«Устилка камнем»: строительство и ремонт дорог в старом Курске
Состояние городских дорог – одна из актуальных тем дореволюционной Курской губернии. Впрочем, с тех пор мало что изменилось. В регионе во второй половине XIX века появляются каменные мостовые, идет укладка тротуаров. Не всегда удавалось благоустроить все дороги: зачастую они представляли собой жалкое зрелище. Однако к 1890-м годам во всех крупных населенных пунктах губернии уложили каменное полотно.
«Улучшить сообщение для пешеходов»
В XIX веке практически в каждом курском уезде состояние проезжей части и тротуаров оставляло желать лучшего. Впрочем, от года к году доля качественных дорог росла. От примитивных дешевых вариантов переходили к более дорогим, отдавали предпочтение новым технологиям укладки, брали в работу долговечные материалы. Это видим на примере Суджи.

В марте 1873 года местная гордума решала вопрос «улучшения сообщения для пешеходов по городу». Итог – прокладка дорог и тротуаров из досок. Такие дорожки были в городе вплоть до середины 1880-х, однако к тому времени затрагивали лишь второстепенные улицы. В центре же городские власти уделили внимание камню.
Первый шаг – строительство в 1877 году каменной мостовой: она обошлась в 1000 рублей (несколько миллионов рублей на современный лад). Пик же дорожных работ пришелся на 1890 год: к этому времени, как следует из тогдашних отчетов, в Судже и уезде удалось «большую часть дорог привести в полную исправность».
За ремонт дорог освободили от уплаты налогов
Другая ситуация – в Рыльске. Здесь уже в 1870-е годы пытались замостить как можно больше улиц. Недешевое удовольствие: тогдашний бюджет Рыльска не располагал лишними суммами. Впрочем, это не останавливало: экономя каждую копейку, делали дороги.

Летом 1874 года Рыльская дума слушала доклад городского головы «по предмету устройства съезда, устланного камнем, к реке Сейм». Гласные пришли к выводу, что «затрата на устилку камнем» сделана «весьма расчетливо к сбережению городских сумм», а сам съезд «сделан во всем удобным». Тогдашний городской голова Коротнев получил благодарность «за заботу о доставлении гражданам свободного добывания воды во всякое время».
Осенью 1875 года благодарности от думцев удостоился и один из членов управы, который, контролируя «устилку улиц камнем », «не излишне употреблял» средства местного бюджета.
Иногда дорожные работы в Рыльске выполняли за счет частных средств. В октябре 1875-го гласный местной думы Каменев попросил разрешения «вымостить камнем Курскую улицу». При этом оговаривалось условие: за работы Каменев предлагал освободить его от «квартирного и мостового сборов». Думцы были не против. По проекту «устилка камнем» должна была начаться весной 1876 года с соблюдением определенных правил: производить ремонт «в одинаковом размере и виде, в каких находится по той же улице мостовая». За выполненные работы гласного освободили от уплаты сборов на десять лет.
«Вымощение местности иметь в виду на будущее время»
В Курске образца 1870–1890-х годов на ремонт дорог могли собирать всем миром. Иногда власти призывали и к «добровольному устройству» проезжей части, тротуаров. В середине 1870-х в рамках одного из заседаний местной думы обсуждался вопрос асфальтирования тротуара вдоль городского сквера при «денежном участии» местных домовладельцев и торговцев. Часть горожан внесли средства.

Обратная ситуация во Льгове тех лет: местная дума отложила строительство тротуаров «до более благоприятного времени», мотивируя это «бедностью жителей».
С инициативой строительства и ремонта дорог в Курске могли выступить не только власти и частные лица, но и различные объединения, земство. В июне 1874 года Курская гордума слушала постановление местного купеческого собрания «по предмету вымощения совместно с земством Раздельной улицы (ныне – Малых) и о замене ея Тамбовской дорогой». Стоимость работ должна была составить 6800 рублей.
Дума постановила: «Заботы о Раздельной улице предоставить владельцам мест, расположенных по обе стороны ея». Деньги же из городской казны «обратить на содержание в порядке Тамбовской дороги». На этом история не закончилась. Спустя четыре года вопрос ремонта Раздельной вновь подняли: с соответствующей просьбой в декабре 1878-го обратилось уездное земское собрание. Предполагалось, что ремонт оплатит как земство, так и горбюджет. Тогда думцы решили, что необходимо внести на следующий год в смету расходов «вымощение» улицы, составить проект.
В то время затягивался ремонт и улицы Нижней Лазаретной (Семеновская). Здесь в середине 1870-х необходимо было вымостить «около 70 квадратных сажен у обрыва». Тогда власти посчитали, что в городе есть другие более важные улицы, которые нужно ремонтировать в первую очередь. Впрочем, отметили, что обрыв «требует особеннаго внимания городского общественного управления». Ремонт отложили («вымощение... местности иметь в виду на будущее время»), а гор-управе поручили найти деньги «из пределов обыкновенных расходов».
Схожий отказ Курская дума направила заведующему артиллерийской частью окружного артуправления, чьи солдаты базировались в то время в Курске. Ранее ставился вопрос о «вымощении участка Дворянской улицы (сейчас – Льва Толстого)». Ответ: «Городское управление не признает возможным в настоящее время, по неимению необходимых для того средств, мостить Дворянскую и Белевцевскую (Челюскинцев) улицы».
Но каким улицам в то время остро был необходим ремонт? Ответ находим уже в докладе Курской гор-управы от весны 1876 года: «Озаботиться вымощением улицы Нижне-Михайловской как более других нуждающейся в этом». Помимо этого, ремонта ожидал участок, соединяющий Херсонскую с Преображенской.
Дороги смыл ливень
К слову, больше всего внимания курские власти уделяли состоянию дорог и тротуаров центральных улиц – Московской (Ленина) и Херсонской (Дзержинского). Последняя нередко страдала от дождей. Из полицейского отчета начала 1890-х годов узнаем: «Не только ливни, но даже и незначительный напор воды в весеннее и осеннее время, а равно во время дождей, всегда вызывает повреждения мостовой как на Херсонской, так и на других улицах».

Летом 1890 года Курск пережил аномальный ливень. Были затоплены почти все улицы. Журналисты «Курских губернских известий» сообщали, что, к примеру, на Первышевской (Уфимцева) и 2-й Сергиевской дождевой поток «размыл часть мостовой, затем капитальное укрепление под горой», устремился на пивоваренный завод Вильма.
Естественно, от такого дождя пострадали и центральные улицы: «Ливень, бывший в разных местах города, нанес серьезные повреждения улиц и площадей. На Херсонской улице ливнем вырыты глубокие рвы и рытвины, проникающие даже в слой опека».
Полиция контролировала ликвидацию последствий стихии, заново укладывался камень, при этом работы производились «под непосредственным наблюдением техника».
Если уж главные, уложенные камнем улицы размыло, то что говорить о немощеных: по заключению полиции, от злополучного ливня они «пришли в невозможное состояние», некоторые и них были «буквально не проездны».
«Самый большой город» (А. П. Чехов)
В памяти обывателей города Тима, Курской губ., хранится следующая, лестная для их самолюбия легенда.
Однажды какими-то судьбами нелегкая занесла в город Тим английского корреспондента. Попал он в него проездом.
– Это какой город? – спросил он возницу, въезжая на улицу.
– Тим! – отвечал возница, старательно лавируя между глубокими лужами и буераками.
Англичанин в ожидании, пока возница выберется из грязи, прикорнул к облучку и уснул. Проснувшись через час, он увидел большую грязную площадь с лавочками, свиньями и с пожарной каланчой.
– А это какой город? – спросил он.
– Ти Тим! Да ну же, проклятая! – отвечал возница, соскакивая с телеги и помогая лошаденке выбраться из ямы.
Корреспондент зевнул, закрыл глаза и опять уснул. Часа через два, разбуженный сильным толчком, он протер глаза и увидел улицу с белыми домиками. Возница, стоя по колени в грязи, изо всех сил тянул лошадь за узду и бранился.
– А это какой город? – спросил англичанин, глядя на дома.
– Тим!
Остановившись немного погодя в гостинице, корреспондент сел и написал: «В России самый большой город не Москва и не Петербург, а Тим».
Подготовил Валентин КРУГЛОВ
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 33 (1608) от 19 августа 2025 года

Выборы мэра, новые улицы и город-побратим из Колумбии. Что решили депутаты Горсобрания Курска

Врачи спасли курянина с переломом позвоночника после атаки БПЛА

«Я бы таким подрядчикам руки вырывал». Хинштейн потребовал наказать строителей за плохой ремонт

«Остановки, как сталактитами, заросли объявлениями». Хинштейн раскритиковал уборку Курска

Железногорский школьник нашел остатки плезиозавра Юрского периода

Совместное воспитание после развода: чтобы не навредить ребенку