Александр Хинштейн: «В Курской области больше нет неприкасаемых»
В декабре будет год, как Александр Хинштейн был назначен врио губернатора Курской области. На днях он дал интервью изданию «Площадь», в котором рассказал о первых впечатлениях от региона, о борьбе с кумовством и коррупцией.

О губернаторстве
– Навести в регионе порядок – такое напутствие дал президент, когда назначил меня на пост врио губернатора. Какие у меня были ожидания? С первого дня признавался, что не владел глубоко ситуацией, в Курской области никогда не жил и не работал. Пришлось погружаться в проблематику уже в процессе работы. Я понимал, что моя жизнь изменится кардинально, что это не будет прогулка по зеленой лужайке. Но для меня само по себе такое предложение от президента – огромная честь и доверие. Ни о каких сомнениях, колебаниях, мол, пойду посоветуюсь с женой, не могло быть и речи.
О кумовстве
– Всем говорю, что в регионе больше нет неприкасаемых. Курская область в этом плане является прекрасной площадкой для масштабного наведения порядка. У меня абсолютно незашоренное восприятие, у меня развязаны руки. Когда приезжаешь в регион, в котором ты не рос, в котором у тебя нет первой любви, где к тебе завтра не придут твои дядя или тетя со словами: «Ну как же так?», это очень сильно тебе дает возможность, чтобы вообще не оглядываться, – пояснил Александр Хинштейн.
О предшественниках
В интервью, отвечая на вопрос о сложностях первых месяцев работы в регионе, Александр Хинштейн рассказал, что приглашал священника для того, чтобы освятить свой рабочий кабинет.
«Наверное, не в каждом регионе предшественник (Алексей Смирнов, – ред.) находится в следственном изоляторе. А его предшественник (Роман Старовойт, – ред.) ушел из жизни при сложных обстоятельствах, скажу так очень аккуратно, застрелившись в день своей отставки, – отметил сегодняшний глава региона. – Конечно, я не знаю сегодня всё досконально. Многие вещи вскрываются в процессе работы, но то, что в регионе была выстроена достаточно коррупционная система, в которую были вовлечены первые лица, для меня это факт», – заявил Хинштейн.
Он подчеркнул, что его случай – уникальный, ведь обычно губернаторы сменяются после повышения предшественника. «Совсем другое, когда у твоего предшественника в это время как раз ужин, в тюрьме макароны дают», – добавил глава Курской области, намекнув, что борьба с коррупцией не закончена, пошутив о наличии свободных мест в СИЗО.
О подрядчиках
Рассказал Хинштейн о претензиях к крупным подрядчикам, работающим в регионе, упомянув группу компаний «Тезис», которая не завершила целый ряд объектов.
– Тем компаниям, которые аффилированы с конкретными чиновниками, в Курской области делать нечего. У нас есть претензии к целому ряду крупных подрядчиков, которые раньше в регионе выполняли функции, скажем так, «поставщика двора его величества». Группа компаний «Тезис» не завершила целый ряд объектов в регионе, при этом стоимость объектов возрастала. Например, очистные сооружения. Изначально цена была менее 3 миллиардов, а сейчас она составляет более 9 миллиардов, и, видимо, это не предел, – добавил Александр Хинштейн.
Также он рассказал, что по очистным сооружениям собирал совещание в январе. К тому времени срок контракта истек, «Тезис» пытался через суд доказать, что в этом нет его вины, а слишком долго гос-экспертиза рассматривала проект, поэтому нужно возобновить контракт. Прокуратура занимала жесткую отрицательную позицию.
– Мне тогдашние городские власти рассказывали, что они пошли в суд. Я их спрашиваю: а если подрядчик выиграет, а вы проиграете, вы собираетесь подавать апелляцию? Они отвечают, что не планировали. Когда я услышал от подчиненных, что у них даже нет планов подавать апелляцию в случае проигрыша, мне стало всё понятно. Конечно же, в суде мы заняли жесткую позицию, «Тезис» проиграл, – сказал губернатор.
О нехватке земли и жилье
По выдаче разрешений на строительство МКД Курск был на последнем месте, напомнил журналист «Площади». Разрешения практически не выдавались, были претензии прокуратуры. На вопрос «Что изменилось?» Александр Хинштейн ответил: «В Курске удалось найти решение, но лишь отчасти. Позиция прокуратуры была в том, чтобы была обеспечена социальная инфраструктура. И я с этим согласен. Когда я был депутатом, выступал против новой застройки там, где нет социальной инфраструктуры. У нас вообще нет земли под строительство социальных объектов. Как сказано в одном известном фильме, всё украдено до нас. Большое количество брошенных участков в центре Курска, много недостроев. Никто этим системно не занимался. Будем вести разговоры с собственниками и арендаторами о возвращении земли или о выкупе по разумной цене. Сначала по-хорошему. Если нет, то пойдем в суд.
Хинштейн напомнил, что существуют нормативы, по которым на определенное число жителей должно быть определенное количество медицинских учреждений, школ, детских садов, должна быть обеспечена транспортная доступность.
– Для меня комфортная жизнь людей важнее, чем показатели. К КПД как основному региональному застройщику были претензии. Мы с прокуратурой нашли компромиссное решение, какие шаги для разрешения напряженной социальной обстановки в городе застройщик на себя берет. Другой крупный застройщик «Инстеп» выкупил комплекс зданий (в них располагался ликеро-водочный завод, – ред.) на улице Халтурина. Но встал вопрос с охраной объекта культурного наследия. Процессы по получению разрешительной документации были приостановлены».
Артур АЛЯБЬЕВ, фото из телеграм-канала Александра Хинштейна
