Надежда Плевицкая – взлеты и падения курского соловья
5 октября 1940 года в тюрьме французского Ренна скончалась звезда эстрады начала ХХ века Надежда Плевицкая. Ее осудили на 20 лет за соучастие в похищении белого генерала Миллера и в шпионаже. Судьба этой женщины могла бы стать сюжетом для захватывающего и полного драматизма фильма.
Решила уйти в монастырь
Родилась Надежда Плевицкая в селе Винниково Курской губернии, в многодетной крестьянской семье.

«Семеро было нас: отец, мать, брат да четыре сестры. Всех детей у родителей было двенадцать, я родилась двенадцатой и последней, а осталось нас пятеро, прочие волею Божьею померли, – писала Плевицкая в своих мемуарах «Мой путь с песней». – Мать моя была горячий рыболов, и, когда все старшие были на работе, я помогала матери ловить рыбу, как помогала ей во всем. Все делала я с охотой: цыплят накормить, крапивы свиньям нарвать-нарубить, посуду убрать, ну а рыбу ловить и гусей стеречь – не любила. И какое, право, удовольствие девочке тянуть сеть по грудь в воде, утопая в грязи топкого пруда? Да и ловля бывала на закате солнца, по зорьке, когда подруги мои весело играли на выгоне «в коршуна». Их голоса и крики «крра, крра» доносились до меня, возбуждая зависть и усиливая мое нетерпение: «Когда же конец этой ловле?» Но мать не делила моего чувства, а еще сильнее разгоралась; за спиной в мешке ее трепетало много рыбы. Но вот мы делаем последний заход, рыбу высыпаем в ведро, и я, к большой радости, спешу на берег, а мать одна принимается ловить раков. Помню, с ужасом я смотрела, как она смело лазила под коряги и в норы: знала мать, где гнездятся раки. И вот – полно ими ведро. Мокрые, спешим мы огородами домой. Работа кипит, горит костер, варится уха и раки: идут с работы братья, сестры, отец, а для них уже готов сытный ужин. И как не показаться, когда рядом, на загоне, работают женихи да будущие свекрови – не ударить же лицом в грязь. Работящая девка – сокровище в доме».

В мемуарах будущая певица замечает, что готовилась быть таким «сокровищем в доме». О том, что станет певицей, даже не помышляла. Более того – еще будучи совсем юной, решила уйти в монастырь. Ведь монахиням было дозволено петь на клиросе. Родители были против. И только после того, как умер отец, мать отпустила Дежку в монастырь.
Скорее всего, девушка приняла бы монашеский постриг, но все изменила поездка на ярмарку, где Надежде предстояло продавать рукоделие и собирать пожертвования. Там 15-летняя Дежка впервые увидела балаган. Позднее она вспоминала: «Всю ночь виделись мне акробатка и наездница. Я представляла себя на их месте и всю ночь горела от моих мыслей пойти завтра к директору балагана и попроситься к ним».
Она сбежала от монахинь, поступила в труппу петь для публики. Однако родные разыскали непутевую, забрали домой. А потом мать отправила ее в Киев к старшей замужней сестре. Надеялись, что там Надя подыщет себе место горничной, встретит жениха. Но Дежка уже не могла без сцены.
Дрались за билеты на ее концерты
Первым ее мужем стал Эдмунд Плевицкий, солист балетной труппы. Под его влиянием Дежка поменяла репертуар, сосредоточившись исключительно на русских народных песнях. Выгодным предложением для нее оказался контракт на выступления в знаменитом ресторане «Яр» в Москве. Публика полюбила певицу. В 1910 году она отправилась на гастроли на Нижегородскую ярмарку, а потом – в Ялту, одно из самых модных мест отдыха знати Российской империи. В Москву Плевицкая вернулась модной певицей, принятой в высшем свете, что открыло для нее все двери. Она разорвала контракт с рестораном и наняла хорошего импресарио. В очередях дрались за билеты на ее концерт.

Однажды Плевицкой передали срочное приглашение в царскую резиденцию под Петербургом, чтобы петь для царя. Николай II был восхищен дарованием.
По воспоминаниям очевидцев, император, слушая Плевицкую, низко опускал голову и плакал, когда она пела про горькую русскую долю, про смерть раненого солдата, про похороны крестьянки... «Государю и Государыне я пела много и охотно. Он рукоплескал первый и горячо, и последний хлопок был всегда его Государь был слушатель внимательный и чуткий. Выбор песен был предоставлен мне, и я пела то, что было мне по душе. И в Москве, и в Питере, и в Ливадии После исполнения «Ямщика» он сказал генерал-лейтенанту Мосолову: «От этой песни у меня сдавило грудь», – писала Плевицкая.
Работала она с полной отдачей, на износ. Помогала мужу, с которым они, по сути, уже разошлись, но остались в хороших отношениях, помогала деревенской родне. Всем сестрам и брату Плевицкая строит дома, дает богатое приданое.

Покупает у разорившихся помещиков землю, лес и луга рядом с родной деревней и строит новое имение, где принимает друзей, людей искусства и поклонников Эдмунд Плевицкий поселяется в имении жены, смотрит за хозяйством, заботится о ее престарелой матери.
Надежда встречает на приеме большую любовь – гвардейца-кирасира Василия Шангина. Она мечтает о новом браке, о детях. По отцу они будут дворянами и займут должное положение в обществе. Весь свет следил за развитием их отношений.
Шангин и Плевицкая отправились в путешествие за границу летом 1914 года. Известие о начале войны застало их в Швейцарии. Они возвращаются в Россию. Шангин идет со своим полком на фронт. Плевицкая добивается зачисления санитаркой в лазарет при воинской части Шангина. Несмотря на все тяготы фронтовой жизни, она счастлива, что может хотя бы изредка его повидать.
Привыкнуть к жизни вне России так и не смогла
Когда Шангин погиб, Надежда в шоковом состоянии отступала вместе с военным лазаретом и чуть не попала в плен. Ее спас давний поклонник, который под обстрелом вывез певицу из окружения.

«Вернувшись в Петербург, Надежда Плевицкая впала в глубокую депрессию... Вскоре ее ожидал еще один удар: в деревне, на руках ее первого мужа умирает старенькая мама. Плевицкий готов был восстановить отношения, несмотря на оформленный развод, но Надежда еще не справилась с любовью к погибшему Шангину. Революция застала бывших супругов в имении, где Надежда восстанавливала силы после всех потрясений. Вскоре она переехала в Курск, навсегда расставшись с бывшим мужем. В Гражданскую войну Плевицкая давала концерты для бойцов Красной армии и вместе с ними отступала на юг, добравшись до Одессы», – читаем в предисловии к книге «Мой путь с песней».
После Надежда с помощью офицера Левицкого бежит к корниловцам Романтическое бегство приводит к скоропалительному венчанию. Однако вскоре необдуманный брак был забыт – у Плевицкой начался роман с полковником Пашкевичем. В 1920 году он умирает от ран. Отвергнутый Левицкий пытался поддержать ее в горе, но Надежда предпочла генерал-майора Скоблина, напоминавшего ей Шангина.
Скоблин был совсем молодым человеком – в 1914 году, когда началась Первая мировая война, ему не исполнилось еще и двадцати одного года. К моменту встречи с Плевицкой уже командовал дивизией. Позже они перебрались в Болгарию. Певица стала давать концерты и ездить с гастролями В 1924 году они перебрались во Францию, в Париж.
«Но привыкнуть к жизни вне России Плевицкая так и не смогла. К тому же незнание иностранных языков осложняло ее жизнь за границей. Надежда привыкла к роскоши, а прежних гонораров уже не было. Тоска по Родине заставляла певицу все чаще думать о возвращении туда, где прошли ее детство и юность, где она имела славу и почет в зрелые годы, где были родные могилы. Наконец, у Надежды Васильевны созрело решение любой ценой вернуться в Россию, и в 1930 году супруги подали прошение в ЦИК СССР с просьбой об амнистии и даровании им гражданства», – пишет портал «Православие.ру».
Настал поворотный момент в их судьбе. Генерал-майор Николай Скоблин входил в руководство Российского Общевойскового Союза (РОВС) – самой крупной организации эмигрантов-белогвардейцев. Руководителем РОВС был в 1930-е годы генерал Миллер. В 1937 году Скоблин получил задание похитить главу РОВСа. Операция прошла успешно, тот был вывезен агентами НКВД из Парижа в Москву.
«В день похищения Скоблин был разоблачен, однако советской разведке удалось в срочном порядке вывезти его из Франции в Испанию, где он погиб при невыясненных обстоятельствах», – пишут исследователи творчества певицы.
Надежда Плевицкая была арестована и помещена в тюрьму. Друзья и недавние поклонники отвернулись от своего недавнего кумира. В отчаянии узница пишет в тюремном дневнике: «Где же они (друзья)? Все оставили? Как же жить? О, слякоть человеческая! Что ждать от вас? Не было случая, чтобы люди были на стороне слабого, лишь бы зло сорвать, дать волю ненависти... Грязнили царя, царицу, их девочек грязнили, а ведь ползали как черви у царского престола! Какая бесстыдная, подлая толпа!»
Следствие тянулось почти два года, суд состоялся в 1939 году. Надежде Плевицкой, которой было уже за пятьдесят, присудили двадцать лет тюрьмы, а после отбытия срока – еще десятилетнее изгнание за пределы страны Она умерла в тюрьме в октябре 1940 года.±
Варвара БОЕВА, по материалам «Мой путь с песней», Православие.ру
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 40 (1615) от 7 октября 2025 года

Облсуд ужесточил наказания по делу о смертельной «Шаурме на Гагарина»

Уполномоченным по правам человека в Курской области снова стал Фирсов

«Не сыпь мне соль на рану » В Курске открылась выставка картин священника Ярослава Медведева

Биологи высадили в открытый грунт семена, вернувшиеся с орбиты

Не только, чтобы протирать стол. Нестандартные способы использования бумажных полотенец