Город, которого нет. Сад «Ливадия» и цирк на Красной площади
Мы продолжаем наш рассказ о прошлом Курска, о зданиях и общественных пространствах, которые когда-то были гордостью города. Судить теперь о них мы можем только по старым фотоснимкам и запискам краеведов. Сегодня поговорим о роскошном саде «Ливадия» и цирке на Красной площади.
Интригующее название
Название для общественного сада, который открылся в Курске в 1908 году, было придумано интригующее – «Ливадия». Именно так называлась летняя императорская резиденция в Крыму, под Ялтой. Мол, так же уютно и красиво.

«Там, где находятся здания гостиницы «Курск», Дома знаний и спорткомплекса «Динамо», во второй половине XIX века располагались мещанские дворы с небольшими домами, густыми садами, небольшими огородами, отделенные от шумной и оживленной Московской улицы (ныне – ул. Ленина) тонкой сплошной полосой каменной застройки, – писал известный курский краевед Владимир Степанов. – В 1908 году на свободной от построек земле возник общественный сад «Ливадия». Арендатор семейного увеселительного сада, как он сам его называл, содержатель буфета в коммерческом собрании Евдокимов расположил его в бывших усадьбах Гинкина и Белова. Он запросил у городской управы разрешение на устройство летнего театра, террасы для отдыха и эстрады для музыкантов. Именно Евдокимов и придумал для сада интригующее название».
На торжественном обеде по случаю открытия «Ливадии» Евдокимов заявил: «Сад будет носить чисто семейный характер, и при десятикопеечной плате за вход он является общедоступным. Прейскурант кушаний и питей – цены на всё означены самые умеренные».
Парадный вход в сад был с Чикинской улицы (теперь уже не существующего участка улицы Ватутина), на том самом месте, где теперь стоит драматический театр. Как отмечал Степанов, новый сад «Ливадия» предназначался для отдыха небогатой разночинной публики и оказался в городе очень кстати.

«Сад «Ливадия», устроенный в оживленной части города под кронами фруктовых и декоративных деревьев, быстро обогатился цветниками и беседками, а по вечерам манил посетителей прохладой тенистых аллей и свежим воздухом. В центральной части находился летний театр, в глубине – музыкальная раковина – эстрадная площадка, откуда по вечерам лилась чарующая музыка Роберта Планксла, Карла Целлера, Жака Оффенбаха. Тут же работал ресторан, славившийся превосходной кухней», – описывал место отдыха краевед.
Как только «Ливадия» открылась, туда толпами повалил народ. В честь открытия публике представили спектакль «Весенний поток». Стали приезжать гастролеры из других городов. Здесь выступали многие знаменитые артисты России. Даже в трудные дни лета 1918 года, когда шла Гражданская война, в «Ливадии» давали спектакли артисты московских театров (Малого, театра «Эрмитаж», Московского театра).
Казино и круглосуточный ресторан
«Позже «Ливадия» перешла в руки коммерческого собрания. Сад стал называться «Коммерческим». Летний театр расширили, перестроив до 510 мест. В летние сезоны по вечерам здесь звучала музыка струнного оркестра, часто давались концерты симфонических оркестров, выступали известные театральные труппы, ставились оперные спектакли», – читаем у Степанова.
После революции сад коммерческого собрания стал именоваться «Вторым городским садом». «В годы Гражданской войны он быстро пришел в запустение, садовые постройки были полуразрушены. В начале 1920-х годов в нем на скорую руку устроили сад физической культуры, в котором занимались члены спортивно-гимнастического общества «Курский сокол». Его численность доходила до 500 человек. В 1922 году сад неожиданно был отдан юным пионерам, а в следующем году его уже арендовало вольно-пожарное общество совместно с милицией, которые обязались окультивировать сад, привести в порядок сохранившиеся постройки, в том числе театр», – рассказывал Владимир Степанов.
Во времена НЭПа сад получил новое, загадочно интригующее, но далекое по смыслу от французского слова название «Эрмитаж». «Произошло это, скорее всего, от бескультурья, – считал Степанов. – В переводе с французского «эрмитаж» – место уединения. Какой там тихий уголок! В саду сразу появилось казино, при котором круглосуточно работал ресторан. Шумный, яркий и веселый театр-сад «Эрмитаж» организовал занимательные аттракционы, устроил веселую комнату кривых зеркал, откуда после очередного сеанса вываливались падающие с ног нахохотавшиеся зрители, здесь снова играл симфонический оркестр, давались спектакли театра оперетты».
Через несколько лет городские власти передали сад дошкольной кооперации. «Здесь играл гремевший медью военный оркестр, был организован плохонький буфет, – пишут краеведы. – По вечерам на переполненной зрителями киноплощадке показывали немое кино. В мае 1930 года сад на короткое время передали гарнизонному Дому Красной армии. В саду в то время работали открытая эстрадная площадка, читальня, киноплощадка, бильярдная, буфет, вновь организованный ресторан. Украшением сада стал общедоступный тир с механическими мишенями. Для красноармейцев вход был бесплатный».
Конец «Эрмитажу» пришел в 1932 году, когда здесь началось строительство стадиона «Динамо».
Зрительный зал на полторы тысячи человек
Первые попытки построить цирк в Курске были предприняты в начале XX века. Прошение в строительный отдел губернского правления с просьбой дать добро на возведение «теплого, под деревянной крышей» цирка на Георгиевской площади с «обшивкою стен с двух сторон досками, а промежуток между ними заполнить шлаком или опилками...» подал крестьянин Василий Соббот. Власти не сразу согласились, считая такое сооружение небезопасным – а вдруг пожар? Но цирк всё же появился, проработал около двух лет.

В 1924 году появилась информация о том, что известные циркачи братья Танти заинтересованы в строительстве деревянного цирка по типу шапито в нашем городе. «Курская правда» в номере от 15 мая 1925 года сообщала следующее: «Цирк в Курске будет строиться постоянный, деревянный, обложенный кирпичом. Постройка начнется в июле, а в сентябре состоится открытие». Определено место под новый объект – Пролетарская (в прошлом Георгиевская) площадь (сейчас это сквер рядом с Центральным рынком).
В 1926 году цирк открыли, два года его работы запомнились приездом известных борцов Ивана Поддубного, Ивана Шемякина, жокея Багри Кука, бродяг-музыкантов Фринарди. Шокировал публику иллюзионист Костано Касфикис, распиливший свою ассистентку на три части. Был в Курске и дрессировщик Анатолий Дуров с номером «Собачья свадьба».

В «Курской правде» от 3 января 1930 года появилась заметка о сносе цирка Танти: «Разборка вызвана его крайней ветхостью и непригодностью к дальнейшей эксплуатации». В 1934-м объявлено о грандиозной стройке, которой отведено место рядом со Знаменским монастырем. Осенью 1937 года строительство нового здания на Красной площади подходило к концу. Пресса тех лет сообщала, что он «будет стоять в одном ряду с наиболее красивыми и благоустроенными цирками крупнейших центров страны». Цирк проектировали с тремя выходами, один из них – на Красную площадь. Зрительный зал на полторы тысячи человек с мягкими креслами, кольцеобразные фойе и гардероб. Власти приурочили открытие к 20-й годовщине Октябрьской революции. Цирк был сдан на полгода раньше срока.
Дневные представления начинались в час дня, вечерние – в половине седьмого, и детей до 16 лет на них не пускали. Три отделения, представлены многочисленные жанры: воздушные полеты, клоунада, музыкальные эксцентрики, велосипедисты, акробаты, дрессированные животные... Не обошлось и без цирковых звезд.
«С большим успехом прошло выступление Елены Дуровой – жены известного артиста-дрессировщика Анатолия Дурова», – писала курская пресса, уточняя, что с артисткой на манеж вышли «собака-математик», медведь, выступивший в роли няньки, «собака-футболист», «медведь-велосипедист», а также огромный двугорбый верблюд, «с необычной легкостью лавировавший между маленькими пони и собакой, спокойно стоящими на специальных постаментах». Судя по другим опубликованным в газетах объявлениям, был в этой программе и советский аттракцион «Полет на самолете вокруг Эйфелевой башни».
В январе 1941 года появились сообщения, что в курском цирке пройдут поединки французской борьбы. Одно из последних выступлений накануне Великой Отечественной войны – дрессировщик Борис Эдер в программе «Во льдах Арктики» с участием белых медведей.
В годы войны здание цирка на Красной площади было разрушено.
Артур АЛЯБЬЕВ
