Старинные здания курского приграничья, которые мы потеряли
Продолжаем рассказывать о зданиях, которые внесены в «Белую книгу» – реестр разрушенных в приграничных районах Курской области объектов культурного наследия. В этот раз речь пойдет о храмах, которые серьезно пострадали во время обстрелов. Это Горнальский Белогорский Николаевский мужской монастырь и церковь Рождества Христова в селе Уланок Суджанского района.

Село Горналь, расположенное менее чем в 30 километрах от Суджи, на самой границе с Украиной, место уникальное. Оно даже внесено ЮНЕСКО в число самых красивых мест в мире. Многие ехали туда еще и для того, чтобы посетить Горнальский Белогорский Николаевский мужской монастырь. Он подвергся атаке с первых дней вторжения ВСУ на территорию Курской области. Во время обстрелов были разрушены и сожжены монастырский собор, второй храм, монашеские корпуса. Во время эвакуации один человек погиб.
Построили заводики, мельницу, разбили сады, обустроили пасеку
Белогорскую Николаевскую мужскую пустынь основали в XVII веке монахи Дивногорского монастыря, спасавшиеся от набегов татар. С собой они взяли икону Николая Чудотворца. В его честь и решили строить первый храм. Вскоре царским указом обитель получила земли, мельницу на реке Псел, а также «в церковь Николая Чудотворца книги, ризы, сосуды и всякую церковную утварь».

«Первым настоятелем обители стал иеромонах Феодосий. Пустынь жила продажей извести. На вырученные деньги воздвигла деревянный храм Преображения Господня, за свою большую величину названный собором. Сохранилось описание этого храма: «Пол каменный из разноцветных плит, иконостас прочной и красивой архитектуры с неглубокой резьбой. В западном притворе иконы ярких и свежих красок. Другой иконостас греческого письма. Главная достопримечательность – икона Богоматери Пряжевская», – писали «Курские епархиальные ведомости».
Спустя время в Преображенском храме стало опасно служить: упала колокольня. Деревянные строения решили разобрать, а из остатков построить часовню на монастырском кладбище, в ней разместить и старые иконостасы.

«Нужно было возводить новый храм, надежный, не из ветхого дерева, а белокаменный. Попутно монахи вели дела хозяйские: построили свои известковый и кирпичный заводики, еще одну мельницу, разбили сады, обустроили пасеку. Пытались обрести экономическую независимость, но в 1785 году монастырь был закрыт. Осталась от обители лишь Преображенская церковь. Остальные строения разобрали», – пишет pravmir.ru
Возрождение обители как благодарность за исцеление
А потом стали происходить чудеса – в Преображенском храме сами собой стали загораться свечи перед иконами. И происходило это до тех пор, пока в 1792 году не была обретена Пряжевская икона Божией Матери...
Одна из историй ее обретения гласит: «Некоему богобоязненному живописцу Ивану Белому открыто свыше, чтобы он достал древнюю икону Божией Матери, писанную на полотне и скрытую за иконостасом уцелевшей еще монастырской церкви, и тщательно обновил её, оставив только неприкосновенно совершенно сохранившиеся лики Приснодевы и Предвечнаго Младенца. О происхождении и существовании этого образа никто дотоле не знал, но он действительно обретен там, где указано, и обновлен так, как повелено было в откровении», – писал в 1862 году игумен Нестор.
Иван Белый был болен, но когда он вместе со священником и дьячком нашёл за иконостасом икону и отслужил молебен, то получил исцеление.
После молитв перед этим чудотворным образом Богородицы исцелился суджанский купец Косьма Купреев. Во сне ему было велено отправиться в закрытый Белогорский монастырь и отслужить перед иконой молебен. Он решил в благодарность восстановить обитель на свои средства. И вместе с сыновьями Федором и Владимиром стал хлопотать об открытии обители. Высочайшим повелением 24 августа 1863 года было разрешено восстановить монастырь под названием Белогорская Николаевская пустынь. Косьма с сыновьями вошли в число первых монахов.
Известно, что в Горнальском монастыре бывал писатель Федор Михайлович Достоевский, когда летом 1877 года жил несколько недель на хуторе Малый Прикол Суджанского уезда (сейчас это территория Сумской области). По мнению некоторых краеведов, именно Горнальский монастырь изображен в его «Братьях Карамазовых», а не Оптина пустынь, как привыкли полагать.
Чудесное обретение Пряжевской иконы
В 1905 году в монастыре жили 85 монахов и несколько десятков послушников. В 1922 году монастырь был закрыт, но монахи все же продолжали там жить, прячась в меловых пещерах и сохраняя чудотворную Пряжевскую икону. Так продолжалось около 15 лет, пока монахи все же не решили уйти из Горналя в Суджу, забрав с собой икону. Сначала ее поместили в Успенском соборе, затем перенесли в Троицкую церковь. Известно, что в Судже икона находилась до 1946 года, затем данные о ней были потеряны.
На протяжении пятидесяти лет Пряжевская икона Божией Матери считалась безвозвратно утерянной. Но в 1996 году произошло еще одно чудо. Второе обретение иконы случилось в 1996 году, когда при инвентаризации в Свято-Троицком храме на иконе, числящейся в описи как Смоленская, было замечено несовпадение лика и ризы, закрывающей изображение.
«Когда только начинал в храме служить, после второй или третьей службы ко мне подошла пожилая женщина, подвела к одной из икон и говорит: «Вот это чудотворная икона Пряжевская», – рассказывал в интервью газете «Курская правда» настоятель Свято-Троицкого храма отец Евгений. – Я ее послушал, задумался – у нас был каталог, его составили в 1987 году искусствоведы, которые приезжали из Курска. Открыл его – вот эта икона, к которой меня подвела бабушка, значилась там под номером 17 как икона Пресвятой Богородицы Смоленская. Время написания: конец XIX – начало XX века. Я и не знал тогда ничего о Пряжевской Божией Матери Постепенно стал обращать на икону внимание, приглядываться – она темная, в паутине, стекло черное, будто закопченное. Оклад сколочен гвоздями, вокруг головы сделан нимб вручную, из палочек, и покрашен серебряной краской, а лика почти не видно».
Потом настоятелю попалась на глаза брошюра от 1912 года про Горнальский монастырь и Пряжевскую икону. «И в нашей иконе Божией Матери я увидел тот образ, из брошюры. Поехал к владыке Иувеналию за благословением вскрыть икону. Мы пригласили художников, иконописцев, искусствоведов – во время чтения акафиста при них вскрыли оклад, сняли стекло, и по всему храму разнеслось такое благоухание! Тут уже не было никаких сомнений», – рассказывал священник.
Действительно, это оказалась Пряжевская икона. В октябре 1996 года в честь ее обретения владыка назначил богослужение в Горнале. С тех пор люди стали приходить и приезжать к иконе, ее носили крестным ходом в Горналь, потом обратно в Суджу. Через какое-то время «Пряжевскую» забрали на длительную реставрацию в Москву – сделали ей новый киот, после чего передали в Горнальский монастырь, где она и пребывала последние годы.
Накануне вторжения ВСУ в Курскую область Пряжевскую икону увезли в Курск, чтобы верующие могли ей поклониться. Это и спасло икону.
Старинный храм в селе Уланок
Еще один храм, вошедший в «Белую книгу», – церковь Рождества Христова в центре села Уланок Суджанского района. Старинный храм получил серьезные повреждения в результате обстрелов – снесена колокольня, пострадали купола пятиглавого храма.

Церковь Рождества Христова в традициях русско-византийского стиля в форме креста, соединённого с трёхъярусной колокольней, начали строить в 1851 году на средства прихожан и добровольные пожертвования. На возведение храма ушло 11 лет. Он был освящен в сентябре 1862 года. Особой гордостью храма был престол в главном алтаре, сооружённый из трёх пород дерева: кедра, певга и кипариса. Эта древесина была прислана в храм из Афонского монастыря в 1860 году: из Греции она была доставлена по морю в Одессу, а затем уже по суше в Суджу.

Храмовые росписи Христорождественской церкви, выполненные во второй половине XIX века, сохранились примерно на 70% (утрачены росписи купола и потолка). Предположительно, выполнены они были в 1870-е годы, имели черты стиля барокко и обрамление в виде листьев аканта. По мнению экспертов, все росписи, украшающие храм Рождества Христова, были написаны по мотивам гравюр немецкого художника Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда, который в середине XIX века изготовил целый сборник из 240 гравюр на сюжеты из Ветхого и Нового Заветов – «Библию в картинах». Автор росписи в храме Рождества Христова иногда упрощал заимствованную у Шнорра фон Карольсфельда композицию, исключая некоторых персонажей или же усиливая сюжет, вводя дополнительные символы и фигуры.
В советское время храм остался действующим, но из него были изъяты церковные ценности. В конце XX века ансамбль из церкви и ограды с воротами был поставлен на государственную охрану как памятник архитектуры регионального значения.
Артур АЛЯБЬЕВ, по материалам pravmir.ru, курская-епархия.рф
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 15 (1590) от 15 апреля 2025 года

В Курске директор магазина перевела мошенникам 600 тысяч, поверив, что помогает поймать преступника