Уходящая красота: резные наличники на курских улицах
Считается, что наличники появились в России в XVII веке с распространением стеклянных окон. Пик их популярности в Курске, скорее, пришелся на послереволюционные и послевоенные годы, когда на место мазанок пришли деревянные дома. Но, конечно, частью особой культуры, как на Севере, наличники у нас никогда не были. Мы прогулялись по курским улицам, чтобы показать читателям, какие интересные экземпляры еще сохранились в нашем городе, а некоторые и появились не так давно.
Сакральный смысл
На Севере резные орнаменты на наличниках не только украшали дома, но и служили оберегом, который должен был защитить жилище от «тьмы и навьев». Каждый узор или резьба имели сакральный смысл, порой известный лишь жителям поселения. Главными мотивами резьбы было изображение природных сил – «тверди небесной», «хлябей небесных» и Солнца, встречались и реалистичные изображения животных.

Оформление окна – своеобразная картина мира. В верхней части небо, которое в славянских поверьях было двухуровневым: «нижнее небо» называли «небесными хлябями», а верхнее – «небесной твердью». Небесная хлябь – символ плодородия и живительной влаги – изображается как волнистая линия или отчетливые полукружья и могла «стекать» по краям окна, изображенная в виде капелек. Нижняя часть деревянного наличника должна была символизировать «твердь земную», а потому часто имела изображения вспаханного и засеянного поля (ромбы с точками внутри и двойные перекрещивающиеся полосы). Боковые части наличника называли «полотенцами».
Все части наличника соотносятся со сторонами света и с временами года, а при нанесении на них определенных символов важную роль играет местоположение самих символов.

Частым является размещение на всех частях наличника солярных символов. Как правило, для изображения солнца использовали ромб. Он мог помещаться в любой части наличника, а иногда сразу и сверху, и справа, и слева, и даже внизу. В такой комбинации символ обозначал смену времен года, дня и ночи. В нижней же части наличника ромб (вытянутый) обозначал поле.
Солнце изображалось на наличниках и как равносторонний крест, так называемый «глаз с неба» (как правило, в верхней части наличника), и как небольшой полудиск с лучами. Для древних славян Солнце ассоциировалось с энергией, мощью, силой, было оберегом против всякой нечисти. На наличниках советского времени солнце заменил «цветочек» или пятиконечная звезда.

Встречаются на наличниках и реалистичные изображения птиц (утки и лебеди) и лошадей. В славянской мифологии конь был «носителем» солнечного диска. Поэтому его изображали в верхней части наличника, а птиц, уносивших солнце на закате, – в нижней части.
Специалисты говорят, что трактовки изображений в разных регионах России могут быть совершенно разными. С другой стороны, никакого свода правил у резчиков не было. Просто делали то, что увидели где-то, добавляя свое.
На Севере мастера при изготовлении наличников использовали ажурную, или пропильную, резьбу, а в средней полосе – глухую, или долбленую. Поэтому северные наличники такие богатые, а наши кажутся совсем простенькими.
Карточные масти и двуглавые орлы
«В 1950-е годы на наличниках появлялись карточные масти. Я это связываю с тем, что люди в середине-конце 1950-х выходили из лагерей, и некоторые из них, кто игроком был, к примеру, вырезали потом эти карточные масти: крести, бубны Этого не много, это даже не один процент, но это есть. Еще советские символы вроде серпа и молота или звезды частенько использовали. Знаете, есть такая самая простая трактовка символики наличников – на них вырезался символ веры. То есть во что человек верил, то он и воплощал в резьбе. Поэтому в 1920-е годы часто вырезали серп и молот, а дальше, в 1960–1970-е, этого уже особо не было, потому что не было уже и такой фанатичной любви к советскому государству. Зато в 1990-е начали двуглавые орлы появляться», – рассказывает в интервью порталу «Лента.ру» Иван Хафизов, самый большой специалист по наличникам России. Только в Центральной России он объехал десятки городов, чтобы собрать свою фотоколлекцию, которая стала основой для целой книги. Выясняя курские особенности, он несколько лет назад обращался к Николаю Телегину, человеку, увлеченному изучением деревянного зодчества.

«Был уверен, что в Курске и области наличников, богатых резьбой, нет. Есть буквально на нескольких домах. В деревнях культуры резных наличников нет вовсе, и это подталкивает к выводу, что существующие наличники сделаны именно приезжими плотниками – они получали заказы в городе. Надо понимать, что такое деревянный наличник вообще – это ни в коем случае не резьба. Наличники – это конструктивный элемент из четырех досок, которые закрывают щели между стенами и рамами. Всё! Наличники есть всегда, а вот украшение их в разных регионах разное», – поясняет Николай Телегин.

Он добавляет, что хорошего строительного леса у нас нет, поэтому деревянные дома не строились до того, как проложили железнодорожную ветку. «Не было у нас высокой плотницкой культуры, а значит, и культуры украшения домов. Но это не только у нас, а вообще везде в лесостепях и степях. По сути, в Курской области деревянные дома начали строить до и после Великой Отечественной войны, а до этого были мазанки. Это очень хорошо видно на старинных фотографиях. Какие курские наличники – сказать трудно. Они не цепляют взгляд – всякие ромбики, прибитые на дома, – вот и все», – считает курянин.

Арт-объект из старых наличников
Идеей создать из наличников арт-объект в Курске поделилась недавно министр приоритетных проектов развития территории и туризма региона Анна Коновалова.

«Мы с командой хотим дать новую жизнь культурным творениям русского зодчества в нашей среде и создать из старых наличников современные арт-объекты. Их увидят жители Курской области и гости региона», – рассказала чиновница.
Она обратилась к курянам с просьбой передать в министерство отслужившие свое наличники (если такие имеются), чтобы им подарили новую жизнь и они стали частью арт-объекта, который будет радовать жителей и гостей города.


Лариса БЕСЕДИНА, фото автора, Анастасии Коптевой
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 04 (1579) от 28 января 2025 года

«Мы имеем дело с серьезной аферой». В деле Корпорации развития Курской области появились новые факты

Игра в прятки. В Железногорске сутки искали 9-летнюю девочку

Сергей Беликов загадал желание – встретить в новом году свою судьбу

«Вы кровь нашу пили, а мы теперь сахарцу поедим». Крестьянские бунты в Курской губернии