Школа-храм с фамильной усыпальницей князей Барятинских
В предыдущих номерах мы вспомнили о трех необычных учебных заведениях Курской области. Это Сафоновская школа в Кореневском районе, которая располагалась во Дворце для любимой, Семеновская школа Льговского района в усадьбе Николая Бартрама и 2-я Воробьевская школа в Золотухинском районе, которая размещалась в старообрядческом храме. Все три уже закрыты, Дворца для любимой больше нет – он разрушен в ходе боевых действий.

Сегодня речь пойдет о действующем учебном заведении – Ивановской школе в Рыльском районе. Она располагается в историческом здании – Покровском храме, построенном основателем усадьбы Марьино князем Иваном Ивановичем Барятинским. В церкви находилась фамильная усыпальница, где покоились 19 человек из рода князей Барятинских, который восходит к Рюриковичам.
От Мазепы до Барятинских
Село Ивановское связано с разными историческими личностями. В 1703 году земли Рыльского, Льговского и Путивльского уездов были пожалованы Петром I гетману Украины Ивану Мазепе, который тогда находился в зените славы. Он основал здесь множество сел и деревень. Три из них – Ивановское, Степановка и Мазеповка – до сих пор напоминают имя, отчество и фамилию амбициозного вельможи. В Ивановском Мазепа построил усадьбу – каменные палаты, которые сохранились до сих пор. Отсюда он управлял всеми своими поместьями в Курской губернии. В их числе Коренево, Крупец, Обуховка, Снагость.
В 1709 году, после Полтавской битвы, гетман Мазепа, перешедший на сторону шведов, бежал за границу. Его курские владения были конфискованы Петром I и пожалованы князю Александру Меншикову. После смерти первого русского императора он оказался в опале, и земли были приписаны к поместьям Евдокии Лопухиной, первой жены Петра I. А в 1732 году царица Анна Иоанновна пожаловала эти владения адмиралу флота, графу Николаю Головину. Его дочь Наталья была женой поступившего на русскую службу принца Петра Августа Гольштейн-Бека. Их единственная дочь Екатерина в 1767 году вышла замуж за придворного вельможу князя Ивана Сергеевича Барятинского, которому и принесла в качестве приданого курские имения, принадлежавшие когда-то Мазепе.

В 1811 году, после смерти отца, все курские поместья перешли по наследству Ивану Ивановичу Барятинскому. Свою роскошную усадьбу, ставшую украшением не только этих мест, но и всей Курской губернии, он построил в двух километрах от Ивановского. От Марьино до села, в котором князь возвел величественный пятипрестольный Покровский храм, вела липовая аллея протяженностью 1800 метров. В храме молились, крестились и венчались несколько поколений Барятинских. Там же, в подвале церкви, находилась фамильная усыпальница.
Похоронены 19 Барятинских
Здесь был похоронен герой Кавказской войны, пленивший Шамиля, генерал-фельдмаршал Александр Иванович Барятинский, умерший в Женеве в 1879 году. На похороны приезжал сам наследник престола Александр Александрович, будущий император Александр III. По архивным данным, в родовом склепе было погребено 19 Барятинских. Ныне покойный директор санатория «Марьино» Борис Ворович смог установить десять имен. Последним перед революцией в фамильном склепе был захоронен князь Виктор Викторович, умерший в августе 1915 года.
В фамильном склепе устроили котельную
В 1936 году по приказу «всесоюзного старосты» Михаила Калинина, который отдыхал на тот момент в Ивановском, церковь была частично разрушена и на ее месте открыта школа. В усыпальнице устроили котельную. Часть ниш разобрали, разбили и выбросили прикрывавшие их мозаичные щиты. Надгробия Ивана Ивановича и Марии Фёдоровны Барятинских весом до трёх тонн долгие годы лежали во дворе школы. В начале 1960-х надгробия основателя усадьбы и его жены были перевезены на остров с кирхой и находились там до 2002 года.
В Курском краеведческом музее хранится несколько фотографий усыпальницы до разрушения и во время разрушения.
«Самое страшное: открытый гроб с открытым полотнищем флага, останки генерала Александра Ивановича Барятинского. Оскверненный прах национального героя России», – делился воспоминаниями Борис Ворович в своей книге «Марьино: годы, события, люди». Именно его стараниями была восстановлена усыпальница.
Такая возможность представилась в конце 1990-х годов, когда газифицировали детский дом, находящийся рядом со школой. Управление делами президента России, в ведении которого до сих пор находится санаторий «Марьино», по просьбе Воровича выделило средства на приобретение двух котлов. Их установили в детском доме. Подключили к ним отопление школы. А оборудование школьной котельной, находившееся в склепе, демонтировали.
«Восстановили вход в нее со двора, очистили ниши и помещение от шлака, угля, мусора, сделали штукатурку, полы. Были очищены от копоти и грязи потолочная розетка и облицовка потолка смальтой, выполненные в 1820 году итальянскими мастерами. Надгробие князя и княгини перевезли с острова и установили в усыпальнице на свои прежние места», – рассказывает в своей книге Ворович.
В марте 2002 года митрополит Курский и Рыльский Ювеналий освятил восстановленную усыпальницу.
Службы в Покровской церкви
Из воспоминаний князя Виктора Ивановича Барятинского, младшего сына основателя усадьбы Марьино (мемуары, хранившиеся в рукописях в Риме, опубликованы в 2023 году в Москве под названием «Из Курска в Рим»):
«Матушка ходила каждое воскресенье и по праздникам в село к обедне в большую тамошнюю церковь, в которой было несколько приделов: в нижнем этаже – два по обе стороны входа и один большой главный, в верхнем же этаже было тоже два.
Обедня большей частью совершалась внизу, в одном из двух приделов по правую сторону: там находился мраморный с саркофагом памятник моему отцу, возле которого мы обыкновенно с матушкой стояли. Обедню служил постоянно отец Григорий, тот самый, который крестил брата Анатолия и меня Он был человек вполне почтенный и долго жил; более 30 лет спустя, в 1858 году, он служил при отпевании моей матушки. Мы его все очень уважали и очень любили.

В главной части нижней церкви были по обе стороны трибуны, обитые красным сукном: для семейств гостей и обитателей дворца. В большие праздники огромная толпа, впереди – дворовые люди, а за ними – мужики в нарядных одеждах, наполняли церковь. Над входными дверьми было устроено вроде большого балкона, на котором стояли певчие: хор был очень хорош и составлен из музыкантов оркестра, деревенских мальчишек и швей. В моей памяти остался мужик Петрушка, юродивый, ходивший в одной рубахе и портках без шапки с всклокоченными волосами и бородой. Он во время обедни бродил по всей церкви, подходил к нам, господам, смотрел на нас, хохотал громко, издавал непонятные звуки и восклицания, но его никто не смел трогать. Я его немного боялся, но, однако ж, мало-помалу привык».
Уроки в фамильном склепе
Школа в Ивановском – 11-летка. В прошлом учебном году здесь обучались 345 учеников. Рыльский район приграничный, поэтому с сентября прошлого года занятия проводятся дистанционно.

Когда школа работала в обычном формате, на уроках основ православной культуры ученики вместе со своим преподавателем Надеждой Трушовой спускались в усыпальницу и слушали увлекательный рассказ о людях, которые покоились здесь. Каждое имя вписано в историю страны, ведь род Барятинских был одним из самых знатных и почти каждый из его представителей внес свой вклад в той или иной сфере.
«Иногда экскурсии в усыпальницу проводятся во время родительских собраний. Родителям наших учеников тоже интересно узнать историю этого уникального места и людей, которые с ним связаны. Пока работал санаторий, мы также принимали группы экскурсантов из числа отдыхающих в Марьино», – рассказал директор Ивановской школы Александр Андрощик.
В одном из интервью Надежда Трушова поделилась: «В фамильной усыпальнице, куда можно было войти прямо из церкви, был свой иконостас, сводчатые потолки, облицованные итальянскими мастерами голубой плиточной смальтой. По центру висела золочёная люстра с лампадками. По периметру стен были устроены в два ряда ниши для гробов. После захоронения эти ниши закрывались специально изготовленными щитами, на которых изображались фамильные гербы, писались звания, имена и фамилии захороненных и даты рождения и смерти. Из всех щитов до нас дошли два, которые сегодня находятся в Курском краеведческом музее, – с усыпальниц Александра Ивановича Барятинского и его жены Елизаветы Дмитриевны».
Лариса БЕСЕДИНА, фото автора, Юлии Кондрашовой, из книги Бориса Воровича
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 30 (1605) от 29 июля 2025 года

Курских кукол увековечили на почтовых марках России и Доминиканы

Москвича осудили за снос деревьев под Курском на 40 миллионов рублей

Курский фермер пытается наказать виновных в массовой гибели пчел