Курский мастер «сшил» больше сотни уникальных картин
В выставочном зале имени Казимира Малевича на Красной площади, 2/4, до 30 ноября проходит персональная выставка курского мастера Владимира Тельных «Три Т» (Текстиль, Творчество, Тельных). Мастер рассказал, как создает свои уникальные картины и с чего началось необычное увлечение.

«Мой папа был краснодеревщиком и меня обучил этому мастерству», – делится Владимир. С 12 лет он занимался в кружке декоративно-прикладного искусства при Дворце пионеров, который вел его отец. Учился резьбе по дереву, чеканке, инкрустации... В итоге это стало его профессией. Работы Владимира и его отца Анатолия Ивановича можно увидеть на улицах Курска. Одна из них – похожий на сказочный терем деревянный жилой дом с невероятной красоты наличниками, напоминающими кружево, на улице Гунатовской. Прежние хозяева сделали такой необычный заказ в память о своих родителях. Выполнял его Владимир вместе с отцом и другом. Это было более 20 лет назад.
Шить начал с 10 лет
Интерес к шитью тоже проявился в детстве. Наверное, и здесь повлияла семья – прадед и бабушка по отцовской линии, жившие в Золотухинском районе, обшивали односельчан. Владимир лет с десяти начал шить одежду для себя.
«В детстве я был крупным, а в магазинах сложно было найти подходящую и красивую одежду. Я внимательно изучал, как сконструированы вещи, как обработаны детали», – говорит он.

Уже учась на художественно-графическом факультете пединститута (сейчас КГУ), Владимир решил записаться на курсы кройки и шитья. Но снова столкнулся со стереотипами: «Мальчиков не берем». Как объяснили, до этого был неудачный опыт – девушки при нем стеснялись снимать мерки и переодеваться, в итоге парню почти всё время пришлось проводить за дверью. К тому же тогда считалось, что мальчик обязательно должен пилить, строгать, чеканить, а шитье – занятие женское.
«Я воспитывался в то время, когда было стыдно говорить, что мужчина шьет. Поэтому до последнего курса свое умение не афишировал, хотя уже вовсю принимал заказы по пошиву одежды», – говорит Владимир.
Но всё изменил случай. На пятом курсе в вуз обратилась хозяйка одного из курских ателье, которой нужен был художник-модельер, объявили конкурс среди студентов. Тогда Тельных всех удивил, выбрали именно его.

«Полдня я учился в вузе, а во вторую смену работал в ателье художником-модельером. Я уже что-то умел и даже гордился этим. Мне стали говорить, что я – как Юдашкин, как Зайцев», – рассказывает Владимир.
Ателье через какое-то время закрылось, но к тому времени Владимир уже набрался опыта, познакомился с работой конструкторов и швей. Он продолжал брать заказы и параллельно работал вместе с отцом, занимаясь деревообработкой, в основном оформляя интерьеры в Москве. Какое-то время Тельных преподавал на худграфе. Но душа требовала настоящей свободы творчества и красоты. Все-таки по профессии Владимир художник.
Красками для него стали кусочки ткани, а вместо кисти – иголка. Первая картина из текстиля появилась 15 лет назад, называется она «Птица счастья». Сегодня создано уже больше сотни удивительных картин. Большинство нашли своих хозяев, но расставаться всегда тяжело, признается мастер. Часть хранится дома и в мастерской.
Создавая картины, Владимир, как правило, использует новые ткани, разные по фактуре. Своего часа кусочек может дожидаться несколько лет. «Главное – вспомнить, куда я его положил», – смеется художник. Помимо текстиля, он использует для создания картин-аппликаций бусины, стекло, металлические элементы, кружево.
Хобби для дизайнера и съемки на Первом канале
Еще одна страсть Владимира – собирательство. На выставке он представил части своих коллекций наперстков, утюгов и керамических гранатов.

Наперстки коллекционирует с 2013 года. Будучи в Карелии, работал в творческой лаборатории, там познакомился с художниками по текстилю. От них узнал о направлении в коллекционировании – диджитабулизме: собирательстве наперстков. Выяснилось, что они бывают далеко не такими, как мы привыкли видеть. Они отличаются по форме и материалам, используемым в изготовлении. Это не только металлы, но и стекло, дерево, керамика, камень, даже солома.
«Первый – наперсток моей бабушки, которая была портнихой и использовала его по назначению. А назначение его издавна было одно – помочь протолкнуть иглу через ткань, не уколовшись. Латунный советский образец лежал в шкатулке, которая предназначалась для швейной машины, и был единственным в нашей семье», – рассказал мастер. Сам пользовался наперстком всего пару раз.
«Наперстки всё же сделаны на тонкие женские пальцы. Но главное – я должен чувствовать ткань», – поясняет художник.
В его коллекции уже около 2000 наперстков, и она продолжает расти. Большая часть – это подарки друзей и знакомых. Владимир признается, что радует его не обладание очередным экземпляром, а то, что человек помнил о тебе, прогуливаясь где-нибудь по Милану или Пскову.
Несколько лет назад курянина пригласили в качестве художника-декоратора в программу Первого канала «Фазенда». Он создавал в эфире интерьерные вещи для нового ремонта. В том числе картины из текстиля.
«Это была популярная передача и интересный опыт. Я увидел работу федерального канала. По 3,5–4 часа длились съемки, в эфире этот ролик занимал не больше трех минут», – рассказывает художник.
Владимир Тельных – участник многих выставок не только в родном Курске. Его работы побывали в разных городах и странах – Англии, Франции, Израиле, Германии, Латвии, Палестине, Белоруссии.
Лариса БЕСЕДИНА
