Отцы и дети Закона «Об образовании»
Одно из расхожих мнений последнего времени гласит, что новый Закон «Об образовании» не критиковал только ленивый. Однако, похоже, именно самые ленивые на этот раз больше всех и волнуются, плодят слухи и распускают страхи. Созидатели же уже сегодня приспосабливают образование к потребностям современного мира.
Субъективный подход и объективная реальность
Как говорил Чехов: «Субъективность – страшная вещь. Она выдает бедного автора со всеми его потрохами». Субъективность и необъективность большинства самых рьяных критиков законопроекта «Об образовании» особенно видны по обсуждениям в Интернете. И все же всенародное обсуждение (в котором уже приняло участие более десяти тысяч человек) уже тем хорошо, что позволяет не только пропагандировать достоинства законопроекта и поддержать «все разумное, доброе, вечное», а еще и необъективную критику вывести на чистую воду.
Примечательно, что как только первые сообщения о намерении разработать и принять новый Закон «Об образовании» попали в печать, представители оппозиции единодушно начали раздувать огонь. При этом скептики не придумали ничего лучшего, как завести старую волынку: что раз советское образование когда-то будто бы было лучшим в мире, то и менять ничего не надо. Ключевые слова здесь, однако, – «будто бы» и «было». Но не будем ворошить старое. Отметим лишь, что за последние десятилетия мир сильно ушел вперед. Российское же образование сегодня продолжает жить по Закону 1992 года, с тех пор не только устаревшему, но и с чисто технической точки зрения неудобному.
Дело в том, что принятый в период разгула демократии документ постоянно приходилось подстраивать под насущные задачи. К примеру, только с 2002-го года было внесено более двухсот законодательных инициатив, направленных на изменение системы, и принято 45 законов. В результате российское образование пока базируется на самом путанном, подчас противоречивом законодательстве, которое уже давно и серьезно мешает развитию и совершенствованию этой важнейшей из сфер.
Слухи и разоблачения
Не будет преувеличением сказать, что Закон «Об образовании» – сегодня один из самых обсуждаемых. С легкой руки оппозиционеров просторы Рунета уже наполнились предсказаниями, что новый закон принимается для введения платного среднего образования. Дополнительный толчок к обсуждению этой темы дало принятие закона о бюджетных учреждениях. Назывались даже сроки и цены, согласно которым 2011-й станет годом окончания бесплатной школы. Мол, уже с 1 сентября текущего года государство будет оплачивать только русский язык, математику, английский, физкультуру, а за остальные предметы родители должны будут платить в общей сложности 7000 рублей в месяц.
Но как только обществу предложили обсудить текст законопроекта, всем стало ясно, что все ужасные слухи возникли на пустом месте. Ни в упомянутом законе, ни в заявлениях представителей министерства образования никаких сведений о переходе на платное образование нет, да и быть не могло. Закон «Об образовании» необходим, по заявлению премьер-министра Дмитрия Медведева, как эффективный механизм, который позволит гражданам реализовать свое право на получение качественного, доступного образования, соответствующего потребностям современной жизни. Премьер однозначно подчеркнул: «Никакого перехода к платному образованию не предполагается», а значит, любой ажиотаж тут не более чем пустой звон и очередная битва с ветряными мельницами.
Новые школы и зарплата учителей
Примечательно, кстати, что именно в сроки самими же оппозиционерами выдуманной отмены бесплатного образования по всей стране (и в Курске в частности) произошли перемены однозначно позитивного характера.
Уже в начале прошлого учебного года фонд оплаты труда учителей в Курской области по сравнению с началом года увеличился на 78,4 процента, а рост средней зарплаты значительно превзошел прежде запланированные показатели и составил 13736 рублей. В этом году сфера образования получит дополнительно более 219 миллионов рублей. Фактически минимальные должностные оклады учителей, имеющих высшую, первую, вторую квалификационные категории, увеличились с 1 сентября 2012 года на 25%, а с 1 января 2013 года вырастут еще на 14%.
Только в этом году на ремонт образовательных учреждений региона и укрепление материально-технической базы из бюджетов всех уровней направлено более 1 миллиарда 150 миллионов рублей. Капитально отремонтировано 147 образовательных учреждений: это школы, детские сады, профессиональные училища. Новое оборудование поступило в 162 школы региона. Только в областном центре появилось семь новых детских садов.
Вряд ли найдутся у критиков весомые аргументы и по поводу практически всеобщего дошкольного образования, и против включения его в состав начального. Старая система для малышей, «поели, на горшок и спать» давно себя исчерпала.
Было много сомнений по поводу ЕГЭ, ни и тут ведь никто не поспорит, что в принципе эта система убрала возможность коррупции при поступлении в вузы. А досужие рассуждения о снизившемся качестве образования опровергаются объективными данными, которых немало приводилось на минувших августовских учительских совещаниях. Год от года показатели качества образования улучшаются и все больше курских выпускников поступают в престижные вузы страны, вплоть до МГИМО, что прежде не наблюдалось.
Реалии жизни изменились
Другими словами, ничего конструктивного от рьяных критиков нового закона об образовании, пытающихся по-обломовски, не вставая с дивана, выискивать в нем недостатки, пока услышать не удалось. Что же касается беспокойства по поводу намечаемой чистки «академий», то здесь проглядывает просто нежелание некоторых организаторов вузовского образования что-то менять в уже устоявшемся бизнесе штамповки нигде не нужных дипломов. Замечания по поводу засилия на экзаменах по литературе вопросов по теории литературы, конечно, можно принять во внимания. Если только подобная забота о священных тайнах писательского творчества не продиктована элементарной ленью самих преподавателей вникать в литературоведение. Ведь по старинке куда проще найти в Базарове идеологию народовольца, а в Павле Петровиче Кирсанове карикатуру на реакционное дворянство, чем разбираться во всех этих жанрах, литературных приемах и видах речи. Впрочем, о последнем еще можно дискутировать. А вот с тем, что реалии жизни кардинально изменились и законы, в том числе и «Об образовании», должны привести нас к более современной, интегрированной в мировой порядок жизни и деятельности, не поспоришь.
Алексей НИКОЛАЕВ
Вверх▲
Отзывы читателей (4)
Написать отзыв▼
Евгений
2 октября 2012, 11:17Уже в начале прошлого учебного года фонд оплаты труда учителей в Курской области по сравнению с началом года увеличился на 78,4 процента, а рост средней зарплаты значительно превзошел прежде запланированные показатели и составил 13736 рублей....подскажите,где это в Курской области такие зарплаты?
Александр
2 октября 2012, 12:07e-mail: askrebnev1@yandex.ru, город: КурскДа, судя по этой статье, ее автор просто "очень хорошо" осведомлен о том, что у нас происходит в сфере образования. Прото все замечательно, все в ажуре. Интересно у него самого дети есть, и если да, то хотелось бы узнать где они учатся. Что будет в ходе новых введений, посмотрим, а то что есть сейчас, видно не вооруженным взглядом. Выпускники школ элементарно не знают ни своей истории страны, ни географии, ни литературы. Я уже не говорю о таких предметах, которые были раньше в программе- Краеведение или история родного края. Я твердо убежден и думаю меня поддержат большинство, раньше в советские времена, образование было лучше и статус учителя так же был выше, как и его зарплата. А в нынешнее время........ пообщайтесь с учителями, только по результатам общения, напишите правду. Уверен, она не будет такой радужной, как все изложено в этой статье.
Anonymous to Александр
3 октября 2012, 10:43Полностью поддерживаю все вышесказанное... Я тут пообщался на днях с парой школьников 8-9 класс (а ребята далеко не гопники, твердые "хорошисты" и из хороших семей), так это был просто феерический капец =))) У них Лондон — столица Парижа, а кто такой Гитлер и какая страна напала на нас во время Великой Отечественной войны, об этом вообще понятия у них никакого, я просто офигивал тихонечко, если бы сам не услышал, никогда бы не поверил =))) Кстати, учителей вообще считают за быдло, это вам сами учителя расскажут. На родительских собраниях "родители", например, могут запросто наорать на учителя, хоть даже учитель и будет прав, что их чадо что-то натворило, таких случае мне рассказывали сами учителя много раз. У нас чтобы такое было. Да мы боялись в детстве родительских собраний. Родители наши с большим почтением относились к учителям и внимательно их слушали, и после собрания мы знали, что родители придут, и если что-то натворил в школе, всыпят по по первое число, и все отлично было =)))
ANA
3 октября 2012, 10:49город: КурскФонд зарплаты к зарплате никакого отношения практически не имеет, толку от него? фонд распределяется не всем, кому-то может и перечислят, а кому-то нет (по усмотрению администрации). Дальше: зарплата 13736? мне тоже интересно, где такие зарплаты, в каких школах. Молодым специалистам выплачивают максимум (!) МРОТ, спрашивается, кто пойдет за такую зарплату к современным детям, которым даже в дневнике нельзя писать красной ручкой, потому что это "травмирует психику ребенка" или которые матом могут послать учителя и им за это НИЧЕГО не будет???? увеличение 25%? это около 1000р.
P.S. Александр, естественно дети не будут знать историю своей страны, когда, например, на ВОВ дается всего (!) 3 часа, как можно выучить предмет?!
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 39 (937) от 25 сентября 2012 года
Навигационно-информационный центр в Курске открыли без Примакова
Фирменный магазин дверей «Эльбор» в Курске: Под надежной защитой Эльбор
Правила безопасности для грибника: заглядывайте грибам под шляпки и собирайте их в «дышащую» тару