«Нас гоняют туда-сюда». В Курске переселенцы вынуждены стоять в многочасовых очередях
В четверг, 3 июля, с раннего утра сотни людей выстроились в очередь возле дирекции по жилищным субсидиям на улице Щепкина. Власти пытались организовать выдачу сертификатов для переселенцев по системе «единого окна», в итоге переселенцам это окно приходилось буквально штурмовать.
Очередь занимали в пять утра
Очередь занимали с пяти утра, а номера записывали прямо на руках. Те, кто пришел позже, стояли под палящим солнцем по три-четыре часа. Среди ожидающих – пожилые люди и инвалиды, которые вынуждены терпеть многочасовые очереди наравне со всеми.

При открытии дирекции прием граждан организовали раз в неделю. «Хотя бы добавили еще один приемный день или разделили по районам, чтобы не было такого ажиотажа», – возмущались люди.
Врио заместителя губернатора Владимир Базаров прокомментировал ситуацию: «Оперативно выехал на место, проверил организацию работы, поговорил с людьми. У 90% пришедших один запрос – лично убедиться, что их учетные дела сформированы и находятся в дирекции на рассмотрении. Запрос понятный, обязательно его закроем для каждого. Теперь дирекция будет работать пять дней в неделю вместо одного, увеличили и количество сотрудников на приеме. Кроме того, минстрой готовит типовую справку о статусе учетного дела – ее обещают представить к следующему четвергу».
«Сын погиб, спасая других. А меня теперь спасать некому»
80-летняя Валентина Ивановна Келенджеридзе за последний год пережила оккупацию ВСУ, инсульт и смерть сына. «Дядя Саша», «Грузин» – так его называли – Александр Келенджеридзе погиб два месяца назад в Судже, до этого он вывез несколько сотен мирных жителей, посмертно был награжден знаком «За верность долгу и мужество». Его пожилая мать вынуждена обивать пороги инстанций – много месяцев она не может получить сертификат за разбитый дом в Кореневском районе.

Валентину Ивановну мы встретили у дирекции по жилищным субсидиям. Отстояв многочасовую очередь на жаре, она, наконец, попала на прием. Но услышала, что ее сертификат еще не готов и получит она его в лучшем случае к осени.
«Сын погиб, спасая других. А меня теперь спасать некому. 10 месяцев по съемным квартирам, и никому ничего не надо», – плачет женщина.
Она жила в селе Снагость Кореневского района, куда в августе прошлого года вторглись ВСУ. «Прятались в подвале. В последние дни заливали сухие макароны холодной водой», – рассказывает женщина. Говорит, что во время обстрелов земля ходила ходуном. Солдаты ВСУ врывались в подвал с автоматами. «Один светит фонариком, еще двое стволами водят, пальцы на курке. Смотрят, что посторонних нет. Как мы остались живы – это чудо просто. Еще три-четыре дня, они бы нас расстреляли», – уверена Валентина Ивановна.
Через полтора месяца ее спасли, из разрушенного села под обстрелами вывозил сын Саша. Он сам родился в Снагости, потом перебрался в село Коренево, знал здесь каждую тропку. Александр помогал местным жителям уходить из-под обстрелов – пешком, на лодках, вывозил на машине. Спас более 400 человек.
«5 мая Саша приезжал ко мне в Курск. Я умоляла его больше не ездить в приграничье, поберечь себя. Но разве он бы послушался!» – плачет мать.
9 мая Грузин погиб в Судже, подорвавшись на мине-ловушке. «Лучше бы я была на его месте», – скорбит Валентина Ивановна.
Звонок от врио губернатора
После публикации этого материала на сайте издания «Друг для друга» с курянкой связался врио губернатора Александр Хинштейн. «Позвонил на телефон, я даже вначале не поверила, что это сам глава региона!» – удивляется женщина.
Он сообщил, что разобрался в ситуации: учетное дело женщины было проверено дирекцией по жилищным субсидиям и включено в новый перечень, который регион передает в Минстрой РФ. Сертификат Валентине Ивановне будет оформлен при проведении следующего транша. Глава региона пообещал лично это проконтролировать.
«Пять месяцев документы лежали без движения»
К сожалению, вопросы других переселенцев не решаются так быстро. «Гоняют туда-суда. Поехали сперва на Сонина, потом на Ленина, теперь вот сюда. В одном месте говорят: ушли ваши документы, в другом – они еще не пришли», – рассказывает жительница села Снагость Татьяна Шаповалова. Женщина сейчас живет и работает на Сахалине, приехала в Курск на месяц, рассчитывала, что долгого отпуска хватит, чтобы уладить все формальности. Но уверенность постепенно испаряется.

«Уже год не можем получить сертификаты, – жалуются сразу несколько жителей поселка Теткино. – Вначале администрация не подавала документы. Сейчас документы есть, но уже два месяца, как дело застопорилось на каком-то другом этапе. 2,5 года Теткино под обстрелами, наверное, ни одного дома целого там уже не осталось. Соседи начали получать сертификаты. Но сейчас осталось человек двести, которые ходят по замкнутому кругу. Все в собственности, все оформлено правильно, в заявлениях тоже нет ошибок. Где коса нашла на камень – мы не можем понять».
«Получили сертификат 1 декабря. А 3 декабря умер муж, – рассказывает жительница Кореневского района. – Вначале сказали, что вступлю в наследство и смогу реализовать сертификат. Но увы, это оказалось неправдой. Теперь надо получать новый сертификат – заново пройти все инстанции. Это как пытка».
«Сдали документы еще в январе. С тех пор один ответ – ждите», – жалуется еще одна жительница Кореневского района.
«Пять месяцев документы без движения лежали в администрации Суджанского района. Только сейчас их приняла дирекция. Чтобы просто узнать, пришли документы или нет, простояла в очереди четыре часа. Сказали: приходите через месяц», – вздыхает 74-летняя жительница села Заолешенка Надежда Солкина.
После августовских событий женщина уехала к детям в Московскую область. Так что каждая такая очередь теперь сопровождается предварительной поездкой на поезде «Москва – Курск». «Все мы тут в одной лодке. И есть те, кому гораздо хуже. Женщины, пережившие оккупацию, больные, еле на ногах стоят, в той же очереди», – рассуждает она.
Еще одна жалоба жителей приграничья – в дирекцию по жилищным субсидиям невозможно дозвониться. «Такое ощущение, что пришли на работу, сняли трубку, и до конца рабочего дня у них занято», – сетуют куряне. «Понятно, что звонков много. Но если организовать нормальный центр обработки звонков, то очередь сразу уменьшится в несколько раз», – говорят другие переселенцы.
Ирина ТРЕТЬЯКОВА
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 27 (1602) от 8 июля 2025 года

Двое погибших, несколько раненых, атаки ВСУ на Льгов и Рыльск

Чистая планета – дело каждого. Курская АЭС помогает формировать экологически ответственное поведение

«Мираторг» запустил в Курской области уникальный комплекс по переработке активного ила

В Курске спустя 10 лет задержан мужчина, изнасиловавший женщину на проспекте Кулакова

Под Тимом подросток, спасая брата, утонул на глазах родителей

Бывший директор курского завода получил шесть лет колонии за хищения по контрактам Минобороны РФ