Курские врачи пересели на вертолет
Практически каждый день во дворе областной клинической больницы приземляется вертолет «Ми-2». Он привозит пациентов из дальних районов. Тех, кому срочно нужна высококвалифицированная медицинская помощь.
Час аренды – 13,5 тысячи
Долгое время курские врачи обходились без санитарной авиации. Не потому, что вертолет был не нужен – не хватало средств. Сейчас центр медицины катастроф арендует «Ми-2» у курского аэроклуба. «Из областного бюджета за час эксплуатации вертолета платят 13,5 тысячи рублей, – поясняет начальник центра медицины катастроф Юрий Кравченко. – На первый взгляд, сумма большая. Но спасенную жизнь нельзя измерить деньгами. Скажем, опоздаем с оказанием помощи, человек попадет в реанимацию. Один день интенсивной терапии обходится в тысячу рублей. То есть 2 недели, проведенные в реанимации, – уже 14 тысяч. А если человек из-за не оказанной вовремя помощи получит инвалидность? На медицине экономить нельзя».
Обычно вертолет доставляет в Курск пациентов из глубинки, когда на машине дорога займет несколько часов. «Ситуации всякие бывают, – продолжает Юрий Владимирович. – Например, в районную больницу нужно срочно доставить кровь. Конечно, вызываем вертолет. Порой местные врачи не в силах оказать узкоспециальную помощь – скажем, принять тяжелые роды. Приходится лететь. Совсем недавно из Кшени поступил вызов – 2-летний ребенок упал на штырь. Арматура пробила свод черепа, выдавила лобную пазуху. Хирург бросила все свои дела и полетела спасать ребенка. У наших сотрудников не бывает выходных или праздников».
Как таковых посадочных площадок в райцентрах не предусмотрено. Есть договоренность, где может приземлиться вертолет. Так, в Обояни «Ми-2» садится на футбольное поле. Кое-где имеются заасфальтированные площадки рядом с больницами. «Больше 10 лет назад мы летали даже на самолетах, – вспоминает Кравченко. – Было два «кукурузника» и проблема – для них нужна взлетная полоса. Не во всех районах существовали аэродромы, да и далеко они располагались. Скажем, до Пристени лететь 20 минут и столько же приходилось ехать до больницы».
В полете отказывали двигатели
В центре медицины катастроф работают водители экстра-класса. Они как свои пять пальцев знают дороги области. «У нас есть летчик Сан Саныч, – непревзойденный пилот, – говорит Юрий Кравченко. – Приезжаю как-то на аэродром, в земле пробито три ямки. Спрашиваю – откуда. Мне отвечают: «Это так наш Сан Саныч приземляется». Представляете, какая точность. Пилот настолько профессионален, что каждый раз сажает вертолет точно на одно и то же место».
Для жителей райцентров каждый прилет вертолета – событие. «Тут же собираются и рассматривают машину, – говорит Кравченко. – Не только малышня, даже взрослые сбегаются. Вертолет ни в коем случае нельзя покидать, иначе местные жители моментально что-нибудь скрутят».
– Врачи не боятся летать?
– Бывает. Особенно этим грешат женщины. Хотя в последнее время привыкли Вертолет – весьма опасный вид транспорта, в случае отказа двигателя он не спланирует, как тот же «кукурузник». Врачи застрахованы от несчастного случая. Максимальная выплата, в случае смерти, всего 100 тысяч рублей. Согласитесь, смешная сумма. К счастью, пока аварий не случалось. А вот когда летали на самолетах, бывало, двигатели в полете отказывали. Жуткое зрелище: земля далеко внизу, а винт стоит на месте. Пару раз попадал в такую ситуацию. Бывало, при посадке налетали на кочку и трескалось шасси. Летчики называют эту деталь подколесина. А у нас в ту пору работала доктор по фамилии Куролесина. Связь в те времена плохая была, связываемся с больницей, докладываем: «У нас разбилась подколесина». Диспетчер не расслышал, всем сообщил, что врач погибла. Все в шоке, в панике Как же коллеги обрадовались, когда выяснилось, что просто сломалась деталь шасси!
Ольга ХАРИТОНОВА