Огромный дуб под Курском может стать достопримечательностью
Дубу в Мокве больше 300 лет. Ствол исполина в обхвате превышает пять метров, в огромной кроне живут птицы и белки. Местные жители призывают к тому, чтобы дерево взяли под охрану. Место, где растет этот гигант, могло бы стать точкой притяжения для туристов.
«80 лет прошло, а дерево не изменилось!»
Роман Марковчин показывает фотографию, сделанную в июне 1944 года. На нечетком снимке совсем молодые парень с девушкой – двоюродные дедушка и бабушка нашего собеседника. Через несколько дней юноша отправился на фронт, 17-летний парень приписал себе в военкомате год, чтобы попасть в армию. В марте 1945-го 18-летний Василий Марковчин погиб в Берлине. Получается, это последняя его фотография. На ней – тот самый дуб, который призывают спасти куряне. «80 лет прошло, а дерево совсем не изменилось!» – удивляется внук.

Под этим дубом он играл еще ребенком. Потом приводил сюда школьников – Роман Марковчин работал учителем и вел военно-патриотический кружок. Рассказывал ребятам, что с 1941 по 1943 год Моква была занята фашистскими оккупантами. В это время сильно пострадал парк, были вырублены самые крепкие деревья. Этот дуб – один из немногих уцелевших.
Рыцарский замок и английский парк
Точный возраст исполина, наверное, могли бы установить ботаники. Доподлинно известно, что дереву никак не меньше трех веков. Поселения на берегу реки Моквы существовали в XVII веке, и уже тогда эти места славились своими дубравами и охотничьими угодьями. Первоначально урочище Моква даже называлось Сокольей дубравой.

В 1756 году помещик Иван Анненков приобрел участок в деревне Макве-Сныхино. Большое преобразование и строительство усадьбы начались на рубеже XVIII–XIX веков при Аркадии Нелидове, брате фаворитки Павла I, ставшем курским губернатором.
Дворец в Мокве со стрельчатыми окнами, башнями, бойницами назвали русским рыцарским замком. На реке соорудили запруды, образовав систему трех прудов. А на основе уже существующей дубравы разбили английский парк – приближенный к естественной природе. Туда и вошел наш дуб, тогда еще наверняка уступавший размерами своим растущим рядом собратьям.
После смерти Аркадия Ивановича в 1834 году усадьба перешла его сыну Аркадию Аркадьевичу Нелидову, человеку эксцентричному, запомнившемуся тем, что однажды организовал инсценировку своих похорон. В конце XIX века усадьба перешла его племяннику Петру Волкову, который содержал в Мокве земскую школу на 80 учеников.
После Октябрьской революции ценности дворца разграбили, пруды спустили, хозяйственные постройки разобрали, но дубы не тронули. Тяжелые времена для парка наступили в годы войны.
Гигантский дуб могут пустить на мебель
Оккупация началась в 1941-м. В дворянской усадьбе расположились немцы. Самые крепкие дубы распорядились вырубить, чтобы вывезти ценную древесину в Германию.
«В 1943–1946 годах в уцелевших зданиях располагался военный госпиталь, где бабушка работала санитаркой. Она рассказывала о страшных годах оккупации. В том числе о том, как немцы копали и вывозили чернозем, пилили дубы, – говорит Роман Марковчин. – Этот – один из немногих чудом уцелевших».
В здании усадьбы теперь расположен санаторий, который сейчас переживает не лучшие времена. Как и парк вокруг. При этом дуб-исполин, по словам Марковчина, официально не входит в территорию парка санатория, то есть по сути не имеет никакого охранного статуса.
«В парке много пней недавно уничтоженных исполинов, – говорит Марковчин. – Поэтому вовсе не бе-зосновательны опасения, что гигантский дуб также могут пустить на мебель. Ему нужны статус и охрана».
Курянин предлагает сделать дуб памятником природы. «Огородить, поставить табличку, где рассказать о его истории. Такое величественное дерево может стать достопримечательностью региона. Тем более что он находится совсем недалеко от Курска, думаю, такой объект был бы интересен и школьникам, и взрослым», – размышляет курянин.
Инга ЛЕТОВА