Курск осиротел. Ушел из жизни Олег Радин
Эта новость ошеломила весь Курск. Вечером 12 февраля стало известно, что ушел из жизни яркий, эпатажный, неравнодушный, принципиальный, ни на кого не похожий Олег Радин. Человек-праздник, без которого невозможно представить наш город. Он был его частью и с вдохновением писал его историю – красками и чернилами заполняя белые пятна.

Владелец первой в Курске частной галереи «АЯ», художник, краевед, коллекционер, общественный деятель. Радин – наше всё, полушутя говорили мы. Сколько новостных поводов дал он журналистам! Выставки, перфомансы, акции, лекции, творческие встречи, издания краеведческой литературы. Двери его галереи на улице Кати Зеленко всегда были открыты. И сам он был очень открытым человеком. Был рад каждому гостю. Запросто мог провести спонтанную экскурсию, увлекая в свой мир, наполненный творчеством, и погружая в историю родного Курска, в который он был по-мальчишески влюблен. Он любил этот город по-настоящему, взахлеб и навсегда. И любил людей. И они любили его. Наверное, ни одна утрата не вызвала у курян такого отклика, как смерть Олега Михайловича – человека без званий и регалий, никогда не занимавшего никаких солидных постов. Сотни комментариев в соцсетях со словами соболезнований и сожалениями о такой на самом деле невосполнимой для Курска утрате.
Планировал стать юристом
Радин – коренной курянин, вырос в Казацкой слободе. В школе страстью была лепка из пластилина. Но о творческой профессии Олег не помышлял. И даже хотел уехать из Курска. После выпускного отправился покорять Москву, поступать на юрфак МГУ – хотел пойти по стопам отца. Но у судьбы были свои планы. Заболев, искупавшись в ледяной реке, Радин вернулся в родной город, так и не подав документы в главный вуз страны. Пошел вместе с друзьями в политехнический институт на машиностроительный. Но бросил вуз на третьем курсе, неожиданно для себя оказавшись в бутафорском цехе Курского драмтеатра.

В театре Олег Радин проработал 13 лет – декоратором, бутафором, заведующим художественно-постановочной частью. Здесь он начал писать картины. Иногда они становились частью реквизита.
– Любой художник хочет, чтобы его картины видели люди. Работая в театре, я устраивал свои выставки в его стенах – в бутафорской, в декоративном цехе. Один раз мне даже сильно повезло. Был спектакль «Фортуна Лебреша», и по сюжету в одной из сцен на аукционе покупали картины. Ну как упустить такой случай? Мои картины, конечно же, были на сцене и участвовали в этом аукционе. Ребята-актеры, с которыми я дружил, прикалывались, произнося со сцены: «Это художник АлЕко », «Это художник РадИн», – вспоминал в одном из наших интервью Олег Михайлович.
«В Курске – замечательные художники!»
Выставки – свои и друзей-художников – он устраивал также у себя дома, на квартирах, в библиотеках, на Боевке и даже в Верхне-Троицком храме женского монастыря на улице Максима Горького, где в конце 1980-х располагался Дом народного творчества. Там же в покойницкой потом была мастерская Радина.

А в 1992 году Радин основал свою частную галерею, которая стала центром притяжения.
На первом этаже кирпичной девятиэтажки на улице Кати Зеленко, в помещении, где сейчас располагается «АЯ», в начале 1990-х был магазин «Вернисаж». По словам Радина, нечто среднее между комиссионкой и секонд-хендом: стеклянные витрины, в которых можно было увидеть всё что угодно – ружье для подводного плавания, ласты, какие-то пузырьки, батончики «Марс» и «Сникерс», линолеум в рулонах, посуду, картины и тут же какие-то штаны
Адрес галереи «АЯ» ни разу не менялся. Это место Радин называл «намоленным». Художниками, разумеется. Считал, судьба неслучайно привела его на бывшую улицу Веселую (так раньше называлась улица Кати Зеленко). Ведь именно здесь когда-то находился дом, в котором жил Михаил Якименко-Забуга – художник и педагог, один из первых представителей курского товарищества художников. И его мастерскую на мансарде посещали многие курские художники, в том числе Казимир Малевич. Первые уроки рисования у Якименко-Забуги брал Александр Дейнека.
За 33 года в галерее «АЯ» прошло около 450 выставок, еще более ста Олег Михайлович организовал на других площадках.
«В городе Курске – замечательные художники!» – всегда говорил он. И поддерживал любые творческие начинания. В его «АЯ» проходили выставки как именитых курских художников, так и тех, кто делал первые шаги в творчестве. Иногда выставлялись даже совсем юные художники – те, кто учится в начальной школе. Темы и направления могли быть самые разные. «Надо исключить пошлость и вульгарность. А яркость, сочность – она должна присутствовать!» – был уверен галерист.
Письмо в 2032 год
В 1993 году Радин придумал новый праздник – Общепланетарный день художника. В честь него каждый год 9 августа он устраивал перфоманс. Временные скульптуры, которые он открывал в этот день перед своей галереей, всегда были на злобу дня.
Самый скандальный (сюжеты вышли даже на федеральных каналах) – «Соловей сущий». Одна буква «с» во втором слове была деликатно перечеркнута. Соловей появился накануне выборов, и посыл был такой: перед выборами кандидаты в депутаты многое обещают и поют песни, как соловьи.

Еще был черный кот. Его Радин «сваял», когда выяснял отношения с мэрией по поводу аренды. «Я подумал, что между нами пробежала черная кошка, и решил поставить памятник этому животному – задобрить, чтобы наши отношения с городской администрацией наладились», – объяснял он.
Скульптура даже немного попутешествовала по городу и области. Черного кота «приглашали» уладить похожие проблемы. Сработало.
Был также «Золотой ключик ЖКХ» с намеком на рост тарифов. Памятник «борщевому набору» – еще один намек на подорожание. А памятник художнику андеграунда XXI века стал посланием потомкам. Фигуру человека, прокручиваемого через мясорубку, накрыли медным тазом и замуровали у входа в галерею. Вместе с письмом потомкам. Достать его должны в 2032 году, к 1000-летию Курска.
Еще одной страстью Радина было сохранение истории Курска. «По сути, я не исследователь-краевед. Я коллекционер-собиратель. Если принесли что-то, касающееся Курска, я это не отпущу. Тем, что у меня есть, пользуются и краеведы, и музеи», – говорил он.

Благодаря сотрудничеству с краеведом Виктором Крюковым и архивам, переданным коллекционерами Владимиром Тихоновым и Вадимом Шуклиным, были изданы три фундаментальных тома «Город нашего детства», сохранившие фотографическую память Курска 1950-х годов.
Но самым важным Олег Радин считал вклад галереи в изучение курского периода жизни автора «Черного квадрата» Казимира Малевича, который провел в нашем городе более 10 лет. И самый большой краеведческий материал на эту тему собрал именно Олег Михайлович. Как итог – создание в стенах галереи музея Казимира Малевича. И пусть это всего лишь одна крошечная комната с несколькими экспонатами. Но зато какими! Уникальные фотоснимки и газеты, в которых сообщалось про выставку в Курске. В 1913 году основоположник супрематизма привез в наш город, который покинул в 1906 году, картины группы художников «Ослиный хвост».
«Казимир Малевич – восклицательный знак моей галереи», – говорил Радин.
Даже серьезно болея в последнее время (были проблемы с сердцем), Радин оставался оптимистом и продолжал строить планы, готовился к фестивалю Малевича, который не смог провести в прошлом году, устраивал выставки. Последняя состоялась 9 января – в день 70-летия Олега Михайловича. Экспозиция была небольшой – девять самых дорогих для художника картин, раскрывающих все этапы его творчества. Среди них написанный накануне автопортрет.
Анна КОРШУНОВА

