Психологические приемы, которым учат инспекторов ГАИ
В своей работе инспекторы ДПС используют целый арсенал психологических приемов, позволяющих эффективно воздействовать на водителей. Эксперты журнала «За рулем» рассказали, какие это приемы. При этом они замечают, что каждый инспектор имеет огромный опыт общения с самыми разными категориями людей. Ему достаточно переброситься с вами парой фраз, чтобы оценить тип личности водителя и подобрать наиболее эффективную стратегию взаимодействия.

Доказывание
Этот классический метод апеллирует к логическому мышлению водителя. Инспектор выстраивает четкую систему аргументов: «Во-первых, вы нарушили пункт ПДД, во-вторых, нарушение зафиксировано, в-третьих, при несогласии последуют определенные действия». Такой подход особенно эффективен с водителями, обладающими логическим стилем восприятия информации.
Метод доказывания чаще всего используется при общении с рациональными водителями, имеющими техническое или юридическое образование, а также с деловыми людьми, привыкшими к четкой аргументации.
Инспекторы выбирают этот прием, когда видят перед собой человека, который способен воспринимать логические доводы и ценит структурированную информацию. Также его часто применяют к молодым водителям-мужчинам, которые пытаются демонстрировать свою осведомленность в правовых вопросах.
Убеждение
В этом случае инспектор обращается к критическому мышлению водителя, разъясняя суть нарушения и возможные последствия: «Согласитесь, нарушая правила, вы подвергаете риску не только свою жизнь, но и жизнь других участников движения», «Поверьте, последствия совершенного вами правонарушения могут быть очень серьезные». Особенно эффективно добавление сентиментальных акцентов о ценности человеческой жизни.
Метод убеждения наиболее часто направлен на эмоциональных водителей, особенно женщин и семейных людей с детьми. Инспекторы выбирают эту стратегию, когда видят, что человек за рулем восприимчив к эмоциональным аргументам и может проникнуться чувством ответственности. Вычислить таких водителей инспектор сможет еще до того, как вступит с ними в диалог. Эмоциональные люди часто имеют выразительную мимику, активную жестикуляцию. Они могут проявлять признаки нервозности – теребить руль, перебирать вещи, часто менять позу.
В разговоре такие водители используют эмоционально окрашенные выражения, часто апеллируют к чувствам и, что называется, давят на жалость («Я очень боюсь опоздать», «Меня дома ждут дети», «Я так волнуюсь» и т. д.). Их речь может быть сбивчивой и часто характеризуется перескакиванием с темы на тему.
Также убеждение эффективно при работе с водителями среднего и старшего возраста, имеющими большой стаж вождения и потенциально способными по-настоящему осознать последствия своего нарушения.
Внушение
Данная техника основана на авторитете сотрудника ДПС. В этом случае участник дорожного движения будет воспринимать информацию и события без критического осмысления. Инспектор также может использовать командный тон: «Гражданин, успокойтесь! Сядьте!», «Возьмите себя в руки!», чтобы привести взволнованного водителя в чувство.
Внушение чаще всего применяется к водителям в состоянии сильного эмоционального возбуждения – после аварии, в стрессовой ситуации или при неожиданной остановке. Также этот метод активно используют при взаимодействии с неуверенными в себе водителями, новичками и теми, кто демонстрирует признаки нервозности или замешательства. Инспекторы выбирают этот прием, когда видят, что человек психологически готов подчиниться авторитету.
Игнорирование
В рамках этой тактики инспектор может просто не реагировать на агрессивные высказывания водителя, лишая его эмоциональной подпитки. В то же время авторы методички предупреждают инспекторов, что слишком долгое или негибкое игнорирование (то есть откровенный бойкот без применения других методов психологического воздействия) может спровоцировать еще больший конфликт с водителем.
Метод игнорирования наиболее часто используется при взаимодействии с эмоционально несдержанными, агрессивными водителями, склонными к конфликтам. Особенно эффективен с теми, кто намеренно пытается спровоцировать инспектора на ответную агрессию или вывести его из психологического равновесия. Также этот прием применяется к водителям, которые пытаются использовать свои связи или положение для давления на сотрудника ДПС.
Подчеркнутая вежливость
Этот психологический прием заключается в использовании чрезмерно вежливых форм обращения: «Многоуважаемый, сделайте одолжение...», «Покорнейше прошу освободить меня от демонстрации ваших неисчерпаемых правовых знаний...» Такая манера обезоруживает агрессивного водителя.
Метод подчеркнутой вежливости чаще всего направлен на высокомерных водителей, демонстрирующих пренебрежение к сотрудникам ДПС. Особенно часто его применяют к водителям дорогих автомобилей, людям с высоким социальным статусом или тем, кто пытается показать свое превосходство. Инспекторы используют этот прием, когда хотят психологически уравновесить ситуацию и вернуть себе контроль в диалоге.
Выделение положительных качеств
В рамках данной техники инспектор акцентирует внимание на положительных качествах водителя: «Вы же самодостаточный человек, зачем проявлять грубость?», «Как такой интеллигентный человек может быть бестактным?»
Этот метод наиболее эффективен при общении с образованными водителями, интеллигентными людьми и теми, кто дорожит своим социальным статусом и репутацией. Часто используется с водителями, которые начинают конфликт, но при этом явно принадлежат к социальным группам, где ценятся вежливость и культура поведения. Инспекторы выбирают этот прием, когда хотят вызвать у человека когнитивный диссонанс (психологический дискомфорт) между его текущим поведением и самовосприятием.
Распознать и обезвредить манипуляцию
Осознание того, что инспектор использует тот или иной прием, – это первый шаг к сохранению ясности мышления при общении с инспектором. Вот несколько универсальных советов для всех водителей независимо от их типа личности.
Контролируйте эмоции
Эмоциональное возбуждение сводит на нет ваши попытки мыслить критически и, как следствие, объективно оценить ситуацию.
Знайте свои права
Изучите ПДД и правовые нормы, регламентирующие работу ДПС. Это позволит вам уверенно вести диалог и распознавать возможные нарушения процедуры.
Ведите диалог вежливо
Агрессия и грубость только усложнят ситуацию. Будьте тактичны, но при этом твердо отстаивайте свою позицию, если вы не согласны с обвинениями.
Не торопитесь
Спешка может привести к необдуманным решениям. Если ситуация сложная, вы имеете право на небольшой тайм-аут для обдумывания своих действий.
«За рулем»
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 18 (1593) от 6 мая 2025 года

Российская армия расширяет санитарную зону в Сумской области

В Курске восстанавливают 122 дома, поврежденных при атаке БПЛА

В Курчатове погиб мотоциклист, под Солнцево – водитель «Лады»