На краю бездны. Курянка едва не погибла на Эвересте
Наталья Брюховецкая – шеф-кондитер и владелица кафе – первая альпинистка из Курска, поднявшаяся на Эверест. Ее восхождение на высочайшую вершину мира длилось 40 дней, а подготовка заняла девять лет. Но триумф обернулся испытанием на прочность: пневмония, обморожение рук и сложная эвакуация на спуске. В интервью изданию «Друг для друга» Наталья рассказала, почему на Эвересте нет места романтике, как выглядят «пробки» на вершине и что чувствуешь, когда понимаешь: самое сложное – не подняться, а спуститься живым.
9 лет на пути к мечте
Девять лет назад Наталья даже не думала об альпинизме. Все изменил случайный разговор с друзьями, которые убедили ее, что ходить в горы может даже тот, кто далек от профессионального спорта. Первый подъем на Эльбрус оказался неудачным: холод, сильный ветер, разбитые в кровь ноги. До цели она так и не добралась. Но не сдалась, подготовилась и поднялась на вершину через год.

Вдохновившись фильмом «Эверест», основанным на реальных событиях, и поездкой на Кавказ, она «заболела» горами. В списке ее восхождений Пик Ленина (7134 метра), Айленд-пик в Непале (6165 метров) и Аконкагуа в Аргентине (6960 метров). Каждая вершина становилась ступенькой к главной цели – взглянуть на мир с его самой высокой точки.
Вспоминает, что расплакалась, когда девять месяцев назад повесила трубку, заказав тур на Эверест. Неужели мечта сбывается?
– Я много лет представляла себя на этой вершине. Это была цель, которая изменила всю мою жизнь. Ради нее оставила работу секретарем суда и начала свой бизнес, ведь нужны были деньги. Много занималась спортом, потому что в горах без физической подготовки никак. Я жила этой мечтой. И она осуществилась! Но ожидание и реальность не совпали, – рассказывает девушка.
«Как будто попал на другую планету»
Экспедиция на Эверест стартовала 15 апреля из Катманду. В группе было девять человек, включая космонавта Сергея Рязанского и команду, которая снимала фильм о восхождении. «Состав был потрясающий: умные, сильные, мотивированные люди. Я – единственная девушка, но отношение было абсолютно равным», – вспоминает альпинистка.

На высоте открывались фантастические виды. Побывав на многих вершинах, Наталья все еще не привыкла к тому, что природа может создавать такие пейзажи. «В какой-то момент я обернулась и увидела луну – она была на уровне моих глаз. Облака плыли гораздо ниже, а на горизонте сверкали молнии. И звезды – просто руку протяни и достанешь. Это что-то космическое, словно ты попал на другую планету, – рассказывает девушка. – А когда начался рассвет – свет просто включили. Резко, сразу. Это так красиво!»
Особое впечатление произвел ледопад Кхумбу – самый опасный участок маршрута. «Это движущаяся река льда с глубокими трещинами. Ночью было слышно, как рушатся ледяные глыбы. Мы шли по лестницам, перекинутым через пропасти. Дна не видно – такая глубина».
Борщ, баня и сеанс связи с МКС
Несмотря на экстремальные условия, базовый лагерь на высоте более пяти километров напоминал оазис. Непальские повара, обученные в России, готовили борщ, селедку под шубой, а раз в неделю вертолет привозил свежие фрукты.

Бытовые условия на высоте – отдельная история. Например, мыться в горах советуют как можно реже. Там резко падает иммунитет, малейшее переохлаждение может привести к болезни. Наталья первый раз искупалась только через две недели после начала экспедиции. «Это была палатка-баня. Нагревалась вода в кастрюлях. Мы разбавляли ее холодной и обливались из ковшиков», – рассказывает девушка. В остальное время – влажные салфетки. На ночь их клали в спальник, иначе они превращались в куски льда.
Атмосферу, которая царила в базовом лагере, курянка сравнивает с пионерским лагерем для взрослых. Задушевные разговоры по вечерам и песни под гитару. Познакомилась с телеведущей Викторией Боней, та поднималась с другой группой, но не раз приходила в их палатку ради хорошей компании.
Самым неожиданным моментом стал сеанс связи с МКС, который организовал участник экспедиции космонавт Сергей Рязанский.
«Мы показали космонавтам наш лагерь, а они провели видеоэкскурсию по своему дому – космической станции. Это было невероятно!» – с улыбкой вспоминает Наталья. В какой-то момент альпинисты услышали от космонавтов: «Мы раньше про вас только в фильмах смотрели!» – «И мы про вас тоже!» – что еще на это ответить.
Очередь на вершину мира
«На 6500 метрах мы впервые надели кислородные маски и взяли баллоны, – вспоминает Наталья. – Это совершенно меняет ощущения. Когда полностью зависишь от исправности оборудования, это давит морально. А сама маска еще и давит на переносицу, внутри скапливается конденсат. Приятного мало».

Решающий штурм вершины начался в 9 вечера. «Мы вышли в полной темноте, освещая путь фонариками. Вереница огоньков, тянущаяся к вершине, сливалась со звездами – завораживающее зрелище», – рассказывает девушка.
Но вместо запланированных 8–9 часов подъем занял 12 – из-за неожиданной «пробки» на маршруте. Несколько сотен альпинистов ждали погодного окна, чтобы выдвинуться на решающий участок маршрута. «Представьте очередь в кассу, только при -35° и на краю пропасти», – с иронией говорит Наталья. На узких участках приходилось стоять по 20–30 минут, замерзая на месте.
«Кажется, что Эверест – это гора, на которую идут только очень хорошо подготовленные альпинисты. Ничего подобного! Там столько людей, которые вообще не умеют пользоваться снаряжением. Элементарно не умеют сами пристегнуть спусковое устройство. И на скалах все остановились – там есть участки, где может только один человек пройти, образовались огромные пробки», – рассказывает девушка.

Погода начала портиться, ветер усилился. С предвершинного гребня обычно открывается потрясающая панорама, но в тот день ничего не было видно – только белая мгла. «Поэтому буквально на последнем этапе хотела отступить, развернуться, но проводник убедил, что осталось совсем немного».
Там же участники экспедиции увидели первые трупы. Эвакуация на финальном участке маршрута невозможна – техника туда не поднимется. Тела погибших остаются в снегу. «Выше 8000 метров начинается «зона выживания» – место, где нет жизни, только пустота. Кислорода почти нет, давление – менее половины от обычного. Организм работает на пределе, малейшая ошибка может привести к катастрофе», – рассказывает альпинистка.
Когда после изнурительного подъема Наталья наконец ступила на вершину, реальность оказалась далека от ожиданий. Вместо торжественного уединения – толчея, как на вокзале в час пик. Человек 20 одновременно пытались сделать фото. «Всё в флагах, побывавшие тут альпинисты оставили свои памятные вещи. И выглядит это, честно говоря, как свалка. И ты стоишь в толпе людей, не видишь никакой панорамы и вообще не понимаешь, какой в этом смысл», – описывает она. На несколько секунд снять очки и маску, чтобы сделать фотографию – и путь вниз. Тянуть нельзя, ведь запасы кислорода ограничены.
Борьба за жизнь
Спустившись на 100 метров, Наталья начала задыхаться. «Не просто одышка, а как будто клапан в горле перекрыли, невозможно сделать вдох», – описывает она те страшные ощущения. Сообщила вниз по рации, но понимала, что в «зоне выживания» помощи ждать неоткуда – надо идти.

Позже в больнице она узнает, что на вершине побывала с ковидной пневмонией. В лагере почти все кашляли, но в горах кашель настолько обычен, что никто не обратил внимания. Болезнь протекала без каких-либо симптомов, не было ни температуры, ни слабости. И на спуске произошел коллапс легкого. Голова кружилась, а сознание почти отключалось, но самый сложный отрезок она прошла самостоятельно.
Потом проводники тащили ее по льду. Комбинезон оказался изорван в клочья. Верхние варежки постоянно сваливались. Перчатки намокли и замерзли, руки оказались обморожены.

«Тогда не придала этому значения. Думала, что в тепле все будет хорошо. Но дело в том, что на высоте из-за недостатка кислорода большая его часть идет на работу внутренних органов, поэтому обморозить руку или ногу так просто», – поясняет она.
Только на высоте 7050 метров альпинистку смог забрать вертолет. Уже в больнице в Катманду ей вручили медали – награды получает каждый поднявшийся на Эверест. Осенью придет официальный сертификат от правительства Непала. На вершине она развернула флаг Курской области, его она забрала домой и теперь хочет передать в музей – ведь впервые символ региона побывал на такой высоте.
В стационаре Наталья провела две недели, непальские врачи связывались для консультации с российским Центром медицины катастроф. Потом было лечение в Москве. Но все же несколько фаланг пальцев рук спасти не удалось, предстоит ампутация.

«Все знают, что на Эверест идти опасно, может случиться все что угодно. Но никто не думает, что случится это именно с ним. В тот же день в другой группе стало плохо опытному гиду, для которого это было далеко не первое восхождение на эту вершину. И его тоже спускали», – продолжает она.
Сейчас Наталья восстанавливается. Эверест перевернул ее мир. Возвращение домой оказалось не менее ярким, чем подъем на вершину. «Тепло, зелень, запахи. Пионы, клубника. Так отчетливо это ощущаешь! Там же нет запахов, абсолютно... И самые обычные, привычные вещи сейчас доставляют огромное удовольствие. Я соскучилась по работе».

Говорит, что не жалеет о восхождении и обязательно вернется в горы. Но больше не пойдет на высоту 8000 метров. Эверест – исполнившаяся мечта – оказался самым большим разочарованием в жизни. И самым потрясающим открытием: «Я узнала, насколько я сильная, ведь это почти невозможно – идти в том состоянии, но я шла». И поняла, что главное – жить. И чувствовать запах пионов после космической пустоты Эвереста...
В тему:
- Флаг Курской области развернули на глубине 30 метров
- Курянка подняла флаг нашей области на высочайшей вершине Южной Америки
- Курянка подняла флаг нашей области на пик высотой 6189 метров в Гималаях
- Флаги Курска и области подняли на горе Эльбрус
- Курянка развернула на Эвересте флаг Курской области
Ирина ТРЕТЬЯКОВА
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 25 (1600) от 24 июня 2025 года

Отключения мобильного интернета в Курске. Горожане требуют пересмотреть тарифы мобильной связи

Защитникам курского неба. В Фатежском районе установили мемориальный знак погибшему расчету ПВО

«Советская торговля не развернута». Как Курская область пережила сталинскую отмену карточной системы

О постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий