Время переобувать авто. При какой температуре летние шины «дубеют»
Совсем скоро на автосервисах выстроятся очереди. Приходит пора переобувать автомобили. При этом многие водители не спешат менять шины, считая, что летняя резина опережает зимние по управляемости. Но они упускают тот факт, что предел возможностей летней резины не безграничен – в холода наступает порог, после которого коэффициент сцепления резины резко падает и колеса уже не могут хорошо держать дорогу. Проще говоря, колеса «дубеют», становятся жесткими.

Немного выше нуля
Производители шин называют критической температурой, при которой необходимо менять шины, плюс 5–7 градусов. Однако этот показатель условный и не является пороговым значением для свойств резиновой смеси, используемой в большинстве летних покрышек. Производители перестраховываются, чтобы обезопасить автомобилистов от случайного попадания в гололедицу, тем самым рекомендуя заранее подготовиться к холодам.
Между тем даже при более низких температурах летние шины ведут себя гораздо лучше, чем зимние. По результатам замеров журнала «За рулем» оказалось, что зимние колеса даже при минус 5 градусах имеют гораздо больший тормозной путь по сравнению с летними. Если при торможении со 100 км/ч до 5 км/ч автомобиль с летними шинами проезжает около 40 метров, то на зимних фрикционных покрышках тормозной путь растягивался до 46 метров. А это почти полтора корпуса легковой машины.
При понижении температуры картина менялась несильно. Летняя резина на холоде становилась жестче и хуже вела себя в первые секунды после старта, однако через пару минут езды колеса разогревались под действием сил трения и вполне справлялись с торможением и маневрированием даже при 1–2 градусах тепла.
Ниже нуля
Около нуля летняя покрышка по-прежнему остается работоспособной, потому как ее сцепные свойства остаются лучше, чем у зимних колес, благодаря чему тормозной путь будет всё равно меньше. Однако это справедливо только для сухого асфальта. Если пойдет снег или ударит мороз, который покроет мокрую дорогу тонким слоем льда, летние шины окажутся бесполезными и автомобиль рискует потерять управляемость. Летние шины не могут держаться за лед из-за состава резины. В этом отношении зимние покрышки намного превосходят летние, потому как они мягче, имеют специальный протектор с большим количеством ламелей, то есть нарезов, способных создавать хороший зацеп, а также сама резиновая смесь имеет лучший коэффициент сцепления на льду.
В общем, на летних шинах можно ездить исключительно до нулевой температуры. Если заморозки застали в пути и на дороге возникает риск образования гололедицы, то лучше снизить скорость до 60–70 км/ч и передвигаться максимально аккуратно, избегая резких маневров и торможений.
В метель со снегом и в гололед на летних шинах ездить категорически нельзя. Не стоит это делать и в сухую морозную погоду. Дело в том, что примерно при минус 5 градусах и ниже во время торможения от резкого нагревания покрышки провоцируется конденсация влаги в пятне контакта, которая замерзает на холодном асфальте и снижает силу трения. Автомобиль может поскользнуться на такой испарине.
Шины для зимы
Зимой можно использовать покрышки трех видов – шипованные, «липучки» и всесезонные.
С шипованной резиной всё понятно: в протектор вмонтированы металлические или керамические шипы, которые врезаются в лед и обеспечивают максимальное сцепление на скользкой, обледенелой дороге. Плюсы – отличная управляемость и короткий тормозной путь на льду; минусы – шум, снижение комфорта на сухом асфальте и повышенный износ покрытия дороги.
«Липучка» – разговорное название нешипованных зимних шин со множеством тонких ламелей в рисунке протектора. Специальная резина не дубеет на морозе, а ламели создают дополнительные кромки сцепления и работают при низких температурах, обеспечивая хорошую управляемость на снежной и ледяной поверхности без шипов. Плюсы – тише и мягче на сухом покрытии, менее «вредны» для дорог; минусы – уступают шипам на очень скользком льду.
Всесезонные шины – компромисс между летними и зимними шинами. Более жесткая смесь и менее агрессивный протектор. Подходят для регионов с мягкой зимой или редкими морозами, но в серьезных зимних условиях их эффективность заметно падает.
Согласно техрегламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», эксплуатация автомобилей на летних шинах запрещена с декабря по февраль. Таким образом, зимняя резина должна быть установлена не позднее 1 декабря – до наступления календарной зимы. Штраф за нарушение – 500 рублей, но куда дороже может обойтись потеря управляемости.
Эксперты напоминают, что вне зависимости от того, шипованные шины или нет, зимняя резина должна содержать маркировку M+S, M&S или M S.
Подготовка к замене шин
• Запланируйте визит на шиномонтаж заранее. Иначе придется провести в очередях несколько часов.
• Проверьте состояние шин. Ищите трещины, порезы, потерю шипов, дату выпуска (не старше 7 лет).
• Не забывайте о балансировке. Без нее – вибрация, неравномерный износ, нагрузка на подвеску.
• Проверьте давление. На холоде оно падает – корректируйте по нормам производителя.
• Храните летнюю резину правильно. В сухом, прохладном месте, вдали от света и батарей.
«АиФ», «Лайф», rbc.ru
