Курские воеводы XVII века
Вспоминая, кто возглавлял наш старинный город с помощью книги «Курск и его правители» писателя-краеведа Николая Пахомова и кандидата исторических наук, доцента ЮЗГУ Ангелины Пеньковой, мы остановились в начале XVII века. Тогда вновь отстроенной Курской крепостью руководил Юрий Татищев. После Смутного времени в наших краях оставалось неспокойно.

21 февраля 1613 года в Москве состоялся очередной Земский собор, который избрал нового царя Михаила Федоровича Романова. С его избранием порядка не прибавилось. Всюду рыскали шайки разбойников, продолжались набеги поляков и литовцев, запорожских казаков, крымских и ногайских татар. Курск защищался и совершал ответные военные действия. Край был сильно разорен, особенно в северной части Посвапья, где населения почти не осталось.
Атаки поляков и татар
После Татищева воеводой в Курске недолго был Матвей Сафонов. Затем назначен Иван Волынский по прозвищу Птица, потомок князя Дмитрия Боброк-Волынского, героя Куликовской битвы 1380 года.
Летом 1616-го курский отряд под командованием Волынского разбил татар в 10 верстах от города на Козицыном мосту, а затем у Ямской слободы. В конце декабря к Курску со стороны речки Моквы подошел польский отряд. Куряне одержали победу в схватке, но на следующий день поляки захватили часть посада и начали штурм острога. Волынский со служилыми людьми совершил вылазку, нанес врагам поражение, о чем сообщили царю.
В конце января 1617 года подошел новый польско-литовский отряд. Волынский приказал ночью окружить вражеский лагерь, ратники разбили незваных гостей. Устроив погоню за литовцами, воевода настиг их, вернувшись с трофеями и пленниками.
Волынский провел очередную перепись населения города и уезда. После Курска Волынский воеводил в разных городах. Умер в Тобольске в 1629-м.
В 1618 году воеводами в Курске были князь Афанасий Козловский и Ермолай Мясоедов.
На государственном уровне Польша и Москва заключили так называемый Деулинский мир, полякам отошли некоторые территории Московского государства, в том числе Путивльского, Рыльского и Курского Посемья.
С 1619 по 1622 год приграничным Курском руководил Семен Жеребцов, организовавший перепись селений и дач уезда, составлялись «дозорные книги». С 1623-го по 1625-й воеводой был Степан Ушаков, ранее имевший должность посланника при царском дворе. Главный военный помощник – Иван Анненков. В Курский край приходили крымские татары, с ними вели сражения.
Тем временем на местном рынке развивалась торговля. Среди товаров упоминаются: уклад (сталь), металлические изделия (рогачи, сковороды, железные котлы, ковши, кочерги), сохи, кожи сырые (говяжьи, коневые, медвежьи) и деланные, овчина, юфть (баранья, говяжья, коневая), лапти, сукно «муромское», шубы, лисьи, куньи, бобровые меха, изделия из серебра, соль, рыба сухая и свежая (щука, осетр, белуга, сазан), мёд, яблоки, орехи, мыло, деготь, клей, конопля, хмель, лес, скот (лошади, коровы, овцы)...
В 1625–1626 годах воеводой назначен Данила Милославский. Позднее его внучка Мария станет первой женой следующего царя Алексея Михайловича. Губной курский староста Афанасий Мезенцев вызван царем в Москву для составления Большого чертежа – карты Московского государства и описания к нему, что говорит о высоком уровне образования нашего земляка.
С 1627 по 1630 год Курском руководил столичный дворянин Гавриил Юшков, известный участием в придворных церемониях. Позднее сопровождал царицу Марию в ее поездках в монастыри. Дважды за воеводство Юшкова в Курский край прорывались орды крымских татар.
Перепись при Собакине
В 1630-м Юшкова отозвали в Москву, а воеводою назначили московского дворянина Никифора Собакина в чине стольника. Позднее он сопровождал царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича в поездках на богомолье. В 1631 году писцы Богдан и Степан Уньковские из Москвы с местным подьячим Иваном Коровиным завершили перепись Курского уезда. В Курске уже были Знаменский и Троицкий мужские монастыри, Можедомский мужской и Троицкий девичий монастыри.
Знаменский монастырь находился на территории острога, то есть крепости, или кремля. Здесь было 114 келий для монахов. В 1631-м от молнии случился пожар, и монастырь пришлось отстраивать заново.
Троицкий мужской монастырь стоял на высоком выступе берега реки Тускари, Можедомский – на Московской дороге за пределами «большого старого острога», а Троицкий девичий – в посаде за «большим старым острогом». Все приписанные к обителям слободки, кроме Знаменского монастыря, были «обмежованы», то есть отгорожены друг от друга и от посада частоколом и рвом.
В 1631 году Собакина сменил Дмитрий Колтовский, ранее участвовавший в избрании царя Михаила. К Курску опять подходили татары. В городе, исходя из документов, жили 1564 человека всяких чинов, в том числе 100 детей боярских и 50 казаков, а в курском гарнизоне было лишь 268 солдат. Впрочем, год казался относительно мирным.
В 1632 году началась новая война между Польшей и Русским государством. Курское порубежье опять стало ареной боев. На воеводстве в нашем городе находились князь Матвей Прозоровский и Степан Чириков. Прозоровский ранее неоднократно участвовал в приеме послов, спорил о своих преимуществах на место с князем Куракиным, по приговору бояр сидел в тюрьме, в битве с мятежными казаками попал в плен. После обмена вернулся в Москву, снова делил должность с Куракиным не в свою пользу: был бит батогами и попал в темницу. Затем дорос до воеводы.
О Чирикове известно меньше. К Курску дважды подходили крымские и ногайские татары. Ограбили деревни Картавцову и Чуйкову, пленив 226 человек, затем дошли до реки Корочи, где были разбиты. Курских казаков, конницу и стрельцов, скорее всего, вновь возглавлял удачливый Иван Анненков. Население города сократилось на 423 жителя, составив 1140 «всяких людей».
Новые осады города
Окончание Деулинского перемирия привело к новой войне с Польшей, получившей название Смоленской. Поначалу бои возле Курска не велись. Около 2000 «литовских людей» и «полковых черкас» добрались до Курска к концу лета 1633-го. Попытались взять город прямо с марша, получили жесткий отпор и запалили Стрелецкую слободу, разорили село Толмачево. Русские отряды в долгу не оставались, громя пограничье Польши – Речи Посполитой.
В Курске воеводил князь Петр Ромодановский, его сменил Нефталим Тимашев. Род Ромодановских происходил от князей Стародубских, потомков Мономаха. Петр Григорьевич стоял на приеме шведских послов царским рындой, участвовал в придворных церемониях, в свадьбах царей Михаила и Алексея Михайловича.
Ромодановскому в 1634 году пришлось дважды отражать польско-литовские нападения. 13 января к Курску, крадучись вдоль Сейма, как сказано в «Повести о граде Курске », подошло 20-тысячное войско Вишневецкого. Его обнаружили сторожа у переправы примерно там, где ныне Сеймский мост. Дозорный поскакал к крепости сообщить воеводе о приближении врага. В набат ударил дежуривший на высокой колокольне стрелец. Воевода приказал проверить информацию. Отправленный на разведку конный отряд сына боярского Мартемьяна Шумакова сообщил: «литовские люди» уже на Глинище и построены в боевом порядке. Это означало – будут атаковать с ходу.
Форсировав маловодный Кур, противник приступом взял Меловую башню, но дальше наткнулся на организованное сопротивление. Сколько раз на протяжении долгой осады Вишневецкий ни пытался атаковать крепость, с какой стороны ни подступал, продвинуться дальше Меловой башни не мог. Понес большие потери и увел войско, разорив Троицкий мужской монастырь, посад, пригородные слободки и селения.
4 апреля 1634 года под стенами Курска вновь появились «литовские люди» и «полковые черкасы» – 12 тысяч солдат. В городе было не более 1140 человек всего населения, но крепость героически оборонялась под руководством Ромодановского, куряне совершали вылазки, нанося врагу потери, и брали в плен «языков». Поляки опять ушли.
Набеги степняков
4 сентября крымские и ногайские татары ворвались в Курский уезд, ограбив сёла на реке Рати в 15 верстах от Курска. Отряд Анненкова 22 октября разбил крымско-ногайский чамбул, освободил 52 русских пленника и взял двух «языков», о чем было сообщено в Москву.
В 1635 году крымчаки и ногайцы добрались до Курского уезда, разорив несколько селений, включая деревню Шумакову. Бороться со степняками приходилось уже воеводе Тимашеву. Число жителей Курска возросло до 1577 человек, фактически вернувшись к показателям 1631 года.
В 1636–1638 годах в Курском уезде воеводил стольник Данила Яковлев. Ранее служил в московском Судном приказе, участвовал в посольстве в Польшу. Он продолжил борьбу с противниками, помогал донским казакам при взятии турецко-татарской крепости Азов, а еще провел смотр (разряд) служилых людей Курской десятни. «К смотру объявилось дворян и детей боярских 93 человека на конях, 307 – на меринках, 240 – на меринах и 145 пеших».
Весной 1637 года после 8-недельной осады был взят Азов. В ответ степняки под предводительством Бегадыр-Гирея совершили набег на южные города Московского государства. В Курском уезде потери превысили 100 человек плененными и убитыми.
С 1639-го по 1640-й на воеводстве находился стольник Иван Бутурлин. В городе уже имелось 27 кузниц, 86 лавок, 16 полок, 3 харчевни, 5 клетей, 18 оброчных дворов, литейный двор. Развивались квасной и соляной промыслы, мельничное и кирпичное дело, изготавливали селитру – компонент для пороха.
В 1641–1642 годах Курском руководил князь Михаил Козловский, здесь же и умер. А воеводой назначили стольника Григория Образцова.
В 1642-м донские казаки оставили Азовскую крепость, сдерживавшую степняков от набегов. Это стало тревожным знаком для курян. Однако продолжали развиваться ремесла и торговля. На рынке появились: сельди в бочках, масло, чеснок, овчинные шубы, рукавицы, шапки, сапоги, зипуны (сермяжные), шелковые сорочки, чулки, носки, гребни роговые, холсты, попоны, полотна, сукна разные, меха, косы, ножи, котлы медные, лопаты, гвозди, сани, телеги, бочки, краски, селитра, свинец, лес, дрова, хворост, кирпич, ладан и многое другое.
Образцова сменил Иван Стрешнев, который находился на курском воеводстве с 1643 по 1645 год. Он доводился дядей царице Евдокии – второй жене царя Михаила. И очередное крупное нашествие крымчаков. Они появились на территории Тускарного стана в начале мая 1643 года, грабя деревеньки. Затем были схватки у деревень Муравлевой и Малаховой.
14 июня 500 всадников-крымчаков налетели на Ямскую слободу. Преследуя их, курские служилые у деревни Поминовки наткнулись на татарский стан в 4000 степняков. Два дня шли бои с разбойниками. Упорство и мужество курян вновь заставило крымцев уйти в степь.
Дерзкие нападения подвигли правительство задуматься об укреплении Курского порубежья новыми воинскими силами и о строительстве новой засечной черты. Но сделано это будет уже после смерти царя Михаила Федоровича, которого не стало в ночь на 13 июля 1645 года.
Продолжение следует.
Подготовил Юрий СТОЛЬНИКОВ
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 32 (1607) от 12 августа 2025 года

Жителя Курска оштрафовали на 270 тысяч за выгрузку строительных отходов на контейнерных площадках

«Колобок дикий, смотреть страшно». В Курске разгорелся спор по поводу реконструкции Детского парка

Куряне «озолотились» на всероссийском турнире по спортивному ориентированию