалов: использовала акрил, обычный глянцевый лак для ногтей...
В дальнейшем оттачивала навыки на дешевых подделках, боясь испортить оригинальные модели. Когда же в новом увлечении почувствовала себя уверенно, перешла и на них.
Настя предпочитает работать с игровыми куклами серий «Monster High» и «Ever After High» компании «Mattel», появившихся после выхода одноименных мультсериалов. В первой анимации главные герои – дети известных персонажей триллеров и ужасов: монстра Франкенштейна, Дракулы, во втором – отпрыски популярных сказочных героев типа Золушки, Спящей Красавицы. Несмотря на контраст, сюжеты наполнены схожими злободневными темами, понятными подросткам и их родителям: дружба, любовь, взаимовыручка, самопожертвование, конфликт отцов и детей...
Высота кукол – 29 сантиметров, основные части находятся на шарнирах, подвижны кисти, локти, колени, голова. С ней в первую очередь и работает мастер. Для некоторых практичнее начать с прошивки волос, а потом уже браться за лицо и тело.
Голова с плеч (опять же, буквально), под корень обрезается заводская шевелюра, ее место занимает канекалон, используемый при наращивании волос и производстве париков. Продается он прядями, что облегчает работу: с помощь иглы прядь за прядью материал вдевается в «темечко» через отверстие в районе шеи. «Корни» нужно закрепить клеем или завязать крепким узлом. Далее все выпрямляется кипятком, наводится марафет: делается завивка, при желании красятся волосы.
Лицо не менее кропотливая работа. Большинство авторов реализуют вымышленные образы, впрочем, немало и тех, кто копирует известных личностей. Иногда в процессе работы одна задумка уступает место другой внезапно вспыхнувшей фантазии, и все кардинально меняется: иные цвет, разрез глаз, прическа, целенаправленно нарушаются пропорции.
Родной макияж стирают ацетоном, будущий анфас покрывают специальным лаком. Затем прорисовка акварельными карандашами по заранее подготовленным эскизам: верхнее и нижнее веки, отблески в глазах, ресницы, губы, другие детали. Можно добавить мелкие штрихи, например, родинки, веснушки.
Не всегда остается однотонным и тело, автор задействует «человеческую» палитру: отдельные места более розовые, румяные, попадаются едва заметные рыжие оттенки. Все как в жизни, куклы так похожи на людей. Отдельные мастера «набивают» моделям татуировки, делают пирсинг. На «апгрейд» может уйти пара-тройка вечеров.
Дорогое удовольствие
– Эти куклы – витринного хранения, – говорит курянка. – Ими нельзя «бурно» играть, они боятся солнца (выгорает краска, плавится лак), их нежелательно мыть. Максимум – протирать от пыли.
Гардероб – отдельная тема. Анастасия хоть и учится на дизайнера одежды, но редко шьет наряды для своих кукол: слишком мелкая работа. Вещи покупает. Бывает, ценник достигает 400 рублей (простое кукольное платьице стоит 50–100). Но самое дорогое – обувь: от 150 целковых.
Самая бюджетная заводская кукла обходится в 1500 рублей. Средняя цена – от 2,5 до 4 тысяч. Но после обработки стоимость может доходить и до 10 тысяч!
– Дорогое удовольствие, – продолжает мастерица. – Мало кто покупает кукол в магазине. Большинство заказывают из-за рубежа, берут с рук, покупают в Интернете на барахолках, обмениваются. Порой не все составляющие родные: бывает, тело от одно одной куклы, а голова – от другой.
Коллекционеры считают большой удачей купить редкий экземпляр по приемлемой цене. Иногда это может произойти совершенно случайно. «Хотели с мамой сделать подарок для маленькой родственницы. Зашли в детский магазин, мама выбрала куклу, которую я раньше не видела. Необычная, глаза меняются, высотой сантиметров 45. Попросила купить такую куклу и мне. А потом выяснилось, что это «Тангкоу», серия уже не выпускается, коллекционеры везде ее ищут. Иногда владельцы детских магазинов закупают товар, не имея понятия о его реальной ценности. Можно и в обычном магазине, и на рынке купить коллекционную вещь».
Увлечены даже мужчины
– Кто-то считает это инфантилизмом, пустой тратой денег или говорит, мол, «некуда любовь свою девать», – рассказывает Анастасия. – Те же, кто увлекается данным хобби, видит в куклах предмет не заботы, а эстетики. Лично меня они вдохновляют в творчестве: смотрю на них и хочется работать.
В семье Насти поддерживают и с пониманием относятся к ее увлечению, но есть и те, кто не понимает его и выбрасывает кукол. Хотя это обычное коллекционирование, как собирание марок или монет. С каждым годом в мире добавляется любителей «One of a kind», увлечен не только прекрасный пол, но и мужчины. У них как раз-то самые известные коллекции. Так, например, один из японских бизнесменов отвел под свои куклы целый дом! В крупных городах проводятся встречи поклонников ООАК, проходят фестивали и выставки. В Курске, если наберется с тройку коллекционеров, уже хорошо. Но наши мастера берут не количеством, а качеством, новыми идеями. В ближайшее время Анастасия Калашникова планирует создать Снежную Королеву, а быть может, когда-нибудь возьмется и за реставрацию советских кукол.
Александр ДЕМЧЕНКО
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 01 (1160) от 10 января 2017 года

Куряне стали чаще жаловаться на качество капитального ремонта

Баскетболистки курского «Динамо» – единоличные лидеры Евролиги