Воеводы Курска до Петра I
Листая книгу «Курск и его правители» писателя-краеведа Николая Пахомова и кандидата исторических наук, доцента ЮЗГУ Ангелины Пеньковой, мы добрались до середины XVII века. После смерти первого царя из династии Романовых Михаила в 1645 году на трон взошел его сын Алексей, получивший в истории прозвище Тишайший.
Обезлюдевшее порубежье
В порубежье со степью, откуда ежегодно по нескольку раз накатывали орды крымских, ногайских и азовских татар, было неспокойно. Курск возглавляли князь Семен Пожарский и Андрей Лазарев.
Пожарский ранее сопровождал царя Михаила в поездках на богомолье, воеводил в Переяславле-Рязанском, стоял в рындах при приеме иностранных послов. Сразу после курского воеводства в 1646-м получил приказ собрать в Астрахани войско и идти на Дон, затем под Азов. Был пожалован в окольничие. Во время свадьбы царя Алексея в 1648 году отвечал за охрану ворот Кремля. Был воеводой Астрахани, участвовал в Русско-польской войне и в сражении со шведами. В 1659-м в битве под Конотопом угодил в засаду, попал в плен к татарам и погиб в неволе.
При Пожарском и Лазареве в Курске князь Юрий Барятинский «приводил ко кресту (присяге) за царя Алексея Михайловича», вел перепись крестьян. Их было мало, несмотря на рост населения, появление новых деревень, сёл и хуторов. Историк А. А. Танков писал, что многим мелким дворянам-помещикам приходилось самим обрабатывать землю – на несколько поместий мог быть один крестьянский двор.
Даже самые богатые служилые люди Курска, например, дворяне Воин и Михаил Антипович Анненковы имели в поместьях 700 и 615 четей земли, 30 и 20 крестьянских дворов. Другие исследователи также отмечали малолюдность Курского края.
Гарнизон города за счет присланных из Москвы стрельцов вырос до 1500 человек. 18 декабря 1645 года орда крымцев появилась на Муравском шляху. Тысяча ногайцев перешла Сейм возле Курска, ворвалась в Ямскую слободу, запалила дома и ограбила местную Введенскую церковь.
Князь Пожарский возглавил курян, горевших желанием наказать степняков. Отбросив ногайцев от стен города, они сумели пленить их предводителя Элмурзу Урмаметова и отбить угнанных в полон – 439 человек. Ратники продолжали преследовать татар и 30 декабря одержали еще одну победу. Крымчаки, боясь новых поражений, ушли.
Несмотря на это, под Курском было сожжено несколько десятков сёл, разорено 34 дворянских поместья, пленено 6000 человек. Это побудило царя Алексея приступить к строительству новой засечной черты, начало которой положил еще Михаил.
Воеводу Пожарского отозвали в Москву. В Курск был прислан князь и стольник Иван Федорович Лыков (Львов), они воеводили с Лазаревым до конца 1647 года. К Курскому уезду опять «приступали татары», но были отбиты сторожевым полком князя Тимофея Ивановича Щербатова.
Курск уже стал настоящим городом. Он состоял из крепости (кремля), посада и нескольких слобод – Стрелецкой, Ямской, Можедомской, Монастырской (Троицкой). Другие появились во 2-й половине XVII века, что представлено на схеме города, составленной курскими краеведами. Курск обладал одним из самых крупных посадов на юге страны: 270 дворов с населением 702 человека.
Бунт 1648 года
При воеводе Федоре Михайловиче Ладыженском, ранее стольнике у патриарха Филарета и стряпчем при царском дворе, случилось больше событий. В частности, отправка в Москву выборных людей на Земский собор и конфликт игуменьи женского Троицкого монастыря Феодоры со светской властью – стрелецким головой Константином Теглевым и воеводой, вылившийся в восстание.
По мнению экспертов, шаткость и нестабильность исходили от царя Алексея Михайловича, много было противоречий в документах. Теглев вел сыск «закладчиков» – стрельцов, казаков и прочих людей, скрывшихся за монастырем от военной службы. Игуменья Феодора привезла из Москвы грамоту о недопущении сыска в монастырских вотчинах. Из столицы делегация духовенства вернулась 4 июля, а 5-го произошли события, названные «Курским восстанием 1648 года».
На деле это был небольшой бунт части духовенства, мелких служилых и отдельных горожан, которым по разным причинам не нравился Теглев. Феодора собрала слушать привезенную грамоту монастырских крестьян. По ее совету они вооружились палками, опасаясь силового воздействия стрельцов. Присутствовал при чтении и воевода Ладыженский. Собравшиеся потребовали привести стрелецкого голову Теглева.
Позднее тот пришел по указанию воеводы, назвал грамоту «воровскою» и побранился с протопопом Григорием. На Теглева набросились монастырские мужики с палками, он укрылся в сходной избе. Поднялся шум, воевода велел бить в колокол, но «пришло подмоги немного». Дверь вынесли бревном-тараном, мужики ворвались в избу, Константин Теглев был убит. Толпа двинулась к его дому, начала грабить.
7 июля прибыло подкрепление властям, нескольких бунтовщиков взяли под стражу. В следственном деле сохранилась роспись тюремных сидельцев. Первой названа игуменья Феодора, затем крестьяне Троицкого девичьего монастыря, всего около 40 человек.
В начале августа из Москвы с отрядом стрельцов приехал стольник и воевода Бутурлин проводить расследование. Допросили 1055 жителей Курска. Сохранились расспросные речи 67 участников бунта. Отец и брат убитого Теглева в челобитной просили возместить убыток от грабежа на 2 тысячи рублей – по тем временам огромные деньги. Приговор следственной комиссии: пятерых «пущих воров и завотчиков, сказав им их вину и дав духовного отца, по дорогам перевешать», остальных воров «в торговые дни бить кнутом нещадно» и отправить в казаки в отдаленные крепости.
Запрет на скоморохов и каменные храмы
В 1649 году завершил работу Земский собор, принявший несколько важных документов, включая Соборное уложение, значительно расширившее Судебник Ивана Грозного 1550 года. Так, была узаконена смертная казнь через сожжение еретикам и богохульникам, фальшивомонетчикам заливали в горло расплавленное олово, а жен, убивших мужей, живьем закапывали в землю по шею и держали до смерти.
Курский выборный дворянин Гаврила Малышев после Земского собора привез из столицы подарок царя курянам – Животворящий крест Господень «в серебре золочен» и царскую грамоту, предписавшую воеводе Ладыженскому бережно отнестись к этому дару.
Малышев добился запрета скоморошества, но эта инициатива отменена указом царя по многочисленным просьбам. В Курском уезде широко ходило народное творчество с музыкальными инструментами – дудочками, свистульками, гудками и гуслями, с ношением масок животных и переодеванием, с участием прирученных медведей.
Началось строительство каменных храмов на территории Знаменского монастыря, в том числе Воскресенской соборной церкви. Деньги на это выделили из царской казны по хлопотам курских выборных Малышева и Калугина.
После Ладыженского воеводами в Курске были Афанасий Крюков и Иван Меньшой Волконский по прозвищу Жмурка, губным старостой при котором избирался Прокофий Анненков, сын знаменитого курского ратоборца 1630-х Ивана Анненкова.
Описание курской крепости
В 1652 году обстановка на границах Московского государства осложнилась из-за вновь участившихся набегов татар. В помощь Волконскому-Жмурке направлен Дмитрий Плещеев (Репей), который сделал описание Курской крепости.
Документ обнаружили в книгах Белгородского стола Разрядного приказа: «С приезду Московской дороги находится Пятницкая башня из дубового леса, высотою три сажня. Видная издали называлась Пятницкой потому, что стояла против Пятницкой церкви, существовавшей в XVI столетии на площади, где теперь городской сад. Официальное название – Благовещенский собор, который считался вторым после Воскресенского собора. От башни к реке Тускари шла стена. Наугольная башня называлась Кривой, она была глухая, обращена к реке. Никитские ворота находились против улицы, которая вела на западную сторону города. Тайник подведен под острожную стену до колодезя к реке Тускари».
Курск располагал следующим вооружением: на крепостной стене четыре пищали медных и одна пищаль железная на станках и колесах, да две пищали скорострельных железных и два тюфяка (род пушек) медных на колесах, 10 пищалей затинных (для стрельбы из укрытий), да от прошлых лет 27 пищалей «худых и переломанных». Порох и свинец «держал за своей печатью» осадный голова Дмитрий Кунаков.
К 1653 году Курский уезд был разделен на несколько станов: Пригородный, Курицкий, Тускарский, Обмятский и Усожский, объединявших десятки населенных пунктов. Фактически завершилось строительство Белгородской засечной черты протяженностью 800 километров для охраны южного порубежья.
В 1654 году произошла Переяславская Рада, казаки решили воссоединиться с Московским государством. Началась затяжная война с Польшей. В Курске в этот период воеводами побывали Семен Семенович Рахманин, Василий Федорович Елчин, Александр Елизарович Похвистнев, Никита Иванович Дуров, Алексей Никифорович Аничков, Василий Иванович Волженский и Еремей Назарьевич Хрущов.
Время Ромодановских
Затем курским воеводой служил Григорий Ромодановский. Был награжден царем за победы над поляками, руководил Белгородом, совершил успешный поход с Богданом Хмельницким в Галицию. Командовал Большим Белгородским полком, защищая почти все порубежные города Курского края, сыграл выдающуюся роль в организации военного дела. В 1670 году во время восстания Степана Разина разбил отряд, возглавляемый его братом Фролом. А в ходе Московского бунта 1682 года был убит восставшими стрельцами.

Григорий находился в Курске на воеводстве вместе со своим сыном Михаилом, который позднее входил в ближний круг императора Петра I, Семеном Алмазовым и Петром Кондыревым.
При Ромодановских и их предшественниках в Курский край продолжался приток православных украинцев-беженцев, их старались поселить на свободных землях.
В Курске палатами бояр Ромодановских называют двухэтажный каменный особняк рядом с Троицкой церковью, хотя давно доказано, что здание имеет более позднее происхождение. Но по легендам в подвале этого дома провел ночь предводитель восстания Степан Разин, когда под конвоем его перевозили в Москву.
Алмазов до приезда в Курск участвовал в приемах иностранных посольств и церемонии бракосочетания царя Алексея и Натальи Нарышкиной. Кондырев до Курска служил воеводой в Калуге и Уфе, позднее был назначен в Расправную палату, заведовал Мастерскою палатой царицы Прасковьи Федоровны.
К значимым событиям того времени относят учреждение в Курске Судебного разряда, первым судьей в котором стал Замятня Никитич Тяпкин. В Курске и Коренной пустыни пребывал наш известный земляк Симеон Медведев. Вернувшись в Москву, он забрал своего родственника Кариона Истомина. Эти двое курян внесли огромный вклад в дело просвещения Отечества, развитие поэзии и русской литературы в целом.
В 1676 году умер царь Алексей. На престол взошел его сын Федор, человек добрый и образованный, но легко поддающийся чужому влиянию и не обладавший крепким здоровьем. Вновь наступали смутные времена для России. Маленькому Петру Алексеевичу на тот момент было всего 3,5 года.
Продолжение следует.
Подготовил Юрий СТОЛЬНИКОВ, по материалам книги «Курск и его правители» Н. Д. Пахомова и А. Н. Пеньковой, фото из открытых источников, «Курской правды»
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 33 (1608) от 19 августа 2025 года

Выборы мэра, новые улицы и город-побратим из Колумбии. Что решили депутаты Горсобрания Курска

Врачи спасли курянина с переломом позвоночника после атаки БПЛА

«Я бы таким подрядчикам руки вырывал». Хинштейн потребовал наказать строителей за плохой ремонт

«Остановки, как сталактитами, заросли объявлениями». Хинштейн раскритиковал уборку Курска

Железногорский школьник нашел остатки плезиозавра Юрского периода

«Устилка камнем»: строительство и ремонт дорог в старом Курске

Совместное воспитание после развода: чтобы не навредить ребенку