Год в спортзале. С чем столкнулись беженцы в курском ПВР
В пункте временного размещения в поселке Поныри находятся более 50 беженцев, в основном пожилые люди и инвалиды. Их содержат в спортзале местного ФОКа, где кровати отделены клеенчатыми перегородками, а вещи хранятся в сумках под ногами. Общие на полсотни человек санузлы, одноразовая посуда и столовая – закуток в том же спортзале. В этих условиях люди, потерявшие свои дома, живут уже почти год, и вопрос об их переселении до сих пор даже не поднимался.
«К ним относятся, как к заключенным»
На минувшей неделе разгорелся скандал. Издание «Лента.ру» написало, что обитатели ПВР столкнулись с жестоким обращением со стороны персонала, кражами с банковских карт и вспышками инфекционных болезней.

«Мужчины и женщины вынуждены пользоваться одними душевыми и покупать лекарства за свой счет, а персонал, набранный из сотрудников психоневрологического интерната, относится к ним, как к заключенным», – материал произвел эффект разорвавшейся бомбы. На место тут же выехала врио министра социального обеспечения материнства и детства Курской области Татьяна Сукновалова. «Переговорили буквально с каждым постояльцем этого пункта. Нареканий на условия или персонал не было ни у кого», – опровергла факты, изложенные в материале, чиновница.
В субботу, 5 июня, в ПВР с инспекцией поехал врио губернатора Александр Хинштейн. Вместе с ним журналисты также впервые побывали на закрытой территории и увидели, в каких условиях живут переселенцы.
«Снимать запрещено»
ФОК оцеплен забором, вход – строго по пропускам, сразу за воротами – будка охраны. «Фасад снимать запрещено», – предупреждает охранник. Ответа на вопрос, от кого с такой строгостью охраняют полсотни стариков, мы не услышали. На крыльце спортивного комплекса несколько пожилых людей в инвалидных креслах наслаждаются закатным солнцем. За ними присматривает женщина в голубом медицинском костюме.

– Хорошие тут условия, – уверяет дедушка в яркой бейсболке с крупными буквами «Сан-Франциско», после инсульта его речь не совсем разборчива.
– Никто нас не обижает. Нам все нравится, – подхватывает более разговорчивая старушка в другой коляске. Еще пара человек согласно кивают головами.
«Люди обеспечены всем необходимым. Недовольных нет, – заявляет начальник ПВР Константин Оборин. – ПВР работает с августа 2024 года. За это время через него прошло 114 человек. Сейчас тут проживает 51. Уход за постояльцами совершает персонал Ширковского дома-интерната, а все содержание – правительство Москвы».
«Надо меньше есть, чтобы реже менять памперсы»
– Это все показуха. В обычное время тут редко кого вывозят на улицу. А уж осень и зиму они вовсе все время проводят на своих койках, – рассказывает бывшая медсестра ПВР Ольга Зубова. Она уволилась в конце июня. Говорит, что хотела сделать это гораздо раньше, но было искренне жаль стариков.

– Позвать персонал, попросить лишний раз о помощи они боятся. Недавно подхожу к дедушке, он плачет. Что случилось? Живот болит, понос. Но он боится попросить сменить памперс, – рассказывает женщина. – Грубость, матерная брань тут норма. «Надо меньше есть, чтобы реже менять памперсы», – вот что они слышат в ответ на просьбу о помощи.
Ольга приводит другие примеры: как поругалась с персоналом из-за того, что хотела отнести обед пациенту, который недавно перенес операцию на руке. «Ноги у него есть, пусть приходит в столовую», – заявили сотрудники. Рассказывает о том, что мужчин и женщин купают в одной душевой, пренебрегая приватностью. О том, что люди живут «как на вокзале» с сумками под кроватью, а для личных вещей – лишь крошечная тумбочка. О том, что инвалидов пугают переселением в дом-интернат, где условия еще более жесткие.
– Они очень боятся, никто не скажет посторонним людям, что тут хоть что-то плохо, – убеждена Ольга. Сама она готова повторить это в суде. «И не только я. Есть еще несколько человек из персонала, которые выступят. Просто сейчас они боятся говорить на камеру», – замечает женщина.
«Такой у нас стиль работы. Иначе они на голову сядут»
Михаил Нестеренко провел в ПВР 10 месяцев. В августе прошлого года его вместе с пожилой неходячей мамой эвакуировали из-под обстрелов из суджанского села Черкасское Поречное. Больную мать поселили в этот пункт, Михаил остался за ней ухаживать. Тогда это казалось временным: потерпеть неделю-две и можно будет вернуться домой. Недели превратились в месяцы, скоро уже будет год, как люди живут в спортзале.

Мама Михаила домой уже не вернется. Весной женщина умерла. Поскольку сам 66-летний суджанин не нуждается в медицинском уходе, в июне его перевели в другой ПВР – в Мокве.
– Условия не идут ни в какое сравнение. Там мы делим комнату с еще одним мужчиной. И это такое простое счастье – иметь хоть какой-то свой угол. Знаете, я бы с удовольствием поменялся с кем-то из этих стариков, они куда больше этого заслуживают. В спортзале можно прожить месяц-два. Но держать тут ветеранов, инвалидов, детей войны целый год – это за любыми рамками.
Мужчина утверждает: персонал груб, не стесняется в выражениях, а по ночам сотрудники не раз устраивали застолья с алкоголем, мешая постояльцам спать. Когда же суджанин пожаловался на грубость сотрудников старшей по смене, в ответ услышал: «Такой у нас стиль работы. Иначе они на голову сядут».
Нестеренко говорит еще об одной проблеме – освещении в ПВР. В спортзале установлены прожекторы для спортивных соревнований. Осенью и зимой, когда темнеет рано, этот свет становится пыткой для неходячих стариков. «Все, что они могут, – лежать и смотреть в потолок, а это как сваркой по глазам. Закрываются кто полотенцем, кто кепкой...»
Главврача ЦРБ к беженцам не пускает охрана
«Позвонила министр и сказала не давать никаких комментариев». Главврач Поныровской ЦРБ Михаил Русак нарушил этот запрет: он пришел рассказать, что люди в ПВР не получают необходимой помощи.

В мае в ПВР была выявлена чесотка. Информацию подтвердил региональный минздрав: заболевание было диагностировано у 6 человек, все они прошли лечение и были выписаны после выздоровления. Повторное обследование новых случаев не выявило.
– Больные мучились и чесались долго, а диагностировать это никто не мог или не хотел, – Русак утверждает, что заболевание выявили слишком поздно из-за того, что жалобы людей просто игнорировались.
Но главная проблема, по словам врача, в самом спортзале. Скопление людей в одном помещении неизбежно ведет к распространению инфекций. Для пожилых и больных людей, а в этом ПВР только такие, это особенно опасно.
После нескольких замечаний возник конфликт, теперь главврача ЦРБ в ФОК не пускает охрана. Позже выяснилось, что у руководителя ЦРБ конфликт и с министерством здравоохранения.
– Мне было сказано, что он мои поручения выполнять не будет, а будет подчиняться только Конституции РФ, – жалуется Александру Хинштейну руководитель регионального минздрава Екатерина Письменная.
– После того, как вы мне сказали: не давайте никакие комментарии! – парирует Русак.
– До приезда губернатора я попросила вас не давать комментарии, – поясняет Письменная.
Спор грозил затянуться надолго, но конец ему положил Александр Хинштейн: «Я бы пока оставил при себе оценку всех действий. У меня они вызывают вопросы, но мы тут собрались по другой причине».
«Нам все нравится»
Александр Хинштейн приехал в ПВР, чтобы расспросить живущих тут людей. Делал он это неторопливо и обстоятельно: подошел почти к каждому, внимательно выслушивал их истории.

– Говорят, что вас тут обижают, – обращается Хинштейн к другой пенсионерке – Юлии Кузминичне Сафроновой.
– Обижают?! – даже с каким-то возмущением встречает этот вопрос пожилая женщина. – Глупости говорят.
Персонал хороший, недостатка ни в чем нет и всем тут нравится, на разный манер повторяли люди.
– Мы можем допустить, что кого-то проинструктировали, запугали, убедили Но в моей практике такого не было, чтобы всех людей заставили говорить неправду, – резюмирует Александр Хинштейн.
– А в моей практике было. Это менталитет районов – не выносить сор из избы, – попытался спорить общественник Владимир Синельников, который первым поднял тему нарушений в поныровском ПВР. Но после нескольких десятков уверений постояльцев, что у них все хорошо, один голос против звучал не очень убедительно.
Впрочем, часть озвученных ранее фактов подтвердилась. Вспышка чесотки, двое больных с пневмонией, два случая воровства с банковских карт: по одному сейчас идет проверка, второе дело в суде. Врио губернатора поручил провести служебную проверку по факту распространения чесотки из-за несвоевременной постановки диагноза.
Куряне просят главу региона переселить стариков из спортзала
Тема, которая совсем не поднималась во время визита главы региона: о том, что люди год живут в спортзале. Волна возмущения со стороны курян поднялась после того, как Александр Хинштейн опубликовал пост в соцсетях. «Увидел наличие межличностного конфликта между представителям Поныровской ЦРБ и коллективом ПВР. Есть вопросы, но это не имеет никакого отношения к людям», – написал он, акцентируя внимание на том, что жалоб у самих переселенцев нет.
Этот пост должен был снять вопросы, поднятые журналистами. Но вызвал обратную реакцию. «Как может пожилой человек с августа прошлого года жить в спортзале и чувствовать себя хорошо?!» – таких комментариев десятки. «Бедные люди, сколько же им еще так существовать», «Старики едят и пьют из одноразовой посуды, вы считаете, что они этого достойны?», «Может, какие опыты проводят над больными стариками?», «Пусть наше правительство представит на месте этих стариков своих родителей!»
Куряне просят переселить пожилых людей в более комфортные условия: «Почему нельзя стариков, если у них нет родственников, поселить в пансионат для престарелых? Нет возможности, проработайте с другими регионами, переведите их в нормальные условия», «Они за год столько натерпелись», «Александр Евсеевич, расселите людей в нормальные условия!»
Хроника событий:
- В Курской области в ПВР беженцы столкнулись с угрозами персонала и риском распространения болезней
- В Курской области опровергли информацию о бесчеловечных условиях в ПВР в Понырях
- Минздрав подтвердил информацию о заболевших чесоткой в ПВР в Курской области
- В Курской области стали известны новые обстоятельства конфликта в ПВР в Понырях
Ирина ТРЕТЬЯКОВА
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 27 (1602) от 8 июля 2025 года

Двое погибших, несколько раненых, атаки ВСУ на Льгов и Рыльск

Чистая планета – дело каждого. Курская АЭС помогает формировать экологически ответственное поведение

«Мираторг» запустил в Курской области уникальный комплекс по переработке активного ила

В Курске спустя 10 лет задержан мужчина, изнасиловавший женщину на проспекте Кулакова

Под Тимом подросток, спасая брата, утонул на глазах родителей

Бывший директор курского завода получил шесть лет колонии за хищения по контрактам Минобороны РФ