Брежнев в США катал Никсона на «Линкольне»
Продолжаем рассказывать, как уроженец Курской области Никита Хрущев и Леонид Брежнев, которого куряне также считают своим земляком, встречались с американскими президентами. В двух предыдущих номерах вышли материалы о поездке Хрущева в США и его встрече с Дуайтом Эйзенхауэром, а также о легендарной встрече с Джоном Кеннеди в Вене в 1961 году. Сегодня расскажем, как Брежнев дважды встречался с Ричардом Никсоном.
Катер в обмен на «Кадиллак»
В 1972 году состоялся визит в Советский Союз Ричарда Никсона уже в статусе президента США. Впервые он приезжал в Москву в 1959-м, будучи вице-президентом. Полемика между ним и Хрущевым, занимавшим тогда пост генерального секретаря ЦК КПСС, на открытии Американской национальной выставки «Промышленная продукция США» в выставочном центре парка «Сокольники» вошла в историю как «кухонные дебаты». Об этом эпизоде мы рассказывали в №34.

Вообще Никсон бывал в СССР десять раз. И даже есть версия, что в 12-летнем возрасте вместе с родителями провел несколько месяцев на Урале, где его отец и мать якобы работали над получением золота из отвалов руды на Дегтярском медном руднике. Кстати, во время своего первого визита в Советский Союз в качестве официального лица в 1959 году Никсон побывал в Дегтярске, он даже спустился в шахту, где поблагодарил рабочих за их труд.
В 1972 году Никсон приехал в СССР уже в статусе 37-го президента США. Поездка американского лидера стала вторым официальным визитом в Советский Союз действующего президента США после участия Франклина Рузвельта в Ялтинской конференции в 1945 году.
Рассказывают, что в Москве кортеж Никсона встречали заранее отобранные представители общественности с лозунгами «Не воевать, а торговать!».
Визит американского лидера длился неделю, все это время он жил в Кремле. Главы двух держав подписали Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны и Временное соглашение, в соответствии с которым количество пусковых установок и баллистических ракет обеих сторон ограничивалось на том уровне, на котором оно находились в 1972 году. Также был подписан документ под названием «Основы взаимоотношений между СССР и США», установивший 12 принципов взаимоотношений двух государств, в том числе принципы равенства и невмешательства во внутренние дела друг друга. Страны начали политику международной разрядки.
Никсон приехал в СССР с женой Патрицией. Она посещала школы и детские сады, советские магазины, побывала на выставке якутских алмазов в московском Кремле (в книге отзывов оставила запись: «Я высоко ценю ваше гостеприимство»), общалась с женой Брежнева Викторией, с которой, к слову, Леонид Ильич познакомился во время своей учебы в Курске.
В ходе визита состоялся обмен подарками: Брежнев подарил Никсону катер на подводных крыльях, а Никсон – автомобиль последней модели, «Кадиллак Эльдорадо». Причем Леонид Ильич, который годом ранее уже получил в подарок от Никсона «Кадиллак», перед приездом американского президента сам намекнул, что хотел бы получить такой подарок. Автомобиль изготовили по специальному заказу за три дня. Новенький «Кадиллак Эльдорадо» доставили в Москву транспортным самолетом ВВС США.
Госсекретарь США Генри Киссинджер, сопровождавший Никсона в этой поездке в СССР, потом делился воспоминаниями. Он рассказал, как генсек катал его на «Кадиллаке».
«Он подвёл меня к черному «Кадиллаку», который Никсон подарил ему год назад по совету Добрынина. С Брежневым за рулём мы помчались на большой скорости по узким извилистым сельским дорогам, так что можно было только молиться, чтобы на ближайшем перекрёстке появился какой-нибудь полицейский и положил конец этой рискованной игре. Но это было слишком невероятно, ибо здесь, за городом, если и имелся дорожный инспектор, он вряд ли бы осмелился остановить машину генерального секретаря партии. Быстрая езда окончилась у причала. Брежнев посадил меня на катер с подводными крыльями, который, к счастью, вёл не он. Но мне казалось, что катер старался побить тот рекорд скорости, установленный генсеком во время нашей поездки на автомобиле».
Троллил американского президента
В июне 1973 года Брежнев, как и Хрущев, остановился в «Кэмп-Дэвиде» – резиденции, расположенной в 100 километрах от Вашингтона. Самым главным документом, который подписали лидеры двух держав, стало Соглашение между СССР и США о предотвращении ядерной войны. Генсек заявил об окончании холодной войны.

По рассказам присутствующих на этом официальном и, казалось бы, серьезном мероприятии, Леонид Ильич вел себя более чем раскрепощенно и троллил, как сейчас говорят, своего американского коллегу.
Сначала во время подписания бумаг Брежнев делал вид, что списывает у Никсона. Зал встретил подобную находчивость смехом.
«В тот период Брежнев был веселым человеком, очень естественным. В работе мог создать непринуждённую атмосферу. С ним не было боязни что-то не так сказать, испытать нервозность. Нарочно, когда они подписывали соглашение в Вашингтоне и ожидалось, что Никсон подпишет и он подпишет, то когда Никсон стал писать, Брежнев стал смотреть, что он там подписывает. Это было так хорошо сыграно для журналистов, для членов конгресса, что в зале поднялся смех», – вспоминал тот эпизод переводчик Андрей Вавилов.
Но на этом шутки от генсека не закончились. После официальной части главам государств принесли по бокалу. Брежнев со словами «За ваше здоровье» дождался, пока Никсон отопьет из своего бокала, недвусмысленно посмотрел на него и только после этого пригубил из своего. Никсон шутку оценил. Хотя второй глоток сделал уже с опаской.
Подарки генсеку: ковбойский пояс, два пистолета и дорогой автомобиль
Во время визита в Соединенные Штаты Брежнев побывал и в доме американского президента в Калифорнии. Никсон устроил прием в честь лидера СССР, на котором присутствовали голливудские звезды. Среди гостей был и Рональд Рейган, который в 1980 году займет пост президента США. Леониду Ильичу подарили ковбойский пояс.

Из воспоминаний посла СССР в США Анатолия Добрынина: «Особенно ему понравился Чак О’Коннор, который привез ему в подарок ковбойский пояс с двумя пистолетами (Брежнев не без гордости показывал эти пистолеты в Москве своим коллегам, а при полете из США домой надел этот пояс и демонстрировал ковбойские приемы с пистолетами, которые он видел когда-то в кино)».
Из Америки генсек тогда увез еще один подарок, который также заранее попросил у Никсона. Брежнев был крупным коллекционером автомобилей. По разной информации, в его трех гаражах было от 49 до 324 машин. Поэтому неудивительно, что он снова заказал автомобиль, уже третий по счету. На этот раз темно-голубой, индивидуальной сборки «Линкольн Континенталь». На приборной панели была выгравирована надпись: «На добрую память. Самые лучшие пожелания».
Леонид Ильич и тут не удержался, чтобы не продемонстрировать свое водительское мастерство. В роли пассажира пришлось выступить Никсону.
Вот что вспоминал Никсон о той поездке: «Брежнев коллекционировал роскошные автомобили и поэтому не пытался скрыть своего восхищения. Он настоял на том, чтобы немедленно опробовать подарок. Он сел за руль и с энтузиазмом подтолкнул меня на пассажирское сиденье. Глава моей личной охраны побледнел, когда увидел, что я сажусь вовнутрь.
Мы помчались по одной из узких дорог, идущих по периметру вокруг Кэмп-Дэвида. Брежнев привык беспрепятственно продвигаться по центральным улицам Москвы, и я мог только воображать, что случится, если джип секретной службы или морских пехотинцев внезапно появится из-за угла на этой дороге с односторонним движением.

В одном месте был очень крутой спуск с ярким знаком и надписью: «Медленно, опасный поворот». Даже когда я ехал здесь на спортивном автомобиле, я нажимал на тормоз, чтобы съехать с дороги вниз. Брежнев ехал со скоростью более 50 миль (80 км) в час, когда мы приблизились к спуску. Я подался вперёд и сказал: «Медленный спуск, медленный спуск», но он не обратил на это внимания. Мы достигли конца спуска, пронзительно завизжали покрышки, когда он резко нажал на тормоза и повернул.
После нашей поездки Брежнев сказал мне: «Это очень хороший автомобиль. Он отлично идет по дороге». – «Вы великолепный водитель, – ответил я. – Я никогда не смог бы повернуть здесь на такой скорости, с которой вы ехали». Дипломатия – не всегда легкое искусство».
Этот «Линкольн» стал одной из самых любимых машин Брежнева. Сейчас он экспонируется в Рижском мотормузее.
Встреча Никсона с Руцким
И еще один любопытный факт: последний визит Никсона в нашу страну, которую он посещал десять раз, состоялся в 1994 году. Он был неофициальным. 81-летний Никсон представлял Фонд защиты демократии. И одним из тех, с кем он встретился в Москве, был еще один курянин – Александр Руцкой.
На тот момент уже бывший вице-президент России, только что вышедший по амнистии из тюрьмы «Лефортово», где оказался после того, как в октябре 1993-го возглавил вооруженное восстание против президента России Бориса Ельцина. Никсона интересовала политическая ситуация в стране, поэтому он встречался с разными политиками. Эту встречу с Руцким Борис Ельцин ему не простил, он тогда заявил журналистам: «После того, с кем здесь встретился Никсон, это невозможно. Невозможно в России поступать как вздумается. Россия – это великая страна. И Черномырдин с ним не будет встречаться, и Гайдар...»
Никсон же вскоре выступил в Госдуме на специальном заседании комитета по международным делам, где сказал: «Не правы те, кто убежден, будто холодная война была выиграна Соединенными Штатами, а Россией проиграна, и что поэтому к России надо относиться как к поверженной стране. То была общая победа».
Продолжение следует.
В следующем номере мы расскажем, как Леонид Брежнев принимал во Владивостоке Джеральда Форда.
Лариса БЕСЕДИНА, по материалам интернет-СМИ
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 36 (1611) от 9 сентября 2025 года

Самосвал протаранил «скорую». В страшной аварии в центре Курска погиб фельдшер из приграничья

В Железногорске вынесли приговор по делу о контрафактных сигаретах на 18 миллионов рублей