Греть или не греть – вот в чем вопрос. Эксперты назвали оптимальное время прогрева двигателя
С наступлением холодов с новой силой разгораются споры – греть двигатель или нет. А если греть, то как долго? Заметим сразу: автоэксперты однозначно утверждают, что машина в прогреве «на холостых» нуждается всегда. Другое дело, что потраченное время на этот процесс целиком и полностью зависит от температуры за бортом.

«Прогрев двигателя – простая, но важная процедура, – считают эксперты. – Тем более в зимний период. Основная задача – дать выйти силовому агрегату на рабочие температуры с минимальным износом. На холоде моторное масло густеет, а резкая нагрузка на непрогретый мотор – это сухое трение и прямой путь к ускоренному износу».
Наиболее надежный способ убедиться в готовности двигателя к движению – ориентироваться на показания датчика температуры охлаждающей жидкости. Большинство современных автомобилей оснащены индикатором температуры на приборной панели. Оптимальная для начала движения колеблется в диапазоне от 50°C до 60°C.
Но возникает вопрос: как быстро это происходит при -2°C или при -10°C? Тут профессионалы отмечают, что получить универсальный совет о том, как именно долго следует прогревать двигатель, невозможно. Оптимальный вариант всё равно зависит от типа двигателя – бензиновый или дизельный. Время прогрева у них разное. Также важен рабочий объем агрегата.
И в любом случае длительность этой процедуры будет меняться в зависимости от температуры окружающей среды. Если за бортом около пяти градусов тепла, двигатель достаточно греть одну-две минуты. За это время масло быстро достигает рабочей вязкости. А вот при показателях от 0°C до -5°C наилучшая длительность процедуры – примерно три-пять минут. Этого достаточно, чтобы мотор достиг оптимального состояния. Затем надо начать плавное движение на низких оборотах до выхода силовой установки на рабочую температуру. Такой подход продлевает жизнь мотора, снижает расход топлива и защищает систему смазки.
Задача усложняется, когда за бортом от -5°C до -15°C. В таких случаях рекомендуют увеличить прогрев до пяти-восьми минут. А в мороз ниже -15°C процедура может вообще занять от 8 до 15 минут (особенно в случае наличия дизельного двигателя или турбонаддува).
Также эксперты отмечают, что лучше не трогаться с места, пока не «ожил» указатель температуры. Когда это, наконец, происходит, смазка пребывает в достаточно нормальной консистенции, чтобы выполнять свои функции. Нужной кондиции успевает достичь и аккумулятор, что особенно полезно при регулярных коротких поездках и постоянном недозаряде.
Однако стоит учитывать, что и долгий прогрев мотора вреден. Когда двигатель работает слишком долго «на холостых», топливо не сгорает полностью и частично оседает на цилиндрах, смывая масляную пленку. В итоге повышается износ поршневой группы, растет расход горючего. Кроме того, посреди жилой застройки запрещено стоять с работающей силовой установкой дольше пяти минут. В этом случае советуют поступать так: завести мотор, очистить стекла ото льда и сам автомобиль от снега. К возвращению в салон двигатель как раз немного прогреется. Дальше можно ехать, но в щадящем режиме. То есть спокойно прогревать машину положенные пять минут, после чего очень медленно начинать движение на низких оборотах. В щадящем режиме авто продолжит прогреваться без резкой нагрузки. Ведь если температура окружающей среды ниже -15°C, всё равно придется заложить хотя бы минут семь на прогрев. В экстремальных условиях, при морозе ниже -25°C, придется прогревать мотор 12–15 минут, а первые несколько километров желательно двигаться с скоростью не выше 50 км/ч.
Также очень важно заботиться в мороз и о коробке передач: там тоже есть масло, которое прогревается еще медленнее, чем смазка в двигателе. Поэтому первые 30 минут поездки лучше не совершать никаких движений на максимальных скоростях, подчеркивают эксперты.
«Автовзгляд»

