Губерния при правлении Борзенко и Гильхена
Благодаря книге писателя-краеведа Николая Пахомова и кандидата исторических наук, доцента ЮЗГУ Ангелины Пеньковой «Курск и его правители» продолжаем знакомить читателей газеты «Друг для друга» с историей нашего города и его руководителями. В прошлом номере мы остановились в конце революционного 1905 года, когда из-за бунтов пост губернатора покинул запомнившийся его современникам-курянам Николай Гордеев. Курскую губернию на пару лет возглавил действительный статский советник Виктор Борзенко, который до этого был вице-губернатором.
Доррер и Ко против народных волнений
Вице-губернатором при Борзенко стал статский советник Михаил Гильхен, происходивший из потомственных дворян Курской губернии и позднее ставший главой нашего региона.
Пару лет Курскую губернию возглавлял действительный статский советник Виктор Борзенко. Фото Максима ДмитриеваПредводителем губернского дворянства остался упоминавшийся нами ранее граф и коллежский асессор Владимир Доррер. Потомок французских эмигрантов владел имением и 1300 десятин земли в Белгородском уезде. До Курска также служил по ведомству МВД, сменил ряд должностей в нашей губернии. В феврале 1904-го был избран в особую комиссию гласных губернского собрания для устройства врачебной помощи больным и раненым на Русско-японской войне. Состоял членом Совета при МВД от губернского земства.
В 1905 году возглавил «Курскую народную партию порядка», созданную по инициативе князя Николая Касаткина-Ростовского. В народе ее представителей прозвали «черносотенцами». Участвовал в Совете Всероссийского союза землевладельцев, в съездах «Объединенного дворянства», «Русских людей и земских деятелей». В 1907-м избран в III Государственную Думу от съезда землевладельцев Курской губернии. Входил во фракцию правых и был председателем бюро фракции. Входил в Главный совет Союза русского народа и Особую комиссию для всестороннего исследования железнодорожного дела в России. Умер в 1909 году от воспаления легких.
Именно Доррер и его ближайшие друзья-дворяне из числа крупных помещиков противостояли революционерам всех мастей. Они же активно участвовали в подавлении протестного движения в губернии в 1905–1906 годах, требуя ввода всё новых войск в Курск и уезды для расправ над бунтовщиками.
Ленин о бунте солдат Козловского полка
Не все воинские части участвовали в подавлении народных выступлений. 22 мая 1906 года 300 солдат 123-го Козловского полка собрались на митинг на территории воинской части, приняв резолюцию, что «стрелять в братьев крестьян и рабочих больше не будут». Дежурные офицеры пытались разогнать собрание – солдаты не подчинились. А когда офицеры пригрозили казаками, «козловцы» заявили, что у них есть винтовки и патроны, да и самих их больше, чем казаков.
123-й Козловский полк на маршеОтзвуки этого события докатились до столицы. Сам будущий вождь мирового пролетариата Владимир Ленин отмечал выступление «курских пехотинцев» в статье «Накануне». Расплата солдат за бунт оказалась жестокой: самые активные участники: Ефим Омельченко, Фрол Егоров и Кузьма Колупаев – получили от 4 до 8 лет каторги. Других участников мятежа отправили в тюрьмы и дисциплинарные батальоны.
В Курске революционное движение пошло на спад еще в 1905 году после жестокого разгрома черносотенцами мирной демонстрации 19 октября. Но в уездах губернии оно стихийно продолжалось и в 1906–1907 годах.
Куряне в I и II Госдумах
В феврале-марте 1906 года на фоне накаленной обстановки в губернии проходили выборы в I Государственную Думу. В нее избраны Максим
Гудили, Михаил Кутоманов, Михаил Меркулов, Федор Овчинников, Илларион Соломко и Григорий Шапошников от «Трудовой группы», кадеты Василий Долженков, князь Петр Долгоруков, Александр фон Рутцен и Вячеслав Якушкин, а также беспартийный Николай Ширков. Из 11 курян шестеро в Думе представляли крестьянство, от рабочих депутатов не было.
Еще 1906 год отметился изданием в Москве небольшой книжки драматурга и краеведа Ивана Купчинского «Курск и куряне» с интересными фактами из жизни нашего города во 2-й половине XIX века.
Вице-губернатор Михаил Гильхен в 1907 году сменил Борзенко на посту руководителя регионаВ 1907 году Михаил Гильхен сменил Борзенко на посту губернатора. Вице-губернаторами при нем были надворный советник Владимир Колобов и статский советник Владимир Дудинский. Предводителем губернского дворянства оставался Доррер, лишь в феврале 1911-го на эту должность избран князь и полковник в отставке Лев Дондуков-Изъединов, он пробыл в ней до революционного 1917 года.
Одессит Колобов после Курска был губернатором Екатеринославской губернии и Акмолинской области, головой города Одесса, откуда эмигрировал в Югославию. Дудинский позднее руководил Томской губернией, в Гражданскую войну служил в Добровольческой армии. Также эмигрировал в Европу.
7 февраля 1907 года избрана II Государственная Дума. В нее от курян вошли 11 человек, включая пятерых эсеров из крестьян: Александр Афанасьев, Степан Волков, Николай Оводов, Андриан Русанов и Иван Пьяных. Остальные шесть представляли проправительственные партии.
Аресты и дело о Щигровской республике
Наиболее яркой фигурой был Пьяных, создавший в Щигровском уезде независимую крестьянскую республику со своими законами, судом и правоохранительными органами. За это был арестован осенью 1907 года. Демократическая пресса окрестила следственно-судебный процесс «делом о Щигровской республике», а Пьяных называла «президентом Щигровской республики». По делу проходило около 200 человек. Летом 1909 года 96 из них предстали перед Киевским военно-окружным судом, заседавшим в Курске.
В итоге осуждены 68 обвиняемых, причем 9 человек приговорили к смертной казни через повешение, включая двух бывших депутатов: Меркулова из 1-й Госдумы и Пьяных – из 2-й. Позже приговор в отношении Пьяных был смягчен.
С 1907 по 1908 год в Курске арестованы многие активные участники стачек и забастовок: Бутов, Дураков, Павлуновский, Рогов, Седых, Сериков и ряд других членов РСДРП. Этому способствовала активизация работы жандармского управления. Оно стало систематически внедрять секретных агентов в рабочие и партийные организации.
Впрочем, Курск жил не только борьбой революционных и реакционных сил. Большинство горожан занимала работа водопровода, электросетей, трамвайного и железнодорожного сообщения, систем образования, здравоохранения и культуры.
В 1907 году по инициативе городского головы Аркадия Алехина при поддержке губернатора учреждено второе реальное училище. Его разместили в здании на углу улиц Московской (ныне ул. Ленина) и Чикинской (ул. Ватутина). К нему специально пристроили новый 2-этажный каменный корпус. Первым заведующим училищем был статский советник Константин Протодьяконов, кандидат математических наук. В первом учебном году там обучались 237 мальчишек, среди них – дети крестьян, мещан, купцов, чиновников, дворян и духовенства.
Для второго реального училища к зданию на углу Московской (Ленина) и Чикинской (Ватутина) был возведен новый двухэтажный каменный корпус. Он не сохранилсяОткрылась и сельская ремесленная учебная мастерская, где готовили специалистов для работы на сельхозмашинах.
Курские булочники провели забастовку, требуя повысить зарплату, ввести вторую рабочую смену и улучшить условия труда. Им пошли навстречу.
Хороша была «Ливадия»
В 1908 году купец Петр Евдокимов, выкупив земельный участок в районе улицы Чикинской (Ватутина), открыл сад (парк) «Ливадия», в котором построил кинотеатр, летний театр, многочисленные аттракционы, буфет, киоск продажи мороженого. По вечерам, как и в Лазаретном саду, здесь играл духовой оркестр 123-го Козловского полка, днем проводились спортивные соревнования, в том числе женщин-борцов, собиравшие огромные толпы зрителей, пишут краеведы.
В «Ливадии» работали кино и летний театр, аттракционы и буфет, по вечерам играл духовой оркестр. Сейчас на месте сада спорткомплекс «Динамо», Дом знаний и гостиница «Курск»Истек срок нахождения в должности городского головы Алехина, Гордума вновь избрала его на должность, но это решение не утвердил министр МВД. Депутаты ходатайствовали перед министром о пересмотре данного вопроса. Но Курское губернское присутствие по земским и городским делам также было против. Городская Дума не сдавалась, приняв новое постановление с обращением в Сенат.
Губернатор Гильхен отменил его и предложил на пост головы города статского советника Николая Толубеева. Он вскоре и был избран. Толубеев происходил из потомственных дворян. Был гласным Гордумы, судьей, членом горуправы и Курского окружного суда, попечителем исправительного арестантского отделения.
В отличие от Алехина, активно занимавшегося вопросами квартирного довольствия военнослужащих и бесплатного народного образования, Толубеев так ярко себя не проявил. При нем закрылась частная педагогическая школа Людмилы фон Рутцен, успевшая выпустить 135 народных учительниц.
1909, 1910 и 1911 годы в Курске не отметились знаковыми событиями. Однако в связи с крестьянской политикой Петра Столыпина в 1909-м из уездов нашей губернии в регионы Сибири и Дальнего Востока переселилось около 100 тысяч курян, или 3,5% от всего населения соловьиного края.
Подготовил Юрий СТОЛЬНИКОВ, по материалам книги «Курск и его правители» Н. Д. Пахомова и А. Н. Пеньковой. Фото из открытых источников

