Особенности норвежской рыбалки
План нашей майской операции «Держи треску за хвост» задумывался еще осенью 2008 года. Получилось 4 человека и две машины. Маршрут был определен такой: Курск – Невель – Рига – Стокгольм – Тромсо – Рованиеми – Хельсинки – Санкт-Петербург – Курск.
Движение до Невеля не составило особого труда, трасса изъезжена неоднократно. К границе с Латвией прибыли в 23.00. Было тихо... После наших гордых ответов, что едем в Норвегию на рыбалку и ответной реплики «Нихренасе, ближе негде выпить?», ни одного вопроса у таможенников больше не возникло. На латвийской стороне сразу махнули рукой в «зеленый» коридор. Опять никто не рассматривал машины и снаряжение, всё очень вежливо, по-русски. Времени затратили даже меньше, чем на российской стороне.
До Риги было примерно 340 километров, которые мы промчались, пристроившись за «спонсором» с московскими номерами. Выспавшись в гостинице, возведенной, наверное, еще до революции, осмотрели столицу Латвии. Особого впечатления Рига не произвела. Старый город в сравнении со старым городом в Стокгольме, а тем более в Ницце, рядом не стоял. Пропустив по паре кружечек неплохого латвийского пива и купив рижского бальзама, стали собираться в морское путешествие. Проглотив кучу машин и уютно разместив их в своем брюхе, белоснежный красавец-лайнер отправился в столицу Швеции.
В Стокгольме нас встретили, довезли до музея Вассы и старого города. Музей Вассы – это корабль, построенный лет 350 назад. Поскольку шведы тогда были слишком агрессивны, судно сделали с высокой надстройкой и двумя дополнительными палубами для пушек. Балласта же для устойчивости загрузили маловато. Поэтому прямо со стапеля перегруженный корабль, проплыв метров 300, пошел на дно.
В 70-е годы его поднял один мужичок и сделал музей из 7 этажей, по которым можно ходить вокруг корабля, поднимаясь от киля до верхней части палубы. Здесь мы узнали, как строились суда XVII века и жили матросы того времени, побывали на орудийной палубе. К королю не попали – после его дня рождения дворец был закрыт.
Путь в Норвегию лежал через Финляндию. Шведские дороги идеальны: по всей трассе полосы встречного движения разделены барьером. О видеокамере предупреждает знак, что она, например, на протяжении 200 м – 15 км. По мере продвижения на север пугало то, что кое-где рыбаки продолжали сверлить лед. И хотя мы знали: фьорды Норвегии не замерзают благодаря Гольфстриму, небольшое волнение присутствовало.
Наконец за разговорами и песнями приехали в Норвегию, где заборы не приняты. Хенри, наш рыбный гид, рассмотрев нашу лодку поближе, сказал, что на этом резиновом изделии №2 тут можно плавать только на противоположный берег и только в штиль. Послушав совета, взяли в аренду его лодку, о чем ничуть не пожалели.
Пошел прилив, и мы двинулись на норвежскую рыбалку. Несколько слов о примерных ее принципах. С мая по октябрь в фьорды с моря заходят всякие рыбины: треска, селедки, палтусы, зубатки и прочие. Глубины здесь до 200 метров. Надо найти место метров до 80. Можно и глубже, но замучаешься крутить катушку. К леске приделывают грузило (называется «пилькер») весом не менее 400 граммов с тройником на конце и привязанными выше примерно через 80 см двумя поводками с крючками. Легче груз брать нельзя – постоянное течение прилива/отлива будет его сносить и не даст опуститься на дно.
Рыбы водятся у дна. Когда пилькер его достигает, надо приподнять груз метров на 5–8 и делать плавные фрикции, то подтягивая, то опуская. После нескольких таких движений на крючки садится рыба. А бывало и сразу по три. Подсачка нет, используют только багор.
В первый вечер за полчаса, из которых 15 минут ушло на кручение катушки, выудили семь крупных рыбин. 4 пилькера были откушены их еще более мощными сородичами. Оказалось, что печень трески норвежцы не едят. Дикие люди! Мы жарили её в сухарях. Поскольку скушать все выловленное было невозможно, на второй день, выпуская назад треску «магазинного размера», мы ловили рыбу для филе. У улова вырезали мякоть, засолили на сутки, промыли, разложили порционно в пакеты и отправили в морозильник. Получилась 50-литровая бочка, укутанная полиэтиленом, которая благополучно доехала до дома за трое суток.
Сами норвежцы ловят рыбу исключительно под филе, чистят на берегу или прямо в море, бросая в воду остатки. Ловля автоматизирована. По бокам у катера – «удочки», где леску опускает и поднимает мотор. Крючков больше, чем три на обычном удилище (руками больше физически не вытянешь). Пока опускают крючки за очередной порцией, режут филе. Чайки тут как тут.
Домики по-норвежски благоустроены, включая высокоскоростной Интернет. Расположены максимум в 50 метрах от воды. Живут норвежцы размеренно и спокойно, никуда не торопятся. Средняя продолжительность жизни мужиков – 62 года. Налоги под 50%, но и пенсион достойный.
Через несколько дней, тепло попрощавшись с хозяевами, направились обратно. Добравшись до Рованиеми, на станции купили билеты на автопоезд до Хельсинки.
До его отправления успели съездить на Полярный круг, в резиденцию Деда Мороза, который, конечно же, находился в отпуске и куда-то смылся.
Из Питера по уже накатанной дороге домой. В Псковской области гаишники были под каждым кустом. Но после демонстрации им пилькера и краткого рассказа об особенностях норвежской рыбалки нас отпускали. За 6 остановок выписали всего один 300-рублевый штраф.
Да, кстати, удочки все рыбаки-куряне держали в руках впервые в жизни
Фирма | Адрес | Предложения | Телефоны |
---|---|---|---|
Турфирма «МосТур» | ул. М. Горького, 21, mostour@kursknet.ru, http://www.mostour-kursk.ru | Болгария. Автобус из Курска. От 10 тыс. руб./чел. 13 дней. Пляжный отдых на популярных курортах России и мира. Экскурсионные авиа, ж/д и автобусные туры по России и Европе. Визы. Авиабилеты. Автобус в Германию из Курска. | 51-00-44, 70-04-40 |
На правах рекламы. Предложение действительно на момент публикации.
Иван ГРЫЗУНОВ