«Селиванов казался инопланетянином». Известные актеры о курском ТЮЗе
Ему исполнилось 60, но он всегда остается юным, как и его зрители. В начале мая юбилей отметил курский ТЮЗ «Ровесник». Тут встречались, влюблялись, сбегали с репетиций на каток, говорили об искусстве, не просто играли – жили и дышали театром. О «Ровеснике» и его основателе Игоре Селиванове рассказывают его известные выпускники.

8 мая Игорю Селиванову исполнилось бы 85 лет. Удивительно, как судьба связала две важные даты – день рождения театра и его создателя. В этом есть особая, почти мистическая гармония: театр стал делом всей жизни Селиванова, а сам он – душой и сердцем ТЮЗа.
В 1965 году молодой актер собрал учеников 43-й школы в драмкружок, и уже 3 мая зрители увидели первый спектакль «В дороге» по пьесе Виктора Розова. Эта дата стала днем рождения Театра юного зрителя. За годы его существования тысячи курян вышли на эту сцену, а для многих «Ровесник» стал стартом в большом искусстве.

В юбилейный год власти заговорили о том, что ТЮЗ нуждается в собственном здании, но надо найти место и средства. «Ровесник» встретил праздник на сцене – спектаклем «Завтра была война» по одноименной повести Бориса Васильева. В 1980-х годах постановкой руководил Игорь Селиванов. В новом прочтении спектакль представил его ученик – Андрей Золотухин.

Андрей Золотухин: «В ТЮЗе меня накрыла звездная болезнь»
«В десять лет мама привела меня в «Ровесник», и так началась моя театральная жизнь», – рассказывал в интервью «Друг для друга» режиссер Андрей Золотухин. Идея отдать сына в артисты появилась после концерта в Доме офицеров, где поздравляли курских учителей. Актерские способности сына она замечала и раньше. «Дома с двоюродными братьями и сестрами такие концерты закатывали! Пели, правда, плохо, но родители аплодировали. Ну а что им оставалось делать?» – смеется он.
Первый спектакль, первые роли, первые аплодисменты зрительного зала. Сначала худрук ТЮЗа Игорь Селиванов доверял ему небольшие роли, потом главные... В 14 лет школьника накрыло звездной болезнью: в городе узнавали его в лицо, шептались вслед: «Смотри, Лопотухин идет!» – по роли в нашумевшем спектакле «А все-таки она вертится».
«Как тут не зазнаться? – улыбается Андрей. – Когда дали второстепенную роль, я возмутился: как так? Начал пропускать репетиции. В то время у меня и в школе появились проблемы с учебой – мы же много гастролировали, пропускал занятия. Мама даже хотела, чтобы я бросил театр».
Волшебную «пилюлю» от звездной болезни дал художественный руководитель «Ровесника» Игорь Селиванов. Он вызвал артиста Золотухина и серьезно поговорил. «Он с нами вообще не сюсюкал, разговаривал на равных, – замечает Андрей. – Посадил напротив, посмотрел внимательно своим пронзительным взглядом и сказал: «Андрюша, мне кажется, ты теряешь себя. Надо остаться собой, остаться человеком – все остальное проходящее».
Помогли излечиться от звездной болезни и сами зрители. Как-то после спектакля «Дорогая Елена Сергеевна» его ждали поклонницы у служебного входа. «Я «выплываю» такой звездой и слышу диалог. «Ну вот же он!» – с придыханием говорит девушка подруге. А та, глядя на меня, произносит: «Вот это?» Поверьте, такое ставит на место», – говорил Золотухин.

В «Ровеснике» он отработал 22 года. В 26 лет впервые встал по другую сторону сцены – поставил свой спектакль. Потом еще девять. После шестого Селиванов настоял, чтобы он отправился в Москву – поступать в Щукинское училище. И Золотухин поступил, правда, со второго раза. В дипломном спектакле играли его однокурсники: Светлана Ходченкова (уже тогда было понятно, что она станет звездой), Дмитрий Гизбрехт (актер театра «Ленком»), Светлана Колпакова (актриса МХАТа).
Отучившись, Золотухин вернулся в Курск и ставший родным «Ровесник». «Был абсолютно уверен, что ТЮЗ – это мой дом и мой остров в городе», – вспоминал он те ощущения. Позже захотелось свободного плавания, так появился театр «Два – Три», сейчас – «Смотри». «Театр – искусство из снега. Один момент – и все растаяло. Остаются только эмоции. Церковь и театр – они об одном. О душе», – замечает режиссер. Этому научил ТЮЗ.
Людмила Мусатова: «Селиванов — пароль, который открывает много дверей»
«Селиванов — пароль, который открывает много дверей. И иногда это дверь голубого «Запорожца», — с улыбкй рассказывает заместитель директора театра, режиссер Людмила Мусатова.
За 39 лет она один раз опоздала на спектакль. Ей было 14, играли «Мышиную возню». «Мама уехала, и я очень боялась проспать. Почему-то решила — для того, чтобы этого не случилось, посмотреть фильм ужасов ночью. Короче, просыпаюсь в 10.45. Спектакль в 11.00, живу я на проспекте Дружбы. Телефона нет, такси нет, денег на такси нет, транспорта нет...», — вспоминает она.
2 минуты, чтобы одеться. Вылетает из дома, выбегает на дорогу и отчаянно машет руками. Останавливается голубой «Запорожец». Женщина на пассажирском спрашивает, что случилось. Школьница сбивчиво начинает объяснять, что опаздывает на спектакль. Женщина не дослушивает: «Селиванов?» Девочка кивает. Дверь открывается: «Что же ты тянешь? Едем быстрее!»
Опоздала на три минуты. Худрук как раз зашел к актерам, чтобы настроить всех перед спектаклем.
— Жива?
— Проспала.
— Слава богу. Иди переодевайся, чтобы партнера не пугать.
Своей самой яркой ролью она считает образ Машки в спектакле «Эй, ты, — здравствуй!». До сих пор вспоминает эту постановку с ностальгией: «Это спектакль по одноименной пьесе Геннадия Мамлина. Два с половиной часа на сцене два персонажа — Машка и Валерка — которые рассказывают историю первой юношеской любви. Место действия — Ялта. Мне было 12 лет, когда я впервые сыграла этот спектакль. Так совпало, что играла я вместе с актером Олегом Гелюхом, который был моей первой детской любовью, платонической, конечно...»
Роман у юной актрисы все же случился. Но это был роман с театром, похитившим ее сердце. И он продолжается до сих пор.
Леонид Громов: «Селиванов ловил меня на катке и за руку вел в театр»
«Однажды в школу пришел человек, выглядевший не курянином, не местным. Мне он вовсе казался инопланетянином: замшевая кепка, огромная бородища...» – вспоминает свою первую встречу с основателем ТЮЗа «Ровесник» Игорем Селивановым известный актер Леонид Громов.
Громов известен зрителям по своим ролям в популярных фильмах и сериалах «Каменская», «Линии судьбы», «Земский доктор», «Штрафбат», «Склифосовский», «Восьмидесятые»... Слава к нему пришла после 40 лет, зато окончательно и бесповоротно. Но путевку в мир театра и кино ему дал курский ТЮЗ.

На той первой запомнившейся встрече Игорь Селиванов попросил школьников прочитать любое стихотворение из программы. «Мороз и солнце; день чудесный!» – что-то я такое пробуровил, совершенно не обращая на это внимания. А он отобрал несколько человек в студию. Так я попал в театр», – вспоминал Громов.
Дебютный спектакль – «Тимуровец Лаптев», где он играл двоечника Нечитайло. Рассказывает, что первое, что поразило в ТЮЗе, – это серьезное, «взрослое» отношение ко всему: к подготовке, к самим юным актерам. «Это не был спектакль для взрослых, в котором проводят ребенка через сцену за ручку, а потом обратно возвращают родителям за кулисы. Это был спектакль, в котором мы по-настоящему играли», – говорил актер.
Признается: сам не заметил, как со временем прирос к театру. Немалую роль в этом сыграл и наставник. Юный актер нередко убегал с репетиций на каток. Тогда Игорь Селиванов шел в Парк пионеров, ловил, вытряхивал юное дарование из коньков, сдавал маме клюшку и вел в ТЮЗ. И только руками разводил: хулиганистый мальчишка, но талантливый.
Леонид Громов вспоминал, как боялся идти к худруку, чтобы сказать о своем желании ехать в Москву поступать в театральный вуз. «Это был 1980 год, – говорит Громов. – Тогда была разруха, у ТЮЗа начались проблемы. Игорь Владимирович пытался все собрать, не давал распасться. Я так боялся идти к нему, думал – к чему я со своими планами? И все-таки решился. Захожу к нему в кабинет, он смурной сидел. «Хочу в театральный ехать поступать», – сказал я. И тут лицо Селиванова посветлело, проблемы куда-то улетучились: «Езжай, я в тебя верю». И в этом весь Селиванов».
Светлана Корчагина: «Очень рада, что ТЮЗ был в моей жизни»
Актриса Светлана Корчагина снималась в таких проектах, как «Екатерина», «До смерти красива», «Быть собой», «Война семей», «Духless». Именно курский ТЮЗ стал первой ступенькой ее творческой карьеры.
О театре и кино она мечтала с детства. В 10 лет пришла в кружок театра кукол. Но куклы показались очень тяжелыми, а проводить все представление за ширмой не понравилось. Поступила в ДШИ на театральное отделение, а в 10-м классе оказалась в ТЮЗе, который изменил ее жизнь.
«Многие из моего поколения тогда были больше увлечены улицей, а она не всегда ведет туда, куда нужно. А в ТЮЗе прививали любовь к культуре, книгам, хорошему кино – мы сами искали, доставали их, обсуждали, – вспоминала она в одном из интервью. – Когда вокруг тебя такие же увлеченные люди, многое из того, что кажется запретным, просто становится неинтересным. Пока кто-то шел пить пиво во дворе, мне больше нравилось идти в театр. Сейчас я рада, что новые поколения подростков проходят такую же школу. Уверена, она дает им крепкий фундамент – и в искусстве, и в жизни».
Инга ЛЕТОВА
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 19 (1594) от 13 мая 2025 года

Курск зажигает огни «Парада звезд 80-х и 90-х». И музыка, и слезы, и любовь Светланы Разиной

«Христовы онучи» на Вознесение. Какие блины выпекали в Курской губернии

Пенсионерка из Медвенки перечислила мошенникам почти 3 миллиона рублей