Дизайн-код в старом Курске
Во второй половине XIX века власти начинают уделять особое внимание облику курских городов, особенно главным его улицам. В привычку входит мостить дороги, высаживать деревья, разбивать клумбы, нумеровать дома, устанавливать на государственных и частных зданиях таблички и вывески. Некоторые их них броские, другие же более простые.
«На многих домах вовсе не имеется таблиц»
До нашего времени дошел ряд документов, посвященных, как бы сейчас сказали, дизайн-коду. Так, например, в июле 1877 года Щигровская гордума слушала доклад городской управы «по предмету требующегося установления правильной нумерации домов в Щиграх и о сделанном городскою управою заказе железных таблиц с указанием нумеров для каждого дома».

Тогда гласные решили, что в установке табличек должен помочь уездный исправник – глава местной полиции. Обсуждался и вопрос оплаты: «За тех же домовладельцев, которые признаются несостоятельными к уплате, расход в потребном количестве обратить на городские средства».
За состоянием табличек и вывесок наблюдала полиция. В марте 1890 года начальник курской полиции Тит Вержбицкий отмечал, что в столице соловьиного края «на многих домах вовсе не имеется таблиц, обозначающих владельцев домов, на некоторых же домах таблицы эти от времени совершенно изгладились». Кроме того, главный полицейский подчеркивал, что «не все улицы на конечных углах обозначены соответствующими названиями».
Изображают то, чего не должно быть
Другой момент – внимание к вывескам торговых и промышленных заведений. В Курске больше всего их было на Московской (ныне Ленина) и Херсонской (Дзержинского) улицах: многочисленные магазины, гостиницы, питейные заведения. Яркую вывеску имели погреба купца Чикунова, который продавал на улице Московской «всех сортов иностранныя и русские вина». На ул. Херсонской в доме Дорофеева работал магазин с вывеской «Василiй Перловъ съ сыновьями», где реализовывали чай, кофе, сахар, вина. К слову, во второй половине XIX века популярность набрали именно такие шрифтовые вывески. Рисованные, изображающие товары и услуги, стали уходить в прошлое.

Местная полиция контролировала содержание вывесок и табличек: владельцы курских заведений должны были согласовать их лично с начальником курской полиции Титом Вержбицким. На то были весомые причины: зачастую торговцы изображали у себя на входе «то, чего не должно было быть», например, украшали таблички гербами, хотя на то не имели права.
«Предписываю приставам и заведующему Ямской слободою обязать подписками всех, занимающихся писанием вывесок, чтобы они, предварительно исполнения заказа, обращались ко мне за дозволением изготовить заказанныя ими вывески, доставляя вместе с тем и проекты вывесок, а в потребных случаях (если изображают государственные гербы, медали и т. п.) и доказательства на право употребления торговцами и промышленниками этих отличий», – сказано в приказе Вержбицкого.
Также Вержбицкий неоднократно указывал владельцам торговых точек, что «некоторые из вывесок недостаточно прикреплены, вследствие чего угрожают личной безо-пасности, в особенности это относится к тем вывескам, которые не прикреплены наглухо, а только навешены» – дескать, даже при слабом ветре такая табличка может рухнуть. Своим подчиненным Тит Иоильевич поручал осмотреть в Курске все частные торговые объекты. В случаях же «причинения кому-либо ран или увечья от падения вывесок предъявлять обвинения».
Стоит сказать, что и за отсутствие вывески могли наказать. Известно, что зимой 1879 года полицейский урядник 2-го участка Грайворонского уезда (тогда территория Курской губернии) Волошин передал мировому судье акт «о неимении вывески на питейном доме жены купца Малютина».
«Скабрезныя надписи»
В Курске образца 1890-х годов стало больше наружной рекламы. Ее размещали на фасадах домов, а также в специально отведенных местах. Как и сегодня, имелись нарушения.
«В Курске для расклейки афиш и разного рода объявлений имеются городские витрины, но несмотря на существование витрин, лица, занимающиеся расклейкой афиш и объявлений, наклеивают таковыя на дома, заборы, телеграфные и фонарные столбы», – отмечали власти.
Тогда же было решено «прекратить практикуемый ныне способ расклейки – как афиш, так и всякого рода объявлений, дозволяя в будущем наклейку таковых исключительно на витринах».
Еще одна проблема тех лет – «скабрезныя надписи» на фасадах зданий, заборах. Из приказа начальника полиции узнаем, что в Курске хулиганы наносили бранные слова «мелом, углем и даже краской».
«Некоторые надписи красуются уже более недели: полицейские чины проходят по этим улицам, полагаю, видят эти надписи и ровно никакого внимания на них не обращают», – подчеркивал в августе 1889 года все тот же Вержбицкий.
Тогда он поручил подчиненным «осмотреть заборы и тому подобные места, где находятся такие надписи, и уничтожить немедленно эти надписи».
Подготовил Валентин КРУГЛОВ
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 32 (1607) от 12 августа 2025 года

Жителя Курска оштрафовали на 270 тысяч за выгрузку строительных отходов на контейнерных площадках

«Колобок дикий, смотреть страшно». В Курске разгорелся спор по поводу реконструкции Детского парка

Куряне «озолотились» на всероссийском турнире по спортивному ориентированию