Курские руководители на исходе XVIII века
Книга «Курск и его правители» писателя-краеведа Николая Пахомова и кандидата исторических наук, доцента ЮЗГУ Ангелины Пеньковой продолжает знакомить читателей «Друг для друга» с историей нашего древнего города. В 1789 году после визита в Курск Екатерины II и ее недовольства графом де Бальменом на пост наместника Курского и Орловского наместничества был назначен генерал-поручик Александр Беклешов, выходец из старинного дворянского рода.
Беклешов и Бурнашев
Александр Андреевич Беклешов увлекался науками, литературой, историей, знал несколько иностранных языков. Начав со службы в лейб-гвардии Преображенского полка, участвовал в Русско-турецкой войне 1768–1774 годов, проявив личное мужество в Чесменском сражении. Был членом Военной коллегии и шесть лет рижским генерал-губернатором. В 1789-м, получив чин генерал-поручика, возглавил Курское и Орловское наместничество. После Курска был сенатором и военным губернатором Малороссии, генерал-губернатором Москвы.

В нашей губернии активно боролся с дворянским произволом и чиновничьим беспределом. С 1791 года при Беклешове правителем наместничества был Степан Бурнашев, вице-губернатором – статский советник Г. А. Воейков, а предводителем губернского дворянства – Федор Заикин, фатежский помещик, владелец 400 крепостных душ и надворный советник.
Степан Данилович Бурнашев происходил из старого дворянского рода Курской губернии. Получив домашнее образование, поступил в инженерный корпус, после которого принимал участие в строительстве Ораниенбаумской крепости, командовал инженерной частью в Черниговской крепости, управлял комиссией по водным сообщениям.

Во время Русско-турецкой войны секунд-майор Бурнашев в авангарде корпуса Щербатова, проявив смекалку и находчивость, форсировал Генический пролив, взяв крепости Керчь и Еникале, за что был повышен в звании и награжден орденом Святого Георгия. Позднее командовал Ширванским полком в Крымском походе, готовил присоединение Грузии к Российской империи, отличился во второй войне с Турцией. Был пожалован чином генерал-майора и награжден орденом Святого Георгия III класса. При императоре Павле I стал сенатором. Занимался литературным творчеством, написав несколько книг и неопубликованных произведений. Умер 31 марта 1824 года в Курске и был похоронен на Всехсвятском (Херсонском) кладбище.
В должности правителя Курского наместничества, а затем и первого курского гражданского губернатора, Степан Бурнашев старался смягчить приговоры судов, в том числе в части телесных наказаний. Но в делах службы проявил себя строгим и требовательным руководителем.
Театр, типография и училища
Именно при Беклешове и Бурнашеве началось стремительное развитие культуры и образования: в 1792 году основан первый курский драматический театр, который могли посещать представители разных социальных слоев. До этого, начиная с 1760-х годов, в губернии были частные театры помещиков Анненковых, Нелидовых, Денисьевых и других, на сценических подмостках которых актерами выступали их крепостные. Но они предназначались для узкого круга зрителей – дворян, а драмтеатр с труппой братьев Барсовых стал публичным и посещаемым. В ноябре 1805 года на этой сцене дебютировал крепостной графа Волькенштейна суджанин Михаил Щепкин, ставший великим русским артистом и деятелем культуры.
В 1792 году наместник Беклешов распорядился создать в Курске типографию, ее начальником назначен директор Главного народного училища Александр Арсеньев. Тот приобрел в Москве необходимое оборудование за 1300 рублей и пригласил для работы двух московских печатников – братьев Люби.

Городской магистрат подыскал временное помещение для типографии и озаботился завершением строительства большого каменного корпуса присутственных мест на Красной площади, где нашлось место и типографии.
Помимо официальных бумаг, уже в 1792 году в типографии были изданы книги «Благополучное время, или Разговор мальчика со стариком» преподавателя училища Ивана Васильева, оды «Скупость» чиновника Казенной палаты Пестова и «Графу Суворову» И. Золотницкого, «История о городе Курске и чудотворной иконе Знамение Божией Матери» архимандрита Знаменского монастыря Амвросия. Первым корректором типографии общественного призрения стал учитель Главного народного училища Семен Зубков, о котором Щепкин позже напишет в мемуарах.
В 1793 году по распоряжению Беклешова начато строительство большого трехэтажного кирпичного корпуса Главного народного училища. В его фундаменте, по данным краеведа Владимира Степанова, заложили серебряную пластину с гравировкой: «В златой век России, процветающей во всех частях, начато строение Главного народного училища 1793 г., в царствование премудрой императрицы Екатерины, при правящем должность генерал-губернатора А. А. Беклешове, правителе губернии С. Д. Бурнашеве, по проекту архитектора Н. Алексеева».
В Главном народном и Георгиевском училищах вместе с мальчиками стали обучаться девочки. Это было очередным достижением не только в образовании и культуре, но и в плане созидательного развития общества. В 1794-м на улице Херсонской построили Малое народное училище.
И. Ф. Башилов в своем «Описании Курского наместничества» о курянах отзывался так: «Города сего жители добронравны, не сварливы, не тяжебники и миролюбивы; к промыслам прилежны, в торгах осторожны и благоуспешны. Живут чисто и опрятно одеваются; охотники до хороших лошадей.
Женщины доброличны и добронравны, склонны к роскоши и вольной жизни, прилежны к церковным служениям, особливо церемониальным.
Девки же до замужества в церкви не ходят (кроме Великого поста, когда говеют), а показываются людям в праздничные дни на улицах, составляя небольшие круги или карагоды. За водою и мыть белье ходят в нарядах. В замужество выходят в летах совершенных, отчего и здоровы. На свадьбах у простых и бедных людей по совершении брака наезжане и свахи ездят по улицам с песнями и вместо музыки бьют по сковородкам косарями или каким другим железом. Прочий же обряд свадебный – самый старинный русский.
Одежды женщин: сарафаны из сукна, китайки из шелковых материй, обложенные у бедных лентами, а у богатых – позументами, сверх коих душегрейка. Это всё прикрывается кафтаном мужеским русским сбором. На головах носят бабы кички, покрываясь белыми кисейными, флиоровыми и шелковыми покрывалами, подвязывая оные кругом шеи и спуская концы назад, а девки на головах носят венцы и повязки».
Город «четвертовали»
Как писал Степанов, «с именем Беклешова связан раздел Курска на четыре административные части». Созданы четыре городовые части, в каждую назначено по частному приставу и по 8 квартальных поручиков. На весь город выделялось 8 городовых сержантов, 40 десятников и 40 караульных у будок. Также Беклешов создал четыре пожарные части, снабдив их необходимой техникой и конной тягой. Пожарные несли ежесуточное дежурство.
Другим важным моментом стало освещение улиц Московской и Херсонской укрепленными на столбах масляными фонарями.
В 1795 году, под конец правления императрицы Екатерины II, провели очередную перепись: численность населения Курского наместничества увеличилась до 950 тысяч человек, в Курске жили 5663 представителя мужского пола, а со слободками горожан было примерно 15–18 тысяч.
Смерть императрицы
6 ноября 1796 года в Петербурге не стало Екатерины Великой, и на императорский трон взошел ее сын Павел Петрович Романов. Его официальная коронация состоялась 5 апреля 1797-го.
На смерть Екатерины II в Курском крае отреагировали по-разному: где тихо, а где-то весьма громко. Так, в декабре 1796 года в селе Новосергеевка Льговского уезда вспыхнули волнения среди владельческих крестьян, «прослышавших бог весть откуда-то» о воле, даруемой новым императором, и требовавших немедленного освобождения. По распоряжению Беклешова для урегулирования конфликта туда был направлен губернатор С. Д. Бурнашев. Но его уговоры не сразу возымели действие. Не обошлось без мордобоя, но всё разрешилось довольно мирно.
А в селе Андросове, где помещик М. Андреев решил основать винокуренный завод, увеличив оброк и барщину, выступление крестьян в декабре 1796-го вылилось в настоящий бунт. Андреев жаловался генерал-прокурору Самойлову о поджоге его дома и неповиновении крестьян, продолжавшемся до февраля 1797 года. Без крови и жестокого наказания не обошлось. Крестьяне Потап Панин, Данила Шитов, Яков Коновалов, Яков Дадуров и Назар Белов «как зачинщики возмущения присуждены к наказанию кнутом», после чего Белов умер, а его товарищей в кандалах отправили в ссылку. Еще 95 крестьян этого села были посажены в орловскую тюрьму.
12/23 декабря 1796 года указом императора Павла I, до патологического состояния ненавидевшего мать и ее деяния, большинство наместничеств, в том числе Курское, были упразднены. Но уже 31 декабря 1796 года по старому стилю, или 11 января 1797 года по новому, было утверждено административно-территориальное деление Курской губернии. К ней отошли территории упраздненного Харьковского наместничества, входившие до 1779 года в состав Белгородской губернии, в том числе города Хотмыжск и Мирополье. Также упразднены Богатенский, Дмитриевский, Льговский и Новооскольский уезды, общее число уездов сократилось до 10. Столицей губернии остался Курск.
Подготовил Юрий СТОЛЬНИКОВ, по материалам книги «Курск и его правители» Н. Д. Пахомова и А. Н. Пеньковой, фото kurskonb.ru, goskatalog.ru
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 40 (1615) от 7 октября 2025 года

Облсуд ужесточил наказания по делу о смертельной «Шаурме на Гагарина»

Уполномоченным по правам человека в Курской области снова стал Фирсов

«Не сыпь мне соль на рану » В Курске открылась выставка картин священника Ярослава Медведева

Биологи высадили в открытый грунт семена, вернувшиеся с орбиты

Не только, чтобы протирать стол. Нестандартные способы использования бумажных полотенец