Курские руководители в начале XIX века
Благодаря книге писателя-краеведа Николая Пахомова и кандидата исторических наук, доцента ЮЗГУ Ангелины Пеньковой «Курск и его правители» продолжаем знакомить читателей «Друг для друга» с историей нашего древнего города и его руководителей. В прошлом номере мы остановились в начале XIX века, когда Россией уже стал править император Александр I.
Время Прозоровского
12 августа 1806 года к обязанностям губернатора приступил прибывший в Курск князь Дмитрий Прозоровский, представитель одного из знатнейших родов России. Вице-губернатором остался Николай Паскевич, а предводителем губернского дворянства – Петр Гасвицкий.
Дмитрий Прозоровский доводился племянником прежнему генерал-губернатору Курского наместничества Александру Прозоровскому. Участник Русско-турецкой войны, в 1782 году в звании капитана вышел в отставку и с чином коллежского асессора назначен прокурором Верхней расправы земского суда Курского наместничества. Был советником Палаты уголовного суда и надворным советником, предводителем Тульского губернского дворянства.
Пять лет возглавляя Курскую губернию – до ноября 1811-го, Дмитрий Прозоровский, в отличие от своего предшественника Протасова, поборами не занимался. Он принимал меры к улучшению состояния Курска и губернии во всех сферах развития – социального, экономического, культурного, промышленного, духовного. Пришлось губернатору исполнять и новый закон о купеческих гильдиях, введенный Александром I и Сенатом в 1807 году. Число курских первостатейных купцов, и до этого незначительное, совсем сократилось.
23 февраля 1808 года путем преобразования созданного еще в 1786-м Главного народного училища открыта губернская мужская гимназия, в которой учились 55 юных курян. В 1810 году при финансовой помощи купцов и мещан началось расширение учебного корпуса, но из-за постоянной нехватки денег двигалось оно с трудом. Прозоровский несколько раз лично обращался к курскому купечеству, щедро платившему на строительство храмов, за материальной поддержкой, но на гимназию оно раскошеливаться не спешило.
Население Курска в 1811 году составляло 23 500 человек: преобладали купцы и мещане, число которых росло за счет бывших однодворцев пригородных слобод и миграционных потоков из уездов губернии.
Сиятельный граф Нелидов
Прозоровского на посту губернатора осенью 1811 года сменил сиятельный граф Аркадий Нелидов. Должности вице-губернатора и предводителя дворянства при нём поначалу продолжали исполнять те же Паскевич и Гасвицкий. Позже пост вице-губернатора занимали коллежские советники Семен Урусов и Алексей Кожухов. Предводителем дворянства был генерал-майор Иван Ушаков, а главой гордумы – купец 2-й гильдии Василий Гладков.
Аркадий Иванович Нелидов относился к старому дворянскому роду, известному еще со времен Куликовской битвы. Выдвинулся при императоре Павле I, влюбившемся в его сестру Екатерину и сделавшем ее своей фавориткой. Генерал-адъютант Нелидов владел огромными имениями и землями в Петербургской, Курской, Воронежской, Орловской, Смоленской и Тамбовской губерниях.
На семь лет губернаторства Аркадия Нелидова пришлись Отечественная война и множество других событийНа семь лет его губернаторства в Курске пришлась и Отечественная война с Наполеоном. Она вызвала небывалый патриотизм. Нелидов, активно помогая армии, не забывал о развитии города и края. В 1812 году завершено строительство Гостиного двора, в 1813-м построена ротонда в Лазаретном саду, на десятилетия ставшая символом украшения Курска. В 1815 году с подачи Нелидова начато возведение главного храма Знаменского монастыря, которым куряне любуются и сегодня.
В 1815 году при губернаторе Нелидове начато возведение главного храма Знаменского монастыря, которым мы любуемся и сегодняНе забывал Нелидов и о себе. В пригородной Мокве он возвел дворец, который до сих пор считается архитектурным бриллиантом в короне достопримечательностей Курского края.
Глава региона был «образованным, культурным человеком, имел богатую библиотеку, хор певчих, выступавших перед гостями и в усадьбе, и в губернаторском доме в Курске. Увлекался опытом западного судопроизводства, работой судов присяжных, изучал произведения философов Руссо, Монтескье, Бентама, пытался провести правовые идеи среди местного чиновничества, в большинстве своем крайне невежественного и бесстыже корыстного».
В 1812 году Нелидов вел активную работу по организации ополчения, сбору денег и материальных средств для армии. За короткий период в Курской губернии создано ополчение из 14 тысяч пеших и 300 конных воинов. Часть из них была призвана в действующую армию, в том числе 235 новобранцев под командой прапорщика Курского гарнизона Сысоева, которые отправились в Нижний Новгород для обучения и формирования новых подразделений.
В фонд действующей армии куряне собрали около 2 миллионов рублей, несколько обозов с продовольствием, теплой одеждой, лекарствами и перевязочным материалом. Лично фельдмаршалу Михаилу Кутузову был направлен список иконы «Знамение» Курской-Коренной. К нему прилагалось краткое пояснительное письмо о заступничестве святыни при осаде Курской крепости поляками в 1612 году.
Фельдмаршалу Михаилу Кутузову направили список иконы «Знамение» Курской-Коренной. Он ответил курянам: «Имеете право называться достойными сынами Отечества».Михаил Илларионович высоко оценил эти патриотические порывы, трижды направляя в адрес жителей Курской губернии благодарственные письма. Наряду с «признательностью за усердие» Кутузов указывал: «Имеете вы право называться достойными сынами Отечества».
Курск не был прифронтовым городом, тем не менее он был готов к военным действиям. Здесь проходили сборы рекрутов, все помещения Коренной ярмарки были превращены в склады оружия и боеприпасов. Через города Курской губернии в другие регионы страны препровождали взятых в плен в ходе Смоленского сражения французских солдат и офицеров.
Краеведы и ученые назвали имена курян, проявивших себя тогда. Мещане Николай Сибелев и Стефан Дружинин не раз доставляли в армию обозы с продовольствием и обмундированием. Помогали армии городской голова Курска Василий Гладков, награжденный за это золотой медалью, и его сын Иван, купец 2-й гильдии и почетный гражданин города.
Офицеры и солдаты Курского егерского полка участвовали в Бородинском сражении. К наградам были представлены солдаты-куряне Евсей Кучма, Семен Климов, Яков Белоусов, Сергей Григорьев, Иван Коваленко и Козьма Фомин.
Были отмечены и более высокие чины: уроженец Льговского уезда генерал-майор К. С. Богданов и уроженец Путивльского уезда генерал-майор Н. А. Курносов. Дворяне Тютчев и Стремоухов, владевшие поместьями в Льговском и Дмитриевском уездах, пожелали идти на фронт вместе со своими крестьянами.
Поручик Орденского кирасирского полка А. О. Решетинский, уроженец Тимского уезда, получил золотую шпагу за Бородинское сражение. Отличились и его земляки: О. О. Бородаевский награжден орденами и медалями, в том числе Святой Анной на шее II степени, а дворянин А. Т. Терлицкий, также неоднократно награжденный, дослужился до полковника. Ротмистр Астраханского полка дмитриевский помещик Николай Каховский был удостоен орденов Святой Анны IV степени и Святого Владимира IV степени с бантом.
История сохранила имена и других героев: однодворец деревни Ольховатой Ф. К. Чаплыгин и крепостной крестьянин графа Головкина из села Долгие Буды Обоянского уезда С. И. Калашников, крепостной из села Надейки Рыльского уезда С. Лукьянов и государственный крестьянин из деревни Крупец Суджанского уезда Ф. И. Кузнецов.
В Бородинском сражении участвовал сын нашего знаменитого промышленника и путешественника Григория Шелихова из Рыльска – Василий Шелихов, пошедший по военной стезе после смерти отца.
Активно участвовал в событиях 1812 года, «первый декабрист России», уроженец Курской губернии дворянин Владимир РаевскийАктивно участвовал в событиях 1812 года, в Бородинском сражении и заграничном походе русской армии «первый декабрист России», уроженец села Хворостянки Старооскольского уезда Курской губернии Владимир Раевский – дворянин, поэт, публицист, защитник слабых и угнетенных.
«Губернатор взяток не берет»
Актер Михаил Щепкин писал в воспоминаниях о губернаторе Нелидове: «...Услыхал один ропот на: первое – что при его средствах жил не по-губернаторски и даже, к стыду дворянства и своего звания, ездил по городу четверней, а не в шесть лошадей. Прислуги было мало, так что в царские дни, когда давал обеды, на которые, кроме должностных лиц, никого не приглашал, и для такого небольшого числа посетителей звали для услуг людей из других домов; и даже за пятью детьми или чуть ли не за шестью ходила одна девушка... А как тут были и мальчики, то их, бедных, приучали с четырех лет самих одеваться... Но главное, что возмущало общество, это то, что он не брал взяток. «Что мне в том, – говорил всякий, – что он не берет? Зато с ним никакого дела не сделаешь».
Даже полиция горько сетовала на губернатора Нелидова. В курском театре тогда играли комедию Судовщикова «Неслыханное дело, или Честный секретарь», в которой квартальный полицейский был показан не с лучшей стороны. Каждый раз, как только давалась эта пьеса, содержатель обязан был отправлять несколько билетов полицмейстеру, за что и деньги были заплачены. Полицмейстеру был дан от губернатора приказ, чтобы билеты раздавали квартальным по очереди и чтобы они были непременно в театре, а как сам губернатор всякий раз бывал в театре, то мог видеть, исполняется ли его распоряжение... Весь город сожалел о «бедных квартальных», которых само начальство публично выставило как бы на поругание».
В 1818 году при отъезде Аркадия Нелидова к новому месту службы в Ревель многолюдные проводы вылились в демонстрацию любви и уважения к нему простых курян. Гордума постановила поднести ему портрет «с приличной надписью» и адрес. Кроме того, постановлено было иметь портрет Нелидова каждому жителю, а также поставить его в Думе и в зале общественных собраний.
В губернаторство Нелидова «вставал на крыло» курский астроном-самоучка Федор Семенов, а приехавший в 1813 году с родителями в Курск юный Николай Полевой, будущий писатель, драматург, критик, журналист, историк и переводчик, идеолог «третьего сословия», написал и отправил в «Русский вестник» стихотворения «Воспоминание о трех достопамятных годах» и «Чувства курских жителей».
После курского губернаторства Нелидов жил в Петербурге, где был предводителем дворянства, затем сенатором и действительным тайным советником. Его сын Аркадий Аркадьевич в конце 1840-х – начале 1850-х годов стал губернским предводителем курского дворянства.
Подготовил Юрий СТОЛЬНИКОВ, по материалам книги «Курск и его правители» Н. Д. Пахомова и А. Н. Пеньковой
