Жми сандалей на педали!
Умелое обращение с органами управления поможет избежать грубых ошибок при движении на автомобиле.
Многие начинающие водители не хотят прислушиваться к советам инструкторов относительно правильного обращения с педалями и рычагом КПП, самоуверенно полагая, что здесь все и так ясно. Мол, я сам знаю, как мне жать на педали или держаться за рукоятку рычага КПП. Однако на самом деле действенность таких рекомендаций давно уже опробована на практике сотнями тысяч водителей и автоспортсменами, которые как нельзя лучше знают, чем грозит неумелое обращение с органами управления. Мы хотим напомнить вам некоторые из них.
Сцепление
Следует помнить, что педаль сцепления имеет свободный, рабочий и холостой ход привода. Самым ответственным является рабочий ход. Это тот момент, когда диски начинают соприкасаться и полностью смыкаются. В этом случае самым важным является возможность контроля высоты педали сцепления. И если пятка ноги при движении с места упирается в пол, такой упор позволяет более точно чувствовать каждый миллиметр изменения расстояния. Другими словами, в момент начала движения пятка левой ноги должна иметь естественный упор в пол.
Проверьте свои навыки с помощью теста. Произведите старт автомобиля с пяткой, не опирающейся на пол. То же самое проделайте с опором пятки. А теперь повторите упражнение с усложнением, в момент старта поднимите и опустите пятку. Повторите упражнение 10 раз и оставьте в арсенале тот вариант, при котором вы допустили меньше всего ошибок.
Тормоза
Для тормозного привода основным показателем следует считать информативность при торможении. Водитель должен определить усилие нажатия на педаль, которое достаточно для выполнения, скажем, остановки. Здесь мы рекомендуем отрывать пятку правой ноги от пола, так как в противном случае усилие, приложенное ногой, делится между педалью и напольным ковриком.
Привыкая к каждому конкретному автомобилю, водитель должен прочувствовать информативность педали тормоза. Для этого на ровном участке следует разогнать автомобиль до 50 км/ч, а затем выполнить плавную остановку на участке 30–40 метров. Попытайтесь добиться равномерного замедления на этом участке до момента полной остановки. Особое внимание уделите положению ноги. Повторите упражнение с поднятой пяткой и наоборот.
При выполнении упражнений на педальном узле старайтесь нажимать на педаль не пальцами ноги, а местом фалангового соединения на стопе.
Рычаг КПП
Чтобы избежать ошибок при переключении, следует применять правильный хват рычага. Подобный прием заключается в использовании правила контроля избираемости. Насадка рычага должна быть удобна в обхвате со всех сторон. Хват мы рекомендуем осуществлять сверху плотным и предельно естественным обхватом пальцами таким образом, чтобы усилие каждый раз было одинаковым, независимо от того, какую передачу вы включаете.
Тренироваться переключать передачи можно при выключенном двигателе. Попробуйте последовательно переключиться с первой по пятую передачу и обратно. Каждое переключение производится с выжимом педали сцепления, в то же время правая рука после переключения быстро возвращается на рулевое колесо. Это очень важно при маневрировании с одновременным переходом из одной передачи на другую.
Постарайтесь увеличить скорость переключения передач (в среднем около 20 сек.), так как этот навык позволит вам не только эффективно разгоняться, не теряя обороты двигателя при «попадании» в нужную передачу, но и тормозить, помогая замедлению автомобиля, последовательным переключением с высшей передачи на низшую.