Улица горящих телевизоров
В последнее время энергетики ежедневно твердят: отдайте нам долги. Однако претензий у курян к сидящим у рубильника, накопилось не меньше. Даже если не говорить о регулярно стоящих трамваях, зимнем холоде в квартирах и отключении горячей воды.
Как наказали «Курскэнерго»
Например, жители улицы Сливовой в Курске не первый год пытаются добиться от ОАО «Курскэнерго» добросовестного выполнения своих обязанностей. От перепадов напряжения здесь регулярно отключается, ломается бытовая техника. В мае 2000 года в нескольких домах в одночасье сгорели телевизоры и магнитофоны, электричества не было в течение трех дней. Пострадавшие обратились с коллективным иском в Промышленный суд. Представители Центральных электросетей «Курскэнерго» заявили в суде, что вины их в случившемся нет. Мол, сильный ветер оборвал не нулевой, а фазный провод, из-за чего электроприборы выйти из строя не могли.
Но справки о ремонте бытовой техники были убедительнее. Учитывая однообразность повреждений (у всех электроприборов вышли из строя блоки питания) и то, что это произошло в одно время у всей улицы, судья Любовь Муминова признала энергетиков виновными, обязав оплатить затраты на ремонт, моральный вред, расходы на суд и госпошлину. Моральный ущерб каждого истца был оценен в 300 рублей, а ремонт каждому обошелся в разную сумму. От 800 рублей и выше...
«Курскэнерго» платить отказалось, обратившись с апелляцией в областной суд. Тот оставил решение в силе, но деньги жители улицы Сливовой получили лишь с помощью судебных приставов. Увы, их злоключения на этом не закончились, ведь энергетики не устранили причину неполадок в сети. Напряжение в розетках по сей день скачет постоянно. Телевизоры здесь стараются смотреть только с включенным светом. Когда лампочки внезапно раскаляются добела (а это происходит очень часто), все выключают электроприборы из розеток. Не успеешь – поплатишься. Обращения в ЦЭС ничего не дают, электрики приедут, замерят напряжение, – говорят, все в норме, и опять уезжают.
«У меня в огороде стоит трансформаторная подстанция, – рассказывает жительница улицы Сливовой Татьяна Березуцкая. – Ее щит даже не закрыт на замок. Любой может подойти, подключить напрямую «сварку» или что-то еще. Неоднократно говорила энергетикам, чтобы повесили замок, обеспечили охрану, без толку. Мне кажется, все наши проблемы от этого».
Без меня меня судили
5 ноября 2002 года из-за скачка напряжения на улице Сливовой «полетела» техника у всех, кто не успел вовремя выдернуть шнур из розетки. Сгорели, в основном, телевизоры и видеомагнитофоны. Люди снова обращались в «Курскэнерго». Но следующая массовая поломка приборов 3 января 2003 года показала, что ничего так и не было сделано. По причине длительности разбирательств, большинство людей не захотели судиться второй раз. Но директору ЦЭС «Курскэнерго» Ивану Ештокину заявление написали: «Надо установить причину такого высокого напряжения. Убедительно просим установить защитное устройство на трансформаторе». Реакции – ноль. Тогда Березуцкая и Виктор Потапов подали новый иск на энергетиков.
Мировой судья Александр Глебов, говорят пострадавшие, несколько раз откладывал слушания, требовал от истцов отвезти технику на экспертизу и самим оплатить. Хотя пункт 5 статьи 18 Закона «О защите прав потребителей» ясно говорит: экспертизу должна оплачивать энергоснабжающая организация. Выяснять причины массовых поломок техники – тоже ее забота. На очередное судебное заседание 29 марта этого года ответчики не явились. Слушание отложили. Истцы отправились домой. Ждали по почте повесток, а получили решение суда. Оказалось, 7 апреля судья в отсутствие жителей Сливовой постановил: в иске отказать. Представители «Курскэнерго» заявили, что телевизоры могли быть повреждены из-за... «температуры, влажности, прямых солнечных лучей, наличия пыли в корпусе». О том, что сгорели они почему-то сразу у всех – ни слова.
Мы побывали на улице Сливовой. Поговорить с нами собрались все жители. «Который год ходим, просим: разберитесь! Почему лампочки так накаляются?! Почему техника горит?! Никому ничего не нужно! Однажды еле добились справедливости! А теперь они нам даже отвечать отказываются. Спрашивается, за что мы платим?» – возмущались люди.
Свидетелей, готовых подтвердить, что телевизоры у Березуцкой и Потапова вышли из строя не из-за «пыли или влажности», более чем достаточно. В тот же день сгорели настольная лампа и телевизор у Надежды Потаповой из дома №21, компьютер, микроволновая печь и стиральная машина у Малыхиных из 23-го дома, телевизор и «видик» у Казанцевых из дома №18. Почему не стали судиться? Говорят, толку мало. Чинить все равно придется, а пока получишь возмещение убытков, больше нервов истреплешь. Да и добиваются они по большому счету не компенсации вреда, а того, чтобы им наконец-то наладили нормальное безаварийное энергоснабжение.
Потапов и Березуцкая подают апелляцию на решение мирового судьи. Юристы посоветовали заказным письмом направить в «Курскэнерго» требование провести экспертизу поломанной техники в месячный срок. Уведомление о получении письма они предъявят в суде. Если энергетики не выполнят требование, за каждый день просрочки придется платить неустойку – 1% от суммы иска.
Советы специалистов
1. Как только «вырубилась» техника, вызывайте сотрудника ЖЭУ, Жилсервиса или представителя конторы, которой платите за коммунальные услуги. Он должен составить акт. Один экземпляр оставьте себе.
2. Подготовьте заявление-претензию энергетикам в местные электросети. Если принимать его отказываются, отправьте письмом с уведомлением о вручении, сохраните квитанцию и копию письма. Каждый шаг подкрепляйте бумагой. В суде пригодится.
3. Если возникнет спор, кто виноват в поломке, по закону «О защите прав потребителей» экспертизу за свой счет обязан провести услугодатель – то есть электросети.
4. Если нарушители бездействуют даже при виде акта экспертизы, можно пожаловаться в Управление Министерства по антимонопольной политике. Оно вправе оштрафовать нерадивых энергетиков.
5. Последняя инстанция – суд, куда вы должны прийти со всеми вышеперечисленными документами.
Марина КРАПИВНАЯ