Для курских ювелиров золото как пластилин
«Когда б вы знали, из какого сора рождаются стихи » – эта ахматовская строчка почему-то вспомнилась, когда я переступила порог ювелирной мастерской. Маленькая комнатка, столик в углу и непонятные предметы, на полочках – множество инструментов, схожих с хирургическими. Из всего этого знакомыми показались только весы.
Сам ювелир, Вадим, узнав, что предстоит разговор с прессой, вначале повел себя как на допросе в гестапо: «Ничего не знаю, не скажу!» Лишь потом стало ясно, почему – если хозяин увидит посторонних, мастеру не поздоровится, ведь материалы и инструменты лежат открыто на столе. «Что это?» – интересуюсь, кивая на странную штуковину, напоминающую валики стиральной машины. Оказалось, это – вальцы, через которые прокатывается металл. С их помощью кусок золота или серебра можно превратить в пластину толщиной до 0,1 миллиметра!
В умелых руках мастера рождаются украшения (кольца, серьги, цепочки, браслеты, колье), предметы туалета (пудреницы, зеркальца, запонки, шкатулки), принадлежности для курения (портсигары, пепельницы, мундштуки, зажигалки) и предметы для сервировки стола, часы, медали, значки, брелоки... Перечень едва ли не бесконечен. Впрочем, куряне – и заказчики, и ювелиры – отдают предпочтения кольцам и серьгам. Есть еще одна тенденция: чем крупнее человек, тем солиднее и массивнее он заказывает украшение.
Грамм золота =
3 километра проволоки!
Каждый ювелир должен хорошо знать свойства материалов, с которыми работает. Ведь каждый из них, как и человек, имеет свой характер. Порой ювелиру приходится быть и алхимиком. Ведь использовать драгоценные металлы в чистом виде не всегда оправдано. Во-первых, дорого, во-вторых, не все они обладают стойкостью к износу. Поэтому чаще используют различные сплавы. К примеру, только золото имеет 43 «оттенка»! Многообразие цветов зависит от состава сплава. Обычное для нас желтое обручальное кольцо такого цвета лишь потому, что в нем преобладает серебро. Соединение с платиной дает белое золото, красным оттенком сплав обязан повышенному содержанию меди. Золото отличается вязкостью, мягкостью, поэтому оно удобно для ковки и невероятно тягучее. Одного грамма достаточно, чтобы изготовить тонкую проволоку длиной 3,5 километра! Как поясняют ювелиры: «Самое сложное – чувствовать металл. Важно поймать момент, когда он достаточно разогрелся и готов к работе. В противном случае изделие можно испортить, или, например, пайка не будет держаться».
Ювелир должен
дружить с головой
Хозяин мастерской Руслан оказался более разговорчивым собеседником.
– Нередко ювелиров обвиняют в мошенничестве. Порой человек опасается отдать вещь даже в ремонт или требует выполнить работу в его присутствии. Мол, если ждать до следующего дня, все камешки из кольца вытащат. Приходилось ли сталкиваться с такими клиентами?
– Бывали и такие, но скажу одно: если мастер дружит с головой, он никогда не станет заменять камни и разбавлять, а тем более воровать металл! Ведь клиент потом может зайти в любую ювелирную мастерскую и проверить, держит ли металл пробу или какие в нем камни. Так что подобное мошенничество ничего, кроме неприятностей, ювелиру не принесет. Клиента всегда предупреждают, что потери в зависимости от вида изделия могут составить от 4,3–9% от общего веса исходного материала. Например, при полировке украшений снимается тонкая пленка золота. К тому же при приеме заказа человеку всегда выдается квитанция, где указано, какое изделие было принято, его вес, камни (если есть).
– У вас имеется каталог изделий. Неужели все, что в нем представлено, можно заказать в вашей мастерской?
– В принципе, да. Хотя от некоторых приходится отказываться. К примеру, от очень трудоемких. К тому же, в зависимости от сложности изделия меняется и цена. Не всегда клиент готов заплатить называемую сумму. Очень часто люди приходят уже с готовыми рисунками и эскизами, специально снимают размеры понравившегося кольца или цепочки в ювелирных магазинах. У нас есть готовые штампы. С ними кольцо можно изготовить всего за час-полтора.
Мне протягивают этот «штамп» – небольшой валик с отверстием сбоку. В него заливается расплавленный металл, а потом, когда он застынет, вынимается уже готовое изделие. Таким образом можно делать практически любые украшения. К примеру, удивительная точность и тонкость работы на иконках (даже буквы на книжках в руках святых можно разобрать!) тоже достигается с помощью штампа. На него кладется тонкая пластинка, прижимается сверху: объемная фигура готова!
Намного больше возни с цепочками. Иногда мастеру надо 500 раз вручную закрепить звено, спаять его горелкой и потом отшлифовать!
– Были особенно запомнившиеся заказы?
– Вспоминается массивный браслет из драконьих голов, даже застежка была выполнена в виде закрывающейся пасти дракона. Еще был интересный заказ – нательная икона, а на ней около 70 бриллиантов. Приносили для полировки мужскую печатку, которая надевалась сразу на два пальца и больше напоминала кастет, нежели украшение. А как-то раз сразу килограмм золота (вернее, золотого лома) в руках держал. Даже отношение к этому металлу изменилось: для меня теперь он как пластилин.
Елена ДОЛЖЕНКОВА
Вверх▲
Отзывы читателей (2)
Написать отзыв▼
noa
4 марта 2004, 13:34город: пуспой...:)