Курские руководители на стыке XVIII–XIX веков
Продолжаем вместе изучать книгу писателя-краеведа Николая Пахомова и кандидата исторических наук, доцента ЮЗГУ Ангелины Пеньковой «Курск и его правители», рассказывающей историю нашего древнего города и его руководителей в давние времена. После смерти Екатерины II на трон взошел ее сын Павел I. По административной реформе нового императора были упразднены должности наместников и генерал-губернаторов, вместо них введены гражданские губернаторы.
Орден Бурнашева: подавил бунт на фабрике в Глушково
Наместник Курский и Орловский Александр Беклешов, лишившись должности, отбыл в столицу, а главой Курской губернии назначен прежний правитель наместничества Степан Бурнашев.
Именно на губернаторство Степана Даниловича выпали крестьянские волнения в губернии после кончины Екатерины Великой и новые кровавые события на Глушковской суконной фабрике помещицы Потемкиной в сентябре 1797 – феврале 1798 годов.
Причиной многотысячных волнений стала долгая невыплата работникам зарплаты новой владелицей производства. Требования рабочих и крестьян, приписанных к фабрике, до властей разных уровней, в том числе до губернатора Бурнашева, доводил крепостной писарь П. С. Слюсарев. В подавлении бунта участвовали не только полицейские и судебные силы губернии, но и регулярные воинские части – Черниговский кирасирский полк и две казацкие сотни.
К суду привлекли 621 человека. Правдоискатель Слюсарев, как следует из рапорта губернского прокурора генерал-прокурору Алексею Куракину, был жестоко наказан: 200 раз бит кнутом, затем ему вырезали ноздри, заклеймили и отправили на каторгу в Сибирь. Подобному наказанию, только с меньшим числом ударов кнутом и без клеймения, были подвергнуты еще несколько человек. Осужденных отправили на каторжные работы в Нерчинск, некоторых сослали в Иркутск. Остальных оставили на фабрике в поселке Глушково «под крепкою стражею».
Фабрикантше была дана ссуда в сумме 25 тысяч рублей для расчета с работниками, но деньги она оставила себе, потратив на рабочих лишь 1000 рублей. Губернатор Бурнашев за подавление бунта был награжден орденом Святой Анны I степени.
Камергер Комбурлей: жуир и повеса
В декабре 1798 года Степан Бурнашев убыл в Петербург, где стал сенатором, а в Курскую губернию назначен камергер и действительный статский советник Михаил Комбурлей.

В его биографии были служба в Харьковском гусарском полку, штурм Очакова, Елисаветградский гусарский полк... Будучи предводителем дворянства Екатеринославской губернии, зарекомендовал себя как повеса, жуир и большой поклонник дам. В июле 1798-го был пожалован в камергеры, а 21 декабря того же года император Павел назначил его губернатором Курской губернии.
В Курске Комбурлей пробыл недолго, до июня 1799 года. Запомнился женитьбой на богатой курской дворянке Анне Кондратьевой и как любитель оркестровой музыки.
Позднее его губернаторство в Волынской губернии завершилось тем, что Комбурлея отдали под суд Сенату со всеми подчиненными. Многие из них оказались в солдатах, а сам он был отстранен от госслужбы до конца дней.
Время Веревкина: смерть Павла I и стихи Богдановича
С июня 1799 года по 12 сентября 1803-го Курскую губернию возглавлял Александр Веревкин из старинного дворянского рода. Вице-губернатором при нем стал действительный статский советник Николай Паскевич, предводителем губернского дворянства – Петр Анненков.

Дослужившись в армии до майора, Веревкин вышел в отставку, продолжив деятельность на гражданской службе. С 1784-го был председателем Курского губернского магистрата, с 1785 по 1796 год – советник Казенной палаты наместничества. В 1795-м получил чин коллежского асессора, а с 1797 по 1799 год был курским вице-губернатором. Из Курска его позднее перевели губернатором в Архангельск, он был награжден орденом Святой Анны I степени. После выхода в отставку вернулся в Курск и, видимо, здесь похоронен.
На время губернаторства Веревкина выпали важные государственные события. В ночь с 11 на 12 марта 1801 года в столице в ходе дворцового переворота был убит император Павел I, а на российский престол взошел его сын Александр I, прозванный Благословенным. В 1802-м в ходе очередной административной реформы Курская губерния вновь стала состоять из 15 уездов.
При губернаторе Веревкине произошла закладка Лазаретного сада рядом с больницей Приказа общественного призрения, построенной в 1799 году на Лазаретной улице (ныне Семеновская), и учреждение в 1802 году в Щиграх малого народного училища.
Глава губернии заботился о поэте Ипполите Богдановиче, авторе поэтических сборников, в их числе – «Сугубое блаженство», «Лира» и поэма «Душенька», которая, по определению краеведа Юрия Бугрова, стала «предтечей романтических поэм Пушкина». Богданович часто болел, и губернатор навещал его по месту жительства. А когда поэт умер, Веревкин лично присутствовал на его похоронах.

При воцарении Павла I поэт Богданович, как и многие люди из окружения императрицы Екатерины II, попал в опалу. Он оказался сначала в Сумах, а затем в Курске. Здесь он написал оду по случаю восшествия на трон Александра I, за что получил от императора именной перстень. Но приглашения на возвращение в Петербург, на которое рассчитывал Богданович, не последовало.
Еще с 1802 года в Курске также жил поэт по духу и князь по рождению Прокопий Мещерский, попавший в опалу уже при воцарении Александра I. Он был уволен со службы и обитал либо в своем курском имении, либо в Знаменском монастыре. Губернатор Веревкин, тем не менее, был в добрых отношениях с князем.
Как и его предшественники, новый глава губернии уделял большое внимание развитию Курска. Веревкин следил за строительством частных домов, общественных зданий и церквей, развитием ремесел и торговли, стабильной работой училищ, больницы, домов призрения, драмтеатра и губернской типографии, а также за деятельностью губернского и городского магистратов, штат которых постоянно рос.
Паскевич и Анненков
Вице-губернатор Николай Паскевич попал в Курск в мае 1788 года, когда был переведен советником в местную Казенную палату. Вскоре, уже имея чин надворного советника, назначен директором экономии Курского наместничества. В январе 1798 года стал председателем 2-го департамента Курской судебной палаты и расправы, в феврале 1799-го произведен в статские советники, а 18 июля назначен вице-губернатором, пробыв в должности до 1802 года. Современники отзывались о нем как о человеке, отличавшемся добротою, честностью и большими способностями к службе.
Предводитель губернского дворянства Петр Анненков, принадлежавший к старинному служивому роду курян, начинал с военной стези. Выйдя в отставку в звании полковника, был председателем Уфимской уголовной палаты, затем статским советником и судьей Совестного суда Курского наместничества. С 1789 по 1801 год – предводитель губернского дворянства Курского наместничества, затем Курской губернии. Помещик села Жеребцова, дослужился до чина действительного статского советника.
«Великий лихоимец» Протасов: опека юного актера Щепкина
С 13 сентября 1803 года по 12 августа 1806-го должность губернатора исполнял Павел Протасов, названный краеведом Владимиром Степановым «великим лихоимцем». Вице-губернатором остался Паскевич, а предводителем губернского дворянства стал отставной майор Петр Гасвицкий.
Уроженец Калужской губернии Павел Иванович Протасов до назначения в Курск был орловским вице-губернатором. У нас отметился распоряжением заложить фруктовый общественный сад у Красной площади, улаживанием социального конфликта между крестьянами села Покровского Тимского уезда и помещицей Татищевой (был выпорот лишь один крестьянин, а остальные прощены) и небывалыми поборами с местных органов самоуправления.
Так, Курская гордума в 1804 и 1805 годах выплачивала Протасову по 3 тысячи рублей из доходов местной ярмарки, городские общества Рыльска и Обояни платили по 500 рублей, а с общества Фатежа губернатор взял 2 тысячи рублей для удовлетворения нужд переселяемых, но ничего не делал. Данный факт был выявлен проверявшим губернию и работу ее властных структур князем и генерал-прокурором Куракиным в 1806 году.
Прекратила существование губернская типография, приобщавшая курян к литературе. Из добрых дел этого главы региона можно назвать заботу о Михаиле Щепкине в годы учебы будущего великого актера в училище. Щепкин писал в «Воспоминаниях»: «Сам губернатор Протасов обращал на меня особое внимание, очень ласкал, каждый светлый праздник присылал мне полсотни красных яиц и 5 рублей ассигнациями денег».

Занимаясь протекциями и поборами, губернатор подавал дурной пример подчиненным. Историк и преподаватель Курского пединститута Л. А. Медведская в очерке «Курск в первой половине XIX века» отмечала, что чиновники злоупотребляли служебным положением. Когда из столицы пришел запрос на возможность учредить в Курске университет, то все: и дворяне, и купцы – единодушно дали отрицательный ответ. Мол, университеты – «рассадники вольнодумства и беспокойства». И университет в 1805 году был открыт не в Курске, а в Харькове.
При этом губернский предводитель дворянства Гасвицкий, бывший военный и близкий друг поэта Гаврилы Державина, во время грядущей Отечественной войны 1812 года, по мнению А. А. Танкова, зарекомендовал себя как истинный патриот России.
Подготовил Юрий СТОЛЬНИКОВ, по материалам книги «Курск и его правители» Н. Д. Пахомова и А. Н. Пеньковой
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 41 (1616) от 14 октября 2025 года

Прокуратура требует вернуть в бюджет 1,2 млрд рублей от строителей мемориала «Курская битва»

Хинштейн публично отчитал руководителя регионального минздрава

«Продолжается вандализм! Люди, вы что творите?» Парк пионеров оснастят видеонаблюдением

«Он съел всю рыбу в водохранилище». В Курской области развернули операцию по спасению баклана

Я памятник тебе воздвиг. Как в Курске появился бронзовый Пушкин