Плохие новости, или Газетный бизнес по-курски
Бизнес – штука сложная. У одного он получается, а у другого – нет. И это не зависит от начального капитала и потенциальных возможностей предпринимателя.
Возьмем хотя бы такого монстра отечественной промышленности, как завод «Химволокно» и небольшое, но весьма рентабельное предприятие железногорский завод «ГОТЭК». Первому не помогли ни инвестиции, ни пристальное внимание и поддержка областных властей, а второе без всякой помощи со стороны достигло огромных успехов в своем бизнесе и стало одним из лучших предприятий России. Все дело, наверное, в талантливых менеджерах, думающих не только о собственном кармане и сиюминутной выгоде, но и о перспективах развития. Те же законы действуют и на рынке средств массовой информации. Быть или не быть той или иной газете – решает рынок. Но на рынок можно выставить все, включая себя. Именно по этому пути пошла небезызвестная в области газета «Хорошие новости». Издатели когда-то самой популярной газеты стали дельцами или, скорее, услужливыми приказчиками предпринимателей и политиков. Газету заполонили заказные материалы, которые легко могут претендовать на звание «Самый грязный пиар за всю историю продажной журналистики».
За очень приличные деньги главный редактор «ХН» Юрий Воротников напишет о вашем конкуренте любую гадость, но не обижайтесь, если в следующем номере вы прочтете такой же материал о себе, в свою очередь, проплаченный вашим конкурентом. О таких говорят: за деньги готов продать родную мать. До матери пока дело не дошло, а вот отец, которого Воротников одно время сделал учредителем своей газеты, уже давно отдувается за проделки великовозрастного сынка. Бедный старик, глотая валидол и держась за сердце, вынужден выступать ответчиком в суде перед всеми, оклеветанными «Хорошими новостями».
Однако позиция «Чего изволите?» до добра не доводит. За последние годы читатель стал гораздо требовательнее относиться к качеству газетных материалов. Отсюда и результат: тиражи «Хороших новостей» неуклонно поползли вниз. Для тех, кто следит за газетным бизнесом в Курске, не секрет, что когда-то у «ХН» тираж доходил до 40 000 экземпляров. Но посмотрим динамику падения спроса на эту газету за последний год. В июле–августе 2002 года тираж «ХН» составлял 12 тысяч экземпляров, а в июле–августе 2003-го скатился до 7,5 тысяч. С такими темпами можно прогнозировать, что газета закроется в марте 2005 года. Для сравнения приведем динамику роста тиража газеты «Друг для друга»: июль–август 2002 г. – 31 тысяча экземпляров, июль–август 2003 г. – 37 тыс. Интересные цифры: можно предположить, что те 5,5 тыс. читателей, которых потеряли за год «Хорошие новости», стали поклонниками «ДДД».
Вот вам и следствие непродуманной политики руководства «ХН» – даже совсем недавно появившиеся на курском рынке СМИ переплюнули некогда самую популярную газету. Ничего удивительного, ведь заказные материалы, как наркотик: однажды «подсев» на них, невозможно отказаться. Болезнь приобретает стандартные симптомы: катастрофически быстро падает профессионализм журналистов (по крайней мере, в сфере освещения политики и бизнеса), так как легкие деньги развращают. Становится почти немыслимой перепроверка фактов, журналистская этика. В результате тираж оказывается смехотворным и свидетельствует о том, что люди это издание просто не читают.
К сожалению, благодаря такому подходу к своему делу отдельных изданий, падает авторитет прессы в целом. Заметьте, что почти никто больше не реагирует на «громкие» статьи, которые 10 лет назад стали бы предметом официальных расследований и обсуждения всего общества. Приходится сделать печальный вывод, что все это нанесло ущерб не только тиражам отдельных газет, но и доверию средствам массовой информации в целом. Обидно бывает слышать, когда из-за таких незадачливых борзописцев средний гражданин считает газетную информацию почти исключительно враньем и фальсификацией. Очень хочется верить, что так будет не всегда, что на место прежних издателей придут новые, и вместо свободы покупать всех и вся мы получим истинную свободу слова.
Соб. информ. «Друг для друга»