Как в Курске зажигают звезды
Не боги, но чуть-чуть волшебники, говорят они о своей профессии. Они зажигают звезды, управляют закатами и рассветами и запускают метеориты. Небесные светила загораются строго по расписанию: четыре раза в день и гаснут через 50 минут – примерно столько длится волшебство одной лекции в курском планетарии.
Планетарий изменился после реконструкции
В следующем году курскому планетарию исполнится 70 лет. И до сих пор это самое крупное подобное учреждение на все Черноземье. Еще один планетарий есть в Обояни. В Курск приезжают экскурсии из других регионов. А по книге отзывов можно изучать географию России: Комсомольск-на-Амуре, Тында, Калининград, Мурманск... Есть записи гостей из других стран, например, Италии и Турции.

В конце прошлого года планетарий в «Свиридовском» открылся после затянувшейся реконструкции. Ее должны были завершить к сентябрю, но рабочие управились только к зиме. Во время ремонта установили новый полнокупольный экран, многоканальную систему озвучивания и LED-подсветку купола. Теперь тут могут показывать новые программы, часть из которых Курской области передала Ассоциация планетариев России.
«Многие дети приходят в планетарий просто из любопытства или потому что их привели на экскурсию с классом. А уходят с горящими глазами! Мы радуемся, когда видим, что они возвращаются снова и снова, – рассказывает заведующая Ирина Дрыжакова. – Планетарий – это ведь не только красивые картинки звездного неба. Здесь понимаешь, что астрономия – это сплав наук: физики, географии, биологии, истории».
За время ремонта куряне соскучились по планетарию: сейчас все лекции забронированы на две недели вперед. В День космонавтики тут планируют особую программу – с конкурсами, викторинами и призами.
Сеансы рассчитаны на группы от пяти человек – это минимальное количество, при котором работа аппаратуры экономически оправдана. Можно присоединиться к уже пришедшей группе либо собрать небольшую компанию из друзей или родственников. Кстати, среди посетителей есть настоящие фанаты: например, одна курская семья до ремонта успела посмотреть абсолютно все программы.
До пандемии планетарий проводил «Ночи астрономии», когда на улице устанавливали телескоп и все желающие могли наблюдать за небесными объектами. Были и выездные мероприятия в районах. Сейчас часть из них пришлось свернуть, но сотрудники планетария выезжают в школы с интерактивными лекциями.
Механическое сердце планетария
Сердце и главная гордость планетария – оптико-механический аппарат «Цейсс». Черный шар, немного похожий на подводную мину. Полное имя ощетинившегося проекторами прибора «малый планетарий Цейсс». Вот уже более полувека он исправно проецирует звездное небо и позволяет посетителям погрузиться в тайны Вселенной.

В темноте звездного зала лектор на ощупь находит крошечные кнопки на массивном пульте. Некоторые из тумблеров подписаны: «восход Солнца», «облака», «полярное сияние», «полет к Луне». Но надписи – скорее дань формальности. Ведь управлять сердцем планетария нужно в абсолютной темноте.
«Когда я только пришла сюда 20 лет назад, меня учили работать вслепую, – рассказывает Ирина Дрыжакова. – Если перегорит подсветка, руки должны помнить каждый тумблер. Да и не включаем мы подсветку в обычной ситуации, она только мешает».
Вспоминает, что для того чтобы выучить расположение пяти десятков переключателей, много раз рисовала пульт в тетрадях. Но тактильная память – главный инструмент лектора. Даже после долгого перерыва пальцы сами находят нужные переключатели. «Как велосипед – раз научился, не забудешь», – улыбается Ирина Викторовна.
Сейчас в ее арсенале не только астрономия, но и лекции о природных зонах России, движении Земли и истории космонавтики. Однако любимым остается момент, когда на куполе медленно загораются тысячи звезд. «Дети ахают, когда глаза привыкают к темноте и они видят настоящую россыпь Млечного Пути. Это не цифровая картинка – это свет проходит через микроскопические отверстия в медной фольге и проецируется на купол», – рассказывает наша собеседница.

Она гасит свет в зале и щелкает одним из тумблеров на пульте:
– Видите что-нибудь на куполе?
– Нет...
– У вас глаза еще не адаптировались после яркого света. Закройте и посчитайте до 20. Открывайте.
– Звезды. И их становится все больше, словно они постепенно разгораются!
– Это иллюзия, обман нашего зрения. Сейчас картинка статична, просто зрение постепенно адаптируется к темноте. А сейчас я начну вращать звездное небо. Вот созвездия Орион, Большой Пес, Малый Пес, Близнецы, Возничий – это участок зимнего неба. А теперь весеннее небо пошло – одно из самых красивых. Это Большой Лев, Большая и Малая Медведицы...
На темный купол проецируются тысячи светящихся точек – звезд, которые в природе видны невооруженным глазом. Различная яркость светлых пятнышек точно соответствует отношению яркости подлинных небесных светил. Искусственное небо создается 30 отдельными проекторами. Сверяясь со сложными таблицами и графиками, сотрудники планетария могут выставить Солнце и планеты относительно звезд так, как они расположены в этот день в реальности.
Не светящиеся точки, а целые миры
Даже после того, как планетарий получил современную цифровую систему: пять синхронизированных проекторов, полнокупольное HD-изображение и объемный звук, «Цейсс» остается королем зала.

«Цифра пока не передает магию настоящего звездного неба, – признается лектор. – Современные программы – это кино, а «Цейсс» – живая наука». Лампы для него теперь заказывают по спецзаказу и вручную перепаивают цоколи – родные детали давно стали раритетом.
Но самое важное, считают лекторы, не просто показать звезды, а заставить их говорить. Заинтересовать зрителей настолько, чтобы после сеанса кто-то из них обязательно поднял голову и впервые в жизни разглядел в ночном небе не светящиеся точки, а целые миры.
Поэтому в курском планетарии принципиально не используют записи – только живой голос. «Одну и ту же лекцию я могу рассказывать десятками способов, – объясняет заведующая. – Вижу, что аудитория устала, добавляю историю: например, как щенок космической собаки Стрелки попал к Жаклин Кеннеди».

Сотрудники планетария сами влюблены в небо. «Выхожу ночью на улицу и автоматически ищу знакомые созвездия. Муж смеется: «Ну сколько можно!» А как по-другому, космос ведь удивительный», – говорит Ирина Дрыжакова.
Сотрудники планетария мечтают, чтобы оперативная обстановка, наконец, позволила возродить «Ночи астрономии». Чтобы можно было отправиться с телескопом в приграничные районы. И чтобы как можно больше курян смогли побывать в планетарии. Замечают с улыбкой: «Мы не боги, но чуть-чуть волшебники – ведь только здесь можно днем зажечь звезды».
Ирина ТРЕТЬЯКОВА
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 14 (1589) от 8 апреля 2025 года

Директора курского колледжа обвиняют в ущербе федеральному бюджету на 2,6 миллиона рублей

Перестанет ли действовать отсрочка по замене прав с 1 апреля