Курская альпинистка готовится покорить Эверест
Девять лет назад Наталья Брюховецкая впервые попробовала подняться на Эльбрус – и это был провал. Холод, сильный ветер, разбитые в кровь ноги. До цели она так и не добралась. Но не сдалась, подготовилась и поднялась на Эльбрус через год. На вершине плакала от радости. Для Натальи горы – это не просто красивая природа или спорт. Это путь к себе: возможность взглянуть в глаза страху и открыть силы, о которых даже не подозревала. Сейчас она готовится к главному в жизни восхождению: планирует подняться на крышу мира – легендарный Эверест.
Ботинки в крови и отбитые ногти
Путешествие 9-летней давности сейчас вспоминается как кошмарный сон. Она впервые столкнулась с горной болезнью: на высоте постоянно ощущала тошноту и головную боль.

«Сложностей оказалось много. Межсезонье, дешевая экипировка. В ботинках я отбила все ноги – это не преувеличение, у меня слазили ногти. Компания, к которой я обратилась, экономила на всем: например, в моей комнате было разбито окно – изо рта при дыхании вылетали облачка пара. Но главная проблема – я сама оказалась не готова, не рассчитала свои силы», – вспоминает девушка.
Провальный первый опыт не сломил курянку, наоборот, зажег в ней огонь. Год ушел на подготовку: спортзал, занятия с тренером, подбор новой экипировки. И Эльбрус все же оказался покорен. Поднялась легко, будто не она всего несколько месяцев назад едва выдерживала полчаса на беговой дорожке.
Признается: испытанные в тот момент эмоции очень сложно предать словами. «Слезы на вершине – обычное дело, – улыбается наша собеседница. – Потому что пока ты не попробуешь, не узнаешь, на что способен. «Ну ничего себе – это же высочайшая точка Европы! Подумать только, куда я добралась!» – накрыло просто с головой. Это одно из самых ярких переживаний в жизни».

Раньше Наталья считала, что альпинизм – удел профессионалов. Оказалось, существуют коммерческие группы: гиды прокладывают маршруты, организуют быт, следят за безопасностью. Человек приезжает – и для него уже разбит лагерь, закреплены веревочные перила. Все вещи, которые могут понадобиться при восхождении, несут на себе помощники.
Но есть и другой путь – спортивный. Ты сам строишь маршрут, тащишь снаряжение, учишься страховаться. Это сложнее, зато дает понимание каждого шага. Наталья вступила в Федерацию альпинизма России. После тренировки и сборов, где курянка получила значок альпиниста, она перестала слепо доверять гидам – теперь оценивает риски сама.
«Если что-то идет не так, надо разворачиваться»
Наталья твердо решила идти к своей цели – покорению Эвереста. «У альпинистов есть правило: они никогда не говорят «покорить вершину», – поправляет девушка. – Как можно покорить то, что существовало за миллионы лет до тебя? Обычно говорят «подняться». А сражаешься в пути ты не с горой, а только с самим собой».

Готовясь к восхождению на Эверест, она трижды поднималась на Эльбрус, взошла на аналогичную по высоте Кала-Патхар в Непале, забралась на шеститысячник Айленд-Пик, а затем преодолела семитысячную высоту, поднявшись на пик Ленина в Киргизии. Недавно курянка развернула флаг региона на самой высокой точке Южной Америки – горе Аконкагуа в Аргентине.
Не все восхождения давались легко. Например, Айленд-Пик ей удалось покорить только со второй попытки. «Оставался лишь один переход, но я очень сильно заболела. Высокая температура, кашель, не было ни сил, ни физических возможностей куда-то идти. А так как спуститься сам ты тоже не можешь, пришлось вызывать вертолет для эвакуации. Хорошо, что была страховка, – вспоминает наша собеседница. – Конечно, это безумно обидно – не дойти всего один переход. Но в горах есть четкое правило – если что-то идет не так, надо разворачиваться».
Через пять лет она предприняла еще одну попытку покорить Айленд-Пик. И на этот раз развернула на высоте 6200 метров флаг Курской области. Восхождение заняло более семи часов, еще четыре – на спуск.
Путь начался в базовом лагере Айленд-Пика на высоте 5,1 тысячи метров. Первые 700 метров альпинисты проходили через скальный коридор, затем им пришлось сменить треккинговые ботинки на высотные, а также надеть кошки и обвязки. Последние сотни метров поднимались по вертикальным веревочным перилам. Были и скальные, и снежные участки, местами очень крутые.
Предел физических возможностей
Самым сложным оказалось восхождение на пик Ленина – семитысячник на границе Киргизии и Таджикистана. Из-за недостатка времени на акклиматизацию почти весь подъем преследовала сильная головная боль. Потом поднялась температура.

«Был очень крутой подъем перед последним лагерем, и вот в какой-то момент я думала: все, больше ни одного шага сделать не смогу, это предел физических возможностей. Но потом делала этот шаг, а потом следующий», – вспоминает девушка.
Из последнего лагеря на высоте 6100 метров вышли в три часа ночи. Было настолько холодно, что не хватало сил затянуть ремешки на кошках, помогал гид. Дорога на вершину и обратно заняла 18 часов. Снег, холод и крутые, почти отвесные склоны, на которых приходилось подниматься по веревкам. Курянка вспоминает, что, вернувшись, проспала почти неделю – организм восстанавливался.
«Любой альпинист знает, что после Эльбруса сразу подняться на Эверест не получится. Нужна подготовка. А лучшая тренировка – это горы, ни один спортзал не даст этого опыта, – говорит девушка. – Гид, с которым я проходила последние экспедиции, сказал, что пик Ленина – это уменьшенная версия Эвереста и это проверка своих возможностей».
Недавно Наталья побывала в Аргентине, где поднялась на самую высокую точку Южной Америки – гору Аконкагуа высотой 6961 метр. Подъем осложнялся сильным ветром до 50 метров в секунду. В эти моменты приходилось останавливаться, чтобы переждать самые сильные порывы. Поразили космические пейзажи – ландшафт напоминал каменную пустыню высоко в горах.
«В космосе было легче»
Горы, по словам Натальи, обнажают суть людей. В экстремальных условиях невозможно притворяться: кто-то поможет, даже когда едва держится сам, другой пройдет мимо.

– Чем выше горы, тем интереснее людей ты встречаешь. Например, летом я познакомилась с настоящим космонавтом, – рассказывает курянка. – Сергей Рязанский – два раза был на орбите. У нас была очень сложная акклиматизация, на пределе сил. И вот мы возвращаемся, а я спрашиваю: «Сереж, ну как?» – «В космосе было легче», – смеется он. Потрясающий человек, очень открытый. Все эти знакомства с людьми из разных сфер, с разными интересами, очень сильно расширяют твою картину мира.
Удивили шерпы – это народность в Непале, именно они работают гидами и носильщиками. Пока альпинисты с трудом идут вверх налегке, страдая от нехватки кислорода и ее последствий, шерпы несут их снаряжение, разбивают палатки в лагерях и готовят обед. «Удивительные люди, которые по двадцать килограммов на спину закидывают и идут точно раза в два быстрее, чем ты, – с улыбкой вспоминает Наталья. – И вот ты догоняешь его, едва дыша. А он закуривает на высоте 6000 метров, еще и смотрит на тебя с удивлением: мол, какие могут быть проблемы?»
Как мечта изменила всю жизнь
Альпинизм – это еще и очень затратное увлечение. Например, подъем на Эверест стоит от 50 до 100 тысяч долларов. Девять лет назад Наталья работала секретарем суда, но когда в ее жизни появились горы, поняла, что зарплаты госслужащего не хватит на путешествия к вершинам.

Она стала печь дома торты и пирожные – первое время это было просто дополнительным заработком. Но мечта накопить на Эверест изменила всю ее жизнь. Наталья рискнула и открыла свое кафе. «Бизнес очень похож на горы. Тоже ежедневная проверка на прочность. Тем более – бизнес в общепите. Кафе – это не про деньги в легкости, где ты феей порхаешь по цеху и печешь тортики. Это всегда такая прямо жесть, много проблем, которые надо решать оперативно. Это очень сильно закаляет», – говорит она.
Экспедиция на Эверест начнется 15 апреля с перелета в Луклу – это город в восточном Непале. До базового лагеря будут подниматься в несколько заходов, чтобы пройти акклиматизацию. Потом будет еще несколько спусков и подъемов – тоже тренировка и акклиматизация.
В мае же альпинисты будут ждать погодное окно, чтобы подняться на самую высокую вершину. Это может занять несколько недель. Но выхода нет, подниматься на крышу мира можно только в хорошую погоду, попасть в бурю – это смертельный риск. Кислород тут – ключевой участник: на такую высоту альпинисты берут дыхательные маски и баллоны с воздухом. А иначе прихватит «горняшка» – горная болезнь, которая может вызвать отек легких и остановку сердца.
За известную историю покорения Джомолунгмы более 300 человек погибли при попытках восхождения. Большинство этих смертей было связано с лавинами, падениями с высоты, обвалами льда и проблемами из-за нехватки кислорода. Наталья готова рискнуть. Если у нее получится, она станет первой курянкой, побывавшей на «третьем полюсе Земли».
Ирина ТРЕТЬЯКОВА
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 12 (1587) от 25 марта 2025 года

Стоимость реконструкции трамвайного движения увеличили, а потом снизили на 7 млрд рублей

Дорогу под ж/д мостами на улице Станционной передали Курску для строительства дождевой канализации

Бастрыкин в Курске: «ВСУ убили 167 жителей региона, 500 ранили, 43 тысячи признаны потерпевшими»

«Динамо» стало третьим в «регулярке». Уступили и УГМК, и «Надежде»

Мясной клей, ДНК сои и растительные жиры. В курских магазинах «Светофор» выявили грубые нарушения

Ученый напал на коллег на базе в Антарктиде. Они изолированы от мира и не могут покинуть станцию

Рапсовое масло: уникальный состав и кладезь незаменимых жирных кислот