Кукла Зоя, кукла Саша... Курянка возрождает старинные кукольные традиции
Кто такие лихоманки-приманки, зачем мужчину наряжали в женское платье и каких советских кукол продавали исключительно за валюту, знает курянка Ольга Жихор. Девять лет назад она открыла музей народной игрушки «Кукольная слобода», в его коллекции более 600 экспонатов. А сейчас Ольга воплощает новые проекты: шьет артельных кукол в костюмах Курской губернии и пытается понять – чем же уникальны именно курские игрушки.
Миры в чемоданах
Ольга Жихор – руководитель детской школы искусств в селе Рышково. Именно там работает уникальный музей игрушки, где каждый экспонат можно и даже нужно брать в руки, играть и придумывать свои истории.

Курянка занимается изготовлением кукол около 15 лет. Училась у мастеров из других регионов и у бабушек, которые помнят старую технику.
До этого мастерица более 20 лет занималась росписью по бересте. И самые первые изготовленные ею куклы были берестушки. Ольга решила собрать композицию – получилась семья в старинной избе. Домом стал небольшой чемодан, который достался еще от бабушки. В нем поселились крошечные куклы-скрутки из бересты. Их окружали простые и понятные предметы деревенского быта: печь, стол, кровать с лоскутным одеялом. Сейчас композиция находится в национальном музее Чебоксар. Еще один миниатюрный мир в чемодане – ярмарка – занял первое место на выставке в Вологде.
В 2015 году она повезла своих берестушек на международный фестиваль народной культуры «Славянский базар в Витебске», где одновременно собрались кукольники из разных уголков мира со своими коллекциями.

– За три дня я не успела увидеть и половины. Это был как кукольный магнит, притягивающий к себе. Приехав домой, я начала копировать понравившиеся образцы, изучала основные приемы изготовления, – рассказывает наша собеседница.
При этом отмечает, что тогда она еще не понимала содержания и смысловой нагрузки куклы. Уже в Липецке, на другом фестивале, познакомилась с известным мастером Мариной Мишиной. «Она написала диссертацию, это единственный научный труд по традиционной кукле, – рассказывает курянка. – Здесь я впервые увидела внутреннее содержание, смыслы и мудрость, которые наши предки закладывали в кукол».
«Не верю в мистику, но обряды на куклах работают»
Вокруг этой темы немало мифов и выдумок, отмечает Ольга. Потому что в музеях сохранились только игровые куклы. А обережные – по сути однодневки. Их делали для определенных ритуалов, а потом пускали по реке, сжигали и закапывали в землю. И материалы там недолговечные: лоскутки ткани, дерево, солома... Почти ничего не сохранилось до наших дней. Исключение – Русский Север, где этнографы нашли немало образцов во время экспедиций.

Курянка изучает исторические материалы и пытается восстановить обережных кукол. «Я делаю только добрых кукол, на хорошие обряды», – улыбается она. Например, куколка на счастье – с длинной косой, чем длиннее коса – тем больше счастья.
Удивительно, но и сейчас эти яркие миниатюры пользуются большим спросом у покупателей. «А на удачное замужество есть?» – интересуются посетительницы ярмарок и достают смартфоны, чтобы записать обряд, который надо провести дома.
– Я не верю в мистику, но знаю, что куклы работают, – замечает Ольга. – Это самая обычная психология. Например, у куклы на удачное замужество семь воротничков. Такую куколку невесты делали перед свадьбой, накручивая на шею куклы разноцветные лоскутки-воротнички. На каждый загадывалось желаемое качество будущего мужа: доброта, любовь, верность, надежность, щедрость и так далее. И в голове у девочки это откладывается. Своего рода визуализация. Девушка запоминает эти качества буквально на подсознательном уровне, чтобы потом выбрать достойного спутника».
Метлушки и лихоманки-приманки
Куклы как игрушки для ребенка на самом деле появились относительно недавно. Изначально у славян все куклы были обережными, у каждой была своя роль. Куколку на здоровье делали, если кто-то в семье заболел. Плели их из кудельки – льняных ниток. Заплетя косичку, женщина говорила с каждым витком: «На здоровье». Больной держал куклу при себе, и болезнь уходила в куклу, а потом ее сжигали.

Лихоманки-приманки – 13 кукол, которые подвешивали над вытяжкой в избе. Каждая обозначала какую-то болезнь. И считалось, что злой дух болезни увидит ярких нарядных лихоманок и вселится в одну из них вместо человека. Такие обереги делали осенью, когда ночи становились длиннее дней, а весной сжигали, чтобы очистить дом от плохого.
Метлушка – это оберег, который защищает дом от негативной энергии и привлекает благополучие. Это миниатюрный веничек из лыка, поверх которого накручивали куколку. Беду из дома можно было вымести или, наоборот, замести в избу счастье.
Кукла «Семья» – оберег семейного очага. Пожалуй, самая символичная в своем воплощении. Вначале делали скрутку из бересты, это основа семьи – мужчина. Одет он в женскую одежду – это образ матери. И вокруг пять деток. Получатся 7 «Я» – семья.
Почему у кукол не было лиц
Первая игрушка в жизни младенца – куватка. Свое название куколки получили от обряда «кувада». Во время родов, которые обычно происходили в бане, будущий отец находился в предбаннике и был занят очень важным делом – обеспечивал защиту от нечистой силы. Он делал вид, что садится на лукошко с куриными яйцами, и громкими криками, подражая крикам роженицы, выманивал злых духов в предбанник. Те должны были отвлечься от настоящих родов и вселиться в кукол-обманок – куваток. После родов куклы сжигались во время обряда очищения.

Постепенно о шумном обычае забыли. Но традиция вязать куваток осталась, их стали вешать над колыбелью как оберег от дурного глаза и болезней.
Куклу-пеленашку делали еще до рождения ребенка, считалось, что люльку пустой держать нельзя. До крестин пеленашку показывали гостям вместо младенца. А после крестин куклу клали ребенку в люльку. Она же могла стать и первой соской: мякиш хлеба обвязывали тряпочкой, малыш мусолил его во рту.
Кукол создавали только женщины и по особым правилам: лоскуты брали от ношеной одежды, ножницы и иголки не использовали, лица куклам не рисовали – чтобы не вселился злой дух.
Игровые куклы появились в России только в начале XIX века. Первые привозили из Европы. С лицами из фарфора с тонкой и изящной росписью, в немыслимо дорогих нарядах, они были доступны только аристократии. Но в сельской местности начали их копировать – так у обычных тряпичных кукол впервые появились глаза, нос и рот, их рисовали или вышивали.
Дейнека и куклы за валюту
После революции в молодом советском государстве появились артельные куклы. Их по заказу страны создавали художники, объединившиеся в артели, а продавали за рубеж. Яркий русский колорит оказался выгодным товаром на экспорт. «В одной из таких артелей трудился и наш земляк-художник Александр Дейнека, его наставниками были Кустодиев и Васнецов», – замечает Ольга.

Кукол одевали в русские костюмы разных регионов. Продавали в Европе на аукционах и ярмарках, иногда за огромные суммы. «В России их начали продавать лишь после войны. Но приобрести можно было только в магазине «Березка» за доллары. По сути, они по-прежнему оставались недоступны», – поясняет курянка.
Сейчас коллекционеры выкупают артельных кукол, чтобы вернуть на родину. По выкройкам одного такого раритета Ольга и создала свою первую пару – композицию «Ванька и Манька». Лицо вылеплено из керамики и обтянуто трикотажем. Наряды – из лоскутов ткани того времени.
Ольге в руки попало настоящее сокровище – два лоскутных одеяла, которые бабушка ее коллеги сшила в период Великой Отечественной войны. Одно осталось в музее. А второе, совсем ветхое, ремонту уже не подлежало. Тогда курянка аккуратно его распорола, собрала более или менее целые кусочки, продублировала, чтобы ткань не расползалась в руках, и сшила наряд для своих кукол.
С тех пор Жихор создала немало артельных кукол. Даже начала свой проект, в рамках которого планирует сшить кукол в костюмах Курской губернии. Это будет своеобразный передвижной музей. Кукол можно будет привезти в любою школу или сельский Дом культуры, чтобы рассказать о народных традициях и особенностях костюма.
Часто оригинальных артельных кукол просят продать. Ольга не готова расстаться лишь со своей первой парой – Ванькой и Манькой, слишком они ей дороги.
Курские куклы – Зоя и Шурочка
Чем удивительна и уникальна именно курская кукла, какие признаки ее отличают? Чтобы найти ответы на этот вопрос, совместно с областным Домом народного творчества Ольга начала проект «Экспедиционная практика».
«Рядом с нами есть еще бабушки, которые помнят, знают и готовы поделиться своим опытом, – рассказывает курянка. – Нашими информаторами стали Александра Ивановна Каменева – уроженка Медвенского района и Зоя Борисовна Колчева – уроженка Кореневского района». Обе еще детьми прошли войну, помнят бедное послевоенное время. «Игрушек тогда не было, вот дети и делали их сами себе...» – рассказывали женщины. Кукол мастерили из с таким трудом добытых лоскутков, набивали ватой из старых телогреек, соломой и кукурузными рыльцами. Наряжали в одежды, которые тоже сами шили. Самодельных куколок называли матрешками. «Настоящую тряпичную куклу дядя привез, когда я уже в школу пошла. Но матрешек своих не забывала, берегла», – вспоминает Зоя Борисовна.
Бабушки показали, как шили своих матрешек. Их приемы переняли современные мастера. Технология разная, но выявили в ней и много общего. Реплики бабушкиных кукол, изготовленные учениками ДШИ, живут сейчас в выставочных залах и частных коллекциях разных городов.
Кукол назвали Зоя и Шурочка – по именам создавших их женщин. Александра Ивановна научила делать и мальчиков. Так появился у Шурочки жених Женечка, одетый на городской манер: темный костюм, белые носочки и ботинки, из-под кепки – чуб из пеньки торчит. У пастушка Сережки стиль одежды совсем другой – сельский паренек. Женщины рассказали, что носили в те времена, какие прически были в моде. Ольга уверена: это также ценный этнографический материал.
Ирина ТРЕТЬЯКОВА
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 29 (1604) от 22 июля 2025 года

Ремонт пострадавших в апреле при атаке БПЛА многоэтажек обещают завершить к 15 сентября

Расследование убийств и атак ВСУ: будни следователя-криминалиста

«Эти люди – пример надежности и верности профессии». В Железногорске отметили День металлурга

Шахматист из Курска взял серебро Суперфинала стран ШОС и БРИКС