КПК объявила «войну» Китаю
Накануне Нового года губернатор Александр Михайлов и председатель совета директоров «Курской подшипниковой компании» Сергей Колесников подписали соглашение о сотрудничестве обладминистрации и КПК на 2005 год. Предприятие находится в стадии коренной реконструкции и нуждается в особом внимании.
Аналогичный документ действовал и в 2004 году. Не все из намеченного удалось воплотить, но позитивные сдвиги налицо. Например, подшипниковая компания перестала быть убыточной. Стабилизировалась выплата зарплаты, начались существенные технологические и организационные изменения, на первом этапе потребовавшие серьезных интеллектуальных и материальных затрат. Есть неизбежные в таких случаях издержки, болезненно воспринимаемые коллективом, за истекший год сократившимся почти на четверть. Меняются требования к качеству работы, уровню квалификации, ресурсо- и энергосбережению К издержкам реконструкции можно отнести и снижение объемов производства: некоторые виды продукции заменят более перспективными.
Основное направление технологической реконструкции – внедрение автоматизированных линий по производству подшипников. Сегодня работают семь, а всего их будет 38. Они-то и дадут основной экономический эффект. Сюда можно отнести и компьютеризацию всех стадий производственного процесса: от рабочего места инженера-конструктора до складского хозяйства. В 2004 году на это израсходовано более 4 миллионов рублей. Весь год на КПК шла серьезная работа по изменению ассортимента выпускаемой продукции. Отслеживали все тенденции мировой подшипниковой «моды» в целом, интересовались требованиями конкретных заказчиков. Так, для Заволжского моторного завода разработан и освоен ряд узловых (интегрированных) подшипников – это когда подшипник является частью какой-то унифицированной конструкции. Подшипниковое производство берет на себя то, что раньше выполняли другие отрасли. Это – мировая тенденция, и ее нельзя не учитывать.
В планах КПК – стать поставщиком знаменитой фирмы «Дженерал Моторс». Требования американцев к качеству поставляемых подшипников очень жесткие – это часть государственной политики США. Предстоит пройти сертификацию и строго придерживаться условий договора. Статус поставщика на конвейер мощного автопроизводителя даст возможность значительно повысить цены на подшипники как на запчасти, что компенсирует все затраты. В перспективе и расширение на КПК номенклатуры тяжелых подшипников. Сегодня их традиционные производители (Минский и Винницкий заводы) сильно снизили объемы. И курянам надо первыми занять освободившуюся нишу. Для этого приобретено современное импортное оборудование, идет его монтаж. Среди задумок есть и другие направления совершенствования производства, но это – на завтра. Сегодня на КПК исходят из того, сколько могут потратить и как быстро будет отдача. Каждый рубль на учете.
Основные требования обладминистрации, зафиксированные в соглашении с обоюдного согласия – увеличить коллектив предприятия и поднять зарплату на 15 процентов. Уже сейчас на предприятии готовы принять до 500 квалифицированных рабочих-станочников. Но сами собой они не появятся, учитывая разруху в системе профобразования. Потому для работы на автоматических линиях набирают молодежь, на период обучения устанавливая им стипендии (до 5 тысяч рублей в месяц). Без квалифицированного инженера дело тоже не пойдет, и КПК строит особые отношения и с техническим университетом.
Работы по перспективному развитию ведутся на фоне жесткой конкурентной борьбы, усиливающейся с каждым годом. Главная проблема – Китай, вошедший в число мировых лидеров в производстве подшипников: там научились делать очень качественную, высокоточную продукцию, соответствующую самым высоким требованиям. При этом китайцы могут позволить себе демпинговые цены – государство компенсирует убытки. Они готовы продавать подшипники дешевле, чем российские заводы покупают материал для них. Шведская фирма SKF (признанный мировой лидер в производстве подшипников) построила в Китае с десяток заводов по последнему слову техники. Условия: 10 лет шведы не платят налогов, а потом предприятие переходит в собственность Китая. После этого наш юго-восточный сосед еще более упрочит лидерство. Вот и потягайся с ним!
Без преувеличения можно сказать: кто владеет подшипниками, тот владеет миром. Судя по всему, китайцы это хорошо понимают. А в России? Хватит ли даже самого благожелательного отношения со стороны областных властей без серьезной государственной поддержки?