Старинные здания курского приграничья, которые мы потеряли
В прошлом номере «Друг для друга» мы начали рассказывать о зданиях, которые внесены в «Белую книгу» – реестр разрушенных в приграничных районах Курской области объектов культурного наследия. В списке 49 строений – усадьбы, дома дворян и купцов, храмы... В этом материале – история дома купца Чупилова (последние годы в нем располагался Суджанский краеведческий музей) и усадьбы Тахтамировых в деревне Рубанщине. К слову, этого здания пока в «Белой книге» нет.
Дом с привидением
«Дом купца Чупилова» (конец XIX – начало XX веков) в 1995 году был внесен в список вновь выявленных объектов культурного наследия, которые представляют историческую, научную, художественную ценность.

На протяжении многих лет там располагался краеведческий музей Суджи. Его сотрудники даже экскурсии начинали со слов: «Не пугайтесь, у нас здесь живет привидение». Таинственные крики, силуэт женщины, тихий свист и разбитые экспонаты – это далеко не весь перечень аномальных явлений, происходивших в музее. Чтобы прекратить все это, музей даже освящали.
О хозяине дома, купце Чупилове, и его своенравном и даже свирепом характере складывали легенды, но фактов из его биографии известно мало. Говорили, прожил он больше 100 лет.
Но до сих пор жива легенда, которая и создала краеведческому музею репутацию «музея с привидением». Якобы Чупилов спрятал в особняке или закопал на территории рядом останки собственной дочери, которая, будучи изолированной отцом от общества, умерла от тоски, но не была похоронена официально. Во время реконструкции здания даже удалось найти этому подтверждение – были обнаружены останки.
Поговаривали, что работники и гости музея иногда видели призрачный силуэт девушки, блуждающий по дому, слышали ее голос, а порой «встречали» и самого купца Чупилова, навещающего свой старый дом.

«Впервые услышав душераздирающий крик на втором этаже, я очень испугалась, – несколько лет назад рассказывала «Друг для друга» заведующая краеведческим музеем Суджи Людмила Придубкова. – Коллеги меня тогда успокоили: «Не бойся, здесь такое часто происходит».
Позднее она обнаружила один из экспонатов – старинный патефон – разбитым. «Было впечатление, что его бросили на пол со страшной силой, а затем подняли и поставили на место, – говорила она. – Потом, сидя на первом этаже, мы услышали жуткий грохот наверху, но тот этаж был закрыт. Испугавшись, побежала в банк по соседству, позвала охранников. Когда мы поднялись на второй этаж, все стояло на своих местах».

Как-то несколько посетителей независимо друг от друга рассказали о странном человеке во дворе музея. Все описывали пожилого, необычно одетого мужчину в сапогах и жилете, который выходил со двора музея, а потом куда-то исчезал... И подобных историй множество.
Интерес историков вызывала и сама местность, где располагается музей. В Суджанском районе неоднократно находили клады, которые датируются VII–VIII веками. Они привлекли внимание даже столичных археологов.
14 марта, когда Суджа была уже освобождена, по зданию музея был нанесен удар, полностью уничтоживший старинный дом. Остался один угол...
Усадьба купцов Тахтамировых: «готический замок»
Деревня Рубанщина Суджанского района была освобождена от ВСУ в середине марта. Однако там до сих пор небезопасно. И в каком состоянии находится усадьба купцов и землевладельцев Тахтамировых, сохранились ли стены, пока сказать сложно. Строение многие годы стояло заброшенным, оно разрушалось.

В ноябре 2019 года стало известно, что четыре курские усадьбы включены в проект «Усадебное достояние России». Одна из них – заброшенное имение купцов Тахтамировых в селе Рубанщина. В рамках этого проекта планировалось оказать помощь по воссозданию старинных имений всем, кто готов взять ответственность за их возрождение и сохранение. «Владельцев усадеб планируется привлечь нулевыми налоговыми ставками, благоприятными условиями участия в программах социально-экономического развития территорий и поддержкой со стороны властей», – говорили тогда в администрации Курской области. Казалось, что решение проблемы найдено и усадьбу спасут. Но вскоре об этом забыли...
Последний раз объект культурного наследия пытались спасти, выставив его на продажу в марте 2024 года, обозначив начальную цену в
3 рубля. В документации было указано, что выставленный на торги комплекс состоит из трех зданий и ограды с воротами. Это 3-этажный главный дом с печами, старинными потолками, лестницами и элементами убранства, хозяйственный корпус, гараж. Общая площадь – 1200 кв. м. Тогда же отдельно подчеркивалось, что здания, которые являются объектами культурного наследия регионального значения, находятся в неудовлетворительном состоянии. Эта попытка также провалилась.

Купец, меценат Федор Тахтамиров построил в Суджанском уезде один из своих винокуренных заводов. Предприятие по тем временам было большое: трудились на нем около 150 человек. Хорошо был налажен и сбыт выпускаемой продукции. Только в Судже Тахтамировым принадлежали 64 винные лавки. Владели купцы и спиртзаводами, маслобойней, крупорушкой. После смерти Федора Матвеевича дело перешло к сыну Константину. Именно он в конце XIX века и построил усадьбу для летнего отдыха в Рубанщине.
Неизвестно, кто стал автором проекта и как долго возводилось здание, поражающее красотой и изяществом. Оригинальности придавали высокие четырехскатные крыши, шатер со шпилем восьмигранной башни, ажурные балконы, создающие «воздушный переход» из одной части дома в другую.
В интерьерах – дубовые панели, деревянные кессонированные потолки (углубления в перекрытии), открытые балки стропильных конструкций, изразцовые печи, где «рисунок полностью совпадает с рекламными эскизами, помещенными в каталоге Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова».
«Отстроенный в имении под Суджей комфортабельный дом в шотландском вкусе (купцы и фабриканты еще не строились тогда в стиле ампир, считавшемся – незадолго до его возрождения и реабилитации – дворянским, казенным и устарелым) Константин Тахтамиров оставил как дачу для летнего пребывания, а на зиму стал переезжать в Москву с женой и дочерьми, сняв обширную квартиру в доме на Пречистенке», – писал в мемуарах книгоиздатель и землевладелец из Курской губернии Михаил Сабашников. В столице Константин Федорович был членом Московского Императорского технического общества и председателем постоянной комиссии по профессиональному образованию. Спустя два года после переезда он скоропостижно скончался. Его семья так и не вернулась на курскую землю.

«Усадьба Тахтамировых в целом являет образец романо-готической темы начала XX века, – пишет архитектор Елена Холодова в статье «Рубанщина – усадьба Тахтамировых», опубликованной на портале «Курск дореволюционный». – В этом романтическом образе возведены многие загородные особняки крупных курских промышленников. Наиболее интересными примерами «готических замков» начала XX века были загородные дома курской знати в Веселой Лопани, Кульбаках, Поповой Слободе, Сафоновке».
После революции в пустующем особняке Тахтамировых разместили детский дом, затем там располагалась школа. Во время Великой Отечественной войны в некогда шикарном особняке с балконами и изразцовыми печами устроили конюшню.
«В 1947 году главный дом отремонтировали, в нем открыли школу для глухонемых детей, которая действовала до 1957-го, – читаем на сайте «Курск дореволюционный». – Позднее там размещалось отделение школы-интерната для младших классов и противотуберкулезный диспансер, работавший до 2009 года».
Варвара БОЕВА
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 14 (1589) от 8 апреля 2025 года

Директора курского колледжа обвиняют в ущербе федеральному бюджету на 2,6 миллиона рублей

Перестанет ли действовать отсрочка по замене прав с 1 апреля