Жидкое стекло, мокрые туфли и подъем в 4 утра. Курские танцоры о золоте мирового чемпионата
«У меня подкосились ноги, не слышала и не видела ничего вокруг», – Александра вспоминает момент, когда в зале нидерландского города Ассен ведущий объявил, что их пара – чемпионы мира по танцевальному спорту. Даниил Винокур и Александра Анпилогова одержали победу на первенстве мира в категории до 19 лет. Куряне также стали победителями открытого чемпионата Голландии и завоевали серебряные медали первенства мира в категории до 21 года. О непростом пути к верхней ступени пьедестала почета – в нашем материале.
Как туфли не дали бросить танцы
Саша пришла в танцы в шесть лет, но детский каприз едва не разрушил будущую чемпионскую карьеру. Спасли всё мама и... пара красивых туфель. «С самого начала я сама просила отвести меня на танцы. Но потом мне что-то не понравилось, и я бросила, – вспоминает девушка. – Мама очень хотела, чтобы я продолжала. Она пообещала, что купит мне пару танцевальных туфель. А я так мечтала о каблучках! И всё – уже на следующий день была в зале в этих туфлях».

Даниилу было восемь, когда его тоже привела мама. Ребята начинали в одном клубе, но в разных парах, затем оба перешли в другой клуб, и снова по отдельности.
Судьбоносное решение было принято 30 декабря 2022 года, когда их впервые поставили вместе. «Дело не только в технике. Партнеры должны подходить друг другу и по темпераменту, и по внешнему виду – это тоже важно, уметь наладить контакт. Всё это и оценивают тренеры. Мнение танцоров и их родителей учитывают, но всё же главное – довериться тренерам», – рассуждают куряне.
По словам Александры, бальные танцы сталкиваются с серьезной проблемой стереотипов. «Мама хочет, чтобы сын танцевал, а папа считает, что это не мужской вид спорта. Или сам мальчик начинает сомневаться», – перечисляет она. Эта установка приводит к тому, что талантливые девочки по всей стране оказываются в постоянном поиске партнера.
При этом сама Александра уверена: танцы развивают мужественность гораздо лучше, чем многие традиционные так называемые мужские виды спорта. Танцоры, по ее наблюдениям, отличаются в жизни – их выдает осанка, умение общаться с девушками и готовность брать на себя ответственность.
Сейчас им по 17 лет. Девушка заочно учится в колледже, парень – в 11-м классе курской гимназии, идет на золотую медаль. «Совмещать уроки и подготовку к ЕГЭ с постоянными тренировками, сборами и выездами на соревнования довольно непросто», – признается Даниил.
«В нас врезались, я «летала» по всему паркету»
Соревнования в мире бальных танцев – марафон на выносливость. На крупные чемпионаты приезжает до тысячи участников. Начинаются предварительные туры, где пары постепенно выбывают. В день может быть до семи выходов на паркет. «Это очень тяжело, – признается Саша. – Первый выход в 9 утра, для этого нужно проснуться в четыре, чтобы сделать макияж, прическу, одеться и размяться. Танцевать на высоких каблуках приходится до одиннадцати вечера, после чего просто валишься с ног от усталости».

На паркете разворачивается жесткая, порой грубая борьба. На площадке может одновременно находиться до 16 пар, и в этих условиях важно, чтобы судьи тебя увидели и запомнили. Но при этом надо еще умудриться ни с кем не столкнуться. Это особый навык, которому приходится учиться танцорам. «Партнеры постоянно меняются ролями: тот, кто идет лицом, становится «глазами» пары, а идущий спиной ему полностью доверяет», – рассказывают куряне.
Не все играют по правилам, кто-то намеренно идет на конфликт. Особенно этим отличаются китайские спортсмены. «Они идут напролом. На турнире в Китае меня сбивали, я «летала» по всему паркету», – вспоминает Саша.
Упасть – не значит проиграть. Такое вообще случается нередко. «Чаще всего – в самых ответственных турах. Когда ноги и так от страха подкашиваются, и вот тебя толкают, или бисер рассыпался с чьего-то платья и попал тебе под подошву, – рассказывает девушка. – Главное – держать лицо. Встать, не сбиться с ритма и продолжать танец. Судьи тоже когда-то танцевали, они понимают, что всё может произойти».
Латиноамериканские танцы – это любовь и чувственность, но куряне уверяют: это игра на публику. За пределами паркета у пары дружеские отношения, построенные на доверии, а не на романтике. «Всё это – актерское мастерство. Нужно играть на паркете так, чтобы тебе поверили, – говорит Александра. – Конечно, есть примеры, когда партнеры влюбляются, создают семьи. Но чаще умение разделять личное и образ в танце – ключ к долголетию многих топовых пар».
У спортсменов практически нет времени на типичные молодежные развлечения. На вопрос о ночных клубах Саша отвечает коротко: «Нет». И объясняет: «Спорт – это дисциплина. А клубы, ночная жизнь – это какой-то не тот путь».
В конце сезона Всероссийская федерация танцевального спорта устраивает «танцы без правил». «Там можно всё: выходить в чем захочешь, танцевать с кем захочешь, – с улыбкой вспоминает Саша. – Это такой способ позволить всем выдохнуть, наконец-то расслабиться и просто получать удовольствие».
Мокрая подошва и платье за 250 тысяч рублей
У курян есть свои лайфхаки, которые упрощают жизнь во время соревнований. Чтобы не вставать в три ночи, Саша научилась делать прическу с вечера. Собирает волосы в тугой узел и закрепляет таким количеством лака, что на подушке не выбьется ни одна прядь. Утром всё это заливается составом, похожим на жидкое стекло, тогда прическа сияет под светом софитов.

Но всё равно приходится просыпаться невероятно рано, обычно около четырех утра. Нужно еще нанести макияж, очередь у визажистов обычно расписана за месяцы до чемпионатов. Все открытые участки кожи танцоры покрывают автозагаром, который делает мышцы более рельефными в свете софитов. «Он стирается от пота, прикосновений или когда платье трется о кожу, поэтому приходится поправлять перед каждым выходом. Кто-то даже закрепляет автозагар лаком для волос, но мы так не делаем», – улыбается девушка.
Танцевальный марафон завершается к 11 вечера, и Саша запирается в ванной на час-полтора – смыть всё это с себя довольно непросто. «А потом еще приходится час отмывать ванну!» – смеется она.
Наряды для выступлений – отдельная история. Каждое Сашино платье стоит от 250 тысяч рублей, костюмы Дани ненамного дешевле. Но столичное ателье, которое создает для них образы, делает это бесплатно, выступая спонсорами звездной пары.
«На платье – тысячи камней и дорогих кристаллов, все они пришиваются вручную, поэтому это обычная цена для серьезных соревнований, – рассказывает девушка. – Платье довольно тяжелое, но когда его уже надела, это не чувствуешь».
Часто бывает, что от резких движений или столкновений пар стразы и бисер отрываются и рассыпаются по полу. Попав под ноги, они нередко становятся причинами падений и травм. После каждого тура паркет убирают, к концу соревнований килограммы «драгоценностей» отправляются в мусорные баки.
У танцевальных туфель нет привычной нам подошвы. Она выполнена из ткани или кожи, что позволяет лучше чувствовать паркет, а также дает большее сцепление с поверхностью. Чтобы усилить сцепление, танцоры применяют дополнительные хитрости: мочат подошву перед выходом, трут замшу щетками, клеят резинки-липучки.
«Мы – чемпионы мира!»
Даже для многократных победителей каждый выход на паркет – это стресс. Александра признается, что волнуется всегда, а на заграничных турнирах это чувство обостряется до предела. В Нидерландах, когда ведущий объявлял решение судей и остались две последние пары, у нее подкосились ноги.
«В момент сильного стресса я почти не понимаю, что происходит вокруг. Перестаю воспринимать английскую речь. Даже зрение сужается, я вижу только Даню, его реакцию и так оцениваю ситуацию. И вот он начинает радоваться. А у меня в голове одно: вдруг это ошибка? Или он «держит лицо», радуется второму месту? Но нет – мы победили! Мы – чемпионы мира!!! Эти эмоции невозможно передать словами», – рассказывает девушка.

Соревнования проходили в голландском городе Ассен. «Там очень красиво, чисто, люди доброжелательные. Много внимания уделяют здоровому образу жизни: на каждом шагу продается свежевыжатый сок или какие-то полезные закуски, салаты. Но все магазины закрываются в шесть вечера. В воскресенье вообще всё закрыто. Жизнь вымирает», – рассказывают куряне.
До этого они выступали в Англии. Успели погулять по центру Лондона и насладиться достопримечательностями. А вот Блэкпул, где проходят знаменитые танцевальные турниры, шокировал. «Город грязный. Много странных людей – нетрезвых или под веществами. А еще общая для Англии проблема – большое количество людей с избыточным весом, потому что на каждом шагу фастфуд», – замечает наша собеседница.
«И не дай бог попасть в Европе в больницу», – вздыхает Саша. Во время соревнований участница из России неудачно упала и сломала нос. «Ее привезли в приемное отделение и сказали: 95 человек в очереди, ждите... Ожидание заняло почти всю ночь. А в итоге: «Ничем вам помочь не можем». Она летела в Россию со сломанным носом».
Поездка в Китай запомнилась контрастами. С одной стороны, богатая история страны и суперсовременная архитектура со стеклянными небоскребами. С другой – бытовые привычки местных жителей, иногда шокирующие европейца. «За столом принято чавкать и причмокивать – это знак, что обед нравится. Но когда в кафе у тебя над ухом раздаются эти звуки... Запрещено курить в общественных местах, но это никого не смущает, курят в ресторанах, кафе, а окурки бросают прямо на пол».
Ребята уверяют: их победа – это в первую очередь заслуга тренеров Андрея Стребижа и Елены Мануйловой. И родителей – их главных болельщиков на всех соревнованиях. Юные танцоры уже сами занимаются тренерской работой: ведут пары, причем не только в Курске – их также приглашают давать мастер-классы перед соревнованиями. Несмотря на мировое золото, ребята не собираются останавливаться. Впереди – новые турниры, переход во взрослую категорию и продолжение тренерской работы.
Ирина ТРЕТЬЯКОВА
