«Всем интересно, какой муж у Зыкиной – красивый или не очень»
28 февраля исполнилось 82 года со дня рождения знаменитого баяниста-виртуоза, композитора, уроженца Курской области Виктора Гридина. В свое время его имя гремело на всю страну! Его романы обсуждали домохозяйки, а разрыв с супругой, певицей Людмилой Зыкиной переживала вся страна.
«Господи, только бы согласился на мои условия»
Виктор Гридин родился в селе Пристенном Пристенского района. Семья была многодетной, 3 дочери и 4 сына. Он был младшим. Отец из зажиточных крестьян, но раскулаченный. После войны его судили. Что там было на самом деле, в те годы никто особо не писал и не рассказывал. По основной версии, его дядя в годы войны был старостой в деревне, а Федор Гридин с ним как-то взаимодействовал. В итоге дали 8 лет лагерей. Отсидев, в родное село не вернулся. Поселился неподалеку – в Белгороде. Вскоре умерла мать Виктора. Детям самим пришлось справляться по хозяйству. Отец несколько раз навещал детей, а младшего сына, Витьку, забрал к себе. Он и подарил ему первый инструмент – баян. Но вообще Гридины всегда были музыкальной семьей, все хорошо пели, многие умели на чем-нибудь играть. Была в доме и скрипка, и мандолина.

После школы Виктор поступил в Харьковское музучилище, потом выдержал экзамены в московскую «Гнесинку». Еще студентом женился на однокурснице. Маргарита родила Виктору двоих детей: сына Валерия и дочь Марию. Жизнь Гридина складывалась удачно. После выпуска устроился сначала в эстрадно-симфонический оркестр Гостелерадио, потом баянистом в легендарный ансамбль имени Александрова. Наконец, в 1975 году Людмила Зыкина пригласила Гридина в качестве дирижера к себе в ансамбль «Россия».
«Перед конкурсом, который я объявила на вакантное место дирижера, я сомневалась, что найду подходящего музыканта, – говорила Людмила Зыкина. – Все знаменитости дирижерского искусства были заняты, и кто из них решился бы пойти в мой ансамбль? Да никто. Тем более в новый, неизвестный коллектив. Когда Виктор сыграл на баяне и продирижировал, я думала: «Господи, только бы согласился на мои условия». Талант у парня сверкал всеми гранями. Слава богу, он согласился. Слава богу, я не ошиблась. Народность стиля, богатство оркестровой фактуры, знание всех секретов и возможностей народных инструментов – все это было ему присуще».
Вскоре они стали парой, хотя Виктор был моложе певицы на 14 лет. В кругу близких людей Зыкина ласково называла мужа «Котик»... О том, что у них роман, знали все, подозревая Виктора в расчете. Но во время гастролей в Германии они решают официально пожениться. Для Зыкиной это был четвертый брак.
«Я в какой-то момент обомлела, – рассказывала певица. – «Ты что, с ума сошел? Мы же артисты. Подумай как следует», – говорю ему. – «Я все продумал», – отвечал Виктор. Так мы сошлись».
«Не поверите, я сейчас чуть Зыкину не оштрафовал!»
Виктор Гридин не забывал родное село, несколько раз приезжал к родственникам. С новой женой отправился туда впервые спустя 10 лет после свадьбы. Это была середина восьмидесятых, Людмила Зыкина была суперзвездой. В Пристенное они прибыли на черной «Волге». Певица – за рулем. Превысила скорость, и местному гаишнику пришлось остановить машину. Каково же было его удивление, когда из автомобиля вышла певица. «Вы та самая Зыкина?» – не мог поверить тот своим глазам. Коллеги милиционера тогда рассказывали, что после той встречи он прибежал со словами: «Не поверите, я сейчас чуть Зыкину не оштрафовал!»

В тот приезд звездные супруги остановились в доме у родственницы – тети Паши. Местные устроили паломничество. «Мы с бабами на утренней дойке были, когда сообщили, что Гридин с Зыкиной приехали, – рассказывали местные жительницы газете «Друг для друга» несколько лет назад. – Бабы говорят: пойдем, посмотрим. Коров подоили, переоделись – и к ним. Витюшка вышел, поздоровался. Потом Зыкина появилась – полотенце в руках, простоволосая, в халатике. Говорит: «Я, бабы, перед вами сейчас такая, какая есть на самом деле – без косметики и прически». Очень непривычно было ее такую увидеть. На сцене ведь она всегда настоящая королева! А тут запросто с нами общается, никакой снисходительности в голосе. «Я сама деревенская, – говорит, – и коров, как вы, доила, и бураки копала». Виктор, конечно, красавец был – молодой, высокий. Днем Гридин с женой на кладбище пошли – могилку матери проведать».
В Пристенном супруги пробыли пару дней. Мужики вспоминали, как, увидев Зыкину в купальнике, не могли поверить, что это и есть знаменитая певица. Даже стали уговаривать в доказательство спеть что-нибудь. Вечером гостям пришлось устроить в клубе концерт – местные уговорили. Хотя Гридин и отказывался всячески, говорил, что баян с собой не взял. Но инструмент быстро нашли... Спустя несколько лет звездная пара приехала в Курск с концертом. Виктор Федорович пригласил на выступление своих односельчан. Те спросили, каких гостинцев привезти. Он ответил: «Привезите яблок антоновских». – «А еще?» – не унимались селяне. – «Ну, еще самогонки», – то ли в шутку, то ли всерьез сказал баянист. На сцену земляки вышли с огромной корзиной яблок. Сверху воткнули хризантемы, а под низ положили бутылку.
«Страсти накалялись до предела»
Внимание к этой паре было приковано всегда. Юрий Беспалов, друг и пресс-секретарь певицы, в своей книге «Неизвестная Зыкина. Русский бриллиант» рассказывает такую историю:
«Летом 1994 года Зыкина с Гридиным отправились на выставку работ Ильи Глазунова в залах Манежа, простояв в очереди около часа.
– Пока стояли, Людмила Георгиевна раздавала автографы направо-налево всем, кто просил, – рассказывал на другой день Гридин, сидя с баяном в кабинете Зыкиной. – И в Манеже этим же занималась, больше времени ушло на автографы, чем на знакомство с картинами. Да еще все глаза, извини, пялили на нее: как же, сама Зыкина на выставку пожаловала!

– Так и должно быть, – сказал я. – Что на тебя зенки пялить? Ты же не Зыкина, хоть и муж.
– Не слушай его, – вмешалась Зыкина. – На него тоже все глаза проглядели, всем интересно, какой муж у Зыкиной – красивый или не очень...
И все же наступила пора, когда они друг друга перестали устраивать. Были скандалы и размолвки к концу их совместной жизни – может быть, разница в возрасте сказывалась – и по поводу деятельности ансамбля, ее детища, и по поводу взглядов в делах личных.
Я был свидетелем нескольких сцен, когда страсти накалялись до предела. Как правило, Зыкина настаивала на своем в самой резкой форме, стучала ладонью по столу и не стеснялась в выражениях (со стороны казалось, что это мать отчитывает как следует старшего сына за чересчур большие провинности). Гридин отвечал в не менее жесткой форме, считая достоинство мужчины превыше всего, он не мог допустить, чтобы им помыкала женщина, хотя бы и Зыкина. В конце концов, они развелись... Однажды в минуту откровения Зыкина сказала мне, что в своей жизни она обожала только три вещи: любовь, песню и машину «А как же мужья?» – спросил я. – «Я никого из них по-настоящему не любила», – ответила как отрезала Зыкина».
«Куряне, «Курская область...» Он всегда это подчеркивал»
Несмотря на развод с Гридиным, Людмила Георгиевна старалась поддерживать отношения, она регулярно помогала всем, чем могла, семье Гридина от первого брака и новой жене бывшего мужа. Ею стала Надежда Крыгина, тоже курянка, родом из Черемисиновского района.
– В него все девчонки были влюблены, – рассказывала в интервью «Друг для друга» Надежда Крыгина. – Но не могу сказать, что я на него обратила внимание. Видимо, стечение обстоятельств, судьба. Все знали, что с Людмилой Георгиевной они вместе не живут. Отношения поддерживали, делали вид, что муж и жена, хотя таковыми уже не являлись. Не было супружеской пары, были музыкальный руководитель ансамбля Виктор Гридин и художественный руководитель Людмила Зыкина. Поехали на гастроли в Германию – это была вторая поездка. Во время первой мы просто перебрасывались какими-то фразами, не более того. Он мне всё: землячка, куряночка. Смеялись, кривлялись, он подшучивал, показывал, как я смешно веду себя на сцене. А я действительно была смешная. Ну а во время вторых гастролей как-то само собой все случилось. Можно сказать, Людмила Георгиевна сама нас с Виктором к этому подтолкнула. Подзывает меня как-то: «А чё, Витька за тобой ухаживает?» Говорю: «Да пытается». – «Ну, смотри. Ты сейчас одна, он тоже свободен. Ты в курсе, что нас с ним уже ничего не связывает. Да, человек он сложный. А кто из нас простой? Это жизнь. Если у вас будет роман, знай, я не имею никаких претензий».
Виктор Гридин приезжал на малую родину, в Пристенное, и с Надеждой Крыгиной. «Куряне, Курская область» – всегда это подчеркивал, – говорила она. – Я про себя думала: «Что там такого особенного?» А с годами смотришь по-другому – начинаешь больше любить место, где ты родился и вырос, понимаешь, что этот уголок в твоей жизни значит. У Вити было это понимание. С Вячеславом Михайловичем Клыковым мы тоже тесно общались. У него тоже было чувство родины, своих корней».
А потом с Виктором Гридиным случилась беда: он серьезно заболел – начала сдавать печень (музыкант заразился вирусом гепатита во время гастролей в Афганистане). На этой почве у него развился цирроз печени. «Зыкина делала все возможное и невозможное, не то чтобы спасти (спасти уже было невозможно), но хотя бы продлить Виктору жизнь. Не удалось», – напишет в своей книге Юрий Беспалов. Гридина не стало в апреле 1997 года.
Елизавета ТАРАСОВА
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 10 (1585) от 11 марта 2025 года

ВСУ ударили по торговому центру в слободе Белой. Четыре человека погибли, девять получили ранения

«Зубы дракона» не соответствуют ГОСТу. Новое уголовное дело по фортификационным сооружениям

Оценка жилья, сертификаты и выплаты. Основные проблемы жителей курского приграничья

Александр Чепик: «В Курской области подрядчики манипулируют тем, что являются монополистами»

Вальс цветов. 35 тысяч тюльпанов вырастили курские супруги к 8 Марта

Драмтеатр поставил спектакль о СВО по пьесе курского драматурга