«Температура какая?» – «Колотун, братцы!» Курский след в спасении космической станции
Несколько лет назад на экраны вышел фильм «Салют-7», рассказывающий о спасении орбитальной космической станции. Основан он на реальных событиях. Не обошлось, конечно, без художественного вымысла. Но мало кто знает, что на «Союзе-7» стояли аккумуляторы, сделанные в Курске. Если бы не их живучесть, спасти станцию космонавтам, скорее всего, не удалось бы.
Состыковаться с «булыжником»
Станция «Салют-7» была выведена на орбиту в апреле 1982 года и была рассчитана на пять лет. По тем временам – очень много, до этого ни один орбитальный комплекс не разрабатывался для использования в течение столь длительного срока.

12 февраля 1985 года Центр управления полетами потерял связь с орбитальной станцией. Что именно произошло на борту, с Земли установить не представлялось возможным.
Стали решать, что делать. Предполагалось, что «Салют-7» будет медленно снижаться и сойдет с орбиты. В этом случае к потере станции добавится ее неконтролируемое падение. Одни предлагали смириться с таким вариантом, другие же были настроены иначе – «Салют-7» нужно спасать. А значит, отправлять в космос экипаж, который сможет его оживить. Задача практически невыполнимая. Ведь космонавтам предстояло отправиться к станции, которая не подает никаких сигналов, где отказало все оборудование. А нужно состыковаться, перейти на борт и установить, возможно ли восстановить ее работоспособность.
«Бортинженера для экспедиции выбрали сразу. Виктор Савиных имел за плечами 20 лет работы в ЦКБ экспериментального машиностроения, бывшем ОКБ-1 Сергея Королева. Непосредственным руководителем Савиных был один из основоположников отечественной космонавтики Борис Раушенбах. Отдел Виктора Савиных занимался разработкой систем управления космических кораблей, оптических приборов для кораблей «Союз» и станции «Салют». В отряде космонавтов не было человека, который знал «Салют-7» лучше», – пишет «АиФ».
Но кто станет командиром экипажа? С этим возникли сложности. Этому человеку предстояло в ручном режиме состыковаться с «Салютом-7», по сути, как говорили позднее эксперты, с булыжником.
Кандидатов было несколько, со всеми Савиных проводил тренировки. Главным же претендентом стал Владимир Джанибеков. До этого он уже четыре раза летал в космос, у него была репутация человека, который в экстремальных ситуациях способен принимать единственно верное решение.
«Так и летели мы рядом со станцией»
На тот момент это была самая сложная в истории космонавтики экспедиция. Савиных и Джанибекову предстояло лететь на корабле «Союз Т» под номером 13. Даже несуеверным людям это оптимизма не прибавляло.

«Риск был колоссальным: космонавты могли столкнуться с неуправляемой станцией, могли, состыковавшись, застрять на ней навсегда, могли отравиться продуктами горения, если на «Салюте-7» был пожар», – предполагали эксперты.
6 июня 1985 года в 10:39 «Союз Т-13» стартовал с Байконура. Об успешном запуске сообщили по телевидению. Но ни слова о том, в чем была суть этой космической экспедиции. Только спустя время начнут появляться небольшие подробности.
Стыковка с «Салютом-7» была запланирована на 8 июня. «Мы, наконец, увидели станцию, в которой нам предстояло прожить довольно долго. Мы увидели ее сразу после выхода из тени. Она загорелась в лучах Солнца, еще только пробивающегося сквозь атмосферу. Точка, не точка, но намного ярче всех звезд... Отключили программу сближения, выполняемую компьютером, перевели в ручной режим. Володя действовал ручками управления корабля. Наша задача – идти в графике движения, который позволит догнать станцию и не врезаться в нее... Слаженность в действиях была отработана до такой степени, что мы понимали друг друга с полуслова. Земля не мешала, и мы шаг за шагом, включая двигатели на торможение, приближались к станции. На расстоянии 200 метров выполнили «зависание», сократив скорость сближения до нуля. Вот так и летели мы рядом со станцией, но немного выше», – писал Виктор Савиных в своей книге «Записки с мертвой станции».
Джанибеков и Савиных состыковали «Союз Т-13» со станцией. «Мы могли посмотреть друг на друга. Не радовались, потому что этому чувству в наших душах уже не было места. Напряжение, усталость, боязнь сделать что-то не так, когда уже ничего нельзя исправить, – все смешалось. Мы молча сидели в своих креслах, а соленый пот стекал по разгоряченным лицам. Это была победа! Пусть еще не полная, но уже победа», – вспоминал бортинженер первые минуты после стыковки.
«На иллюминаторах изморозь, как на окнах зимой в деревне»
«Медленно, ощупывая пустую холодную темноту, в космическую станцию вплыли двое в противогазах... Так, наверное, мог бы начинаться какой-нибудь фантастический триллер. Этот эпизод, несомненно, очень эффектно выглядел бы на кинопленке. На самом же деле увидеть нас было невозможно: вокруг жуткая тишина, непроницаемая темень и космический холод. Такой обнаружили мы станцию «Салют-7», которая к тому же теряла высоту, не отвечала на позывные с Земли. Двое землян в мертвой станции, где-то посреди бесконечного космоса...» – так писал Виктор Савиных в предисловии к книге «Записки с мертвой станции».

«Первое ощущение? Температура какая?» – услышали космонавты Центр управления полетами с Земли. «Колотун, братцы», – только и сказал Джанибеков.
Станция не была разгерметизирована, пожара, а значит, угарного газа, не было. Но «Салют-7» полностью замерз. Первую ночь экипаж провел в своем корабле. На Земле же решали, как реанимировать «Салют-7». Причем как можно скорее, потому что в таких условиях экипаж долго не протянет.
«На иллюминаторах изморозь, как на окнах зимой в деревне, иней даже на металлических частях, которые расположены близко к корпусу. Спим в спальниках в бытовом отсеке, но все равно холодно. Работаем в теплых комбинезонах, в пуховых шапках, которые на всякий случай прихватили из дома. Мерзнут ноги и руки, если без перчаток. Нас окружают тишина и темнота», – писал Савиных.
Пуховые шапки перед полетом связала жена Виктора Савиных – ему и Джанибекову. На всякий случай. Кто же мог предположить, что они пригодятся как нельзя кстати?! Фото космонавтов в этих шапках облетят потом весь мир и войдут в историю.
Записи переговоров с Землей зафиксировали и такой факт: в первые дни работы на «Салюте-7» Джанибекова попросили... плюнуть, чтобы проверить, замерзнет ли слюна. Командир экипажа плюнул и доложил: слюна замерзла в течение трех секунд.
«Салют-7» едва их не убил
Как выяснилось позднее, причиной поломки станции стал выход из строя датчика системы электропитания, который контролировал заряд аккумуляторов и отвечал за их отключение от солнечных батарей. Этот датчик подавал ложный сигнал о полной зарядке аккумуляторов. Бортовой компьютер «верил» датчику и раз за разом отключал поступление электроэнергии с солнечных батарей, прерывая зарядку. В конечном итоге аккумуляторы были «выжаты». Станция замолчала.
На четвертый день полета удалось развернуть солнечные батареи к Солнцу и напрямую подключить к ним аккумуляторы. И станция вновь «заговорила».
Из восьми аккумуляторных блоков шесть сохранили свою работоспособность. Это был ключевой момент: если бы батареи не ожили, «Салют-7» пришлось бы покинуть.
А сделаны батареи были... в Курске. В те годы наш аккумуляторный завод был участником космических программ, выпускал оборудование для ракетоносителей «Протон», а также для орбитальных станций.
На «Союзе-7» были подключены системы освещения, регенерации атмосферы, ориентации солнечных батарей, передачи телеметрии, обогрева. Все системы корабля начали постепенно просыпаться. 12 июня Джанибеков и Савиных провели первый телерепортаж с борта «Салюта-7». Поскольку для советских граждан полет оставался плановым, а не аварийно-спасательным, космонавтов попросили снять те самые шапки. После окончания сеанса связи экипаж снова утеплился.
Шаг за шагом космонавты возвращали станцию к жизни. А в благодарность за это «Салют-7» едва их не убил. По признанию Виктора Савиных, самый страшный момент случился тогда, когда начал таять лед на борту. В условиях невесомости вся станция покрылась тонкой пленкой воды. В любой момент могло произойти короткое замыкание, а вслед за этим пожар.
«Я как-то раз засунул руку за панель и замер: она по локоть в воде!.. Пошли в ход тряпки. А где их взять? Начали раздирать одежду: сначала белье, потом костюмы, – рассказывал Владимир Джанибеков. – Объем работы был большой, конечно. Электронных блоков около тысячи и кабелей три с половиной тонны. Из-за того что долго не работали вентиляторы, скопился углекислый газ. Приходилось часто прерываться и размахивать чем-нибудь, чтобы разогнать воздух. Но справлялись. А когда тяжело становилось, то шутили и дружно матерились».
23 июня 1985 года к «Салюту-7» смог пристыковаться грузовой корабль «Прогресс-24», который доставил дополнительные запасы воды и топлива, оборудование для замены вышедшего из строя и для предстоящего выхода в космос.
Экипаж не только продолжал ремонтные работы, но и начал проводить научные эксперименты. 2 августа Джанибеков и Савиных на 5 часов вышли в открытый космос – установили дополнительные солнечные батареи и оборудование для проведения экспериментов. После этого стало окончательно ясно, что «Салют-7» спасен.
За уникальную операцию Виктор Савиных получил вторую звезду Героя Советского Союза. А вот Владимир Джанибеков трижды Героем не стал: по сложившейся традиции космонавтам больше двух звезд не давали. Даже с учетом уникальности полета исключения делать не стали. Командира экспедиции удостоили ордена Ленина и присвоили звание генерал-майора.
В тему:
- Вернувшегося из космоса курянина Александра Горбунова встретили дельфины
- Мечта о космосе. Александр Горбунов рассказал о подготовке к первому полету на орбиту
- Запретные темы на МКС и кто такие мышенавты. Курские школьники пообщались с космонавтом Андреем Борисенко
- Космонавты в Марьино: Онуфриенко поймал 9-килограммового карпа, Батурин организовал фотовыставку
- Курский след в покорении космоса
Артур АЛЯБЬЕВ, по материалам книги «Записки с мертвой станции», АиФ, ТАСС, фото Роскосмоса, кадр из фильма «Салют-7»
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 27 (1602) от 8 июля 2025 года

Двое погибших, несколько раненых, атаки ВСУ на Льгов и Рыльск

Чистая планета – дело каждого. Курская АЭС помогает формировать экологически ответственное поведение

«Мираторг» запустил в Курской области уникальный комплекс по переработке активного ила

В Курске спустя 10 лет задержан мужчина, изнасиловавший женщину на проспекте Кулакова

Под Тимом подросток, спасая брата, утонул на глазах родителей

Бывший директор курского завода получил шесть лет колонии за хищения по контрактам Минобороны РФ