Призраки, ослепление и исчезающие машины. Какие опасности могут подстерегать на ночной дороге
Сейчас темнеет очень рано. Но порой необходимо отправиться в поездку поздно вечером. К сожалению, многие водители забывают, что осенью нужно менять манеру вождения, чтобы избежать неприятностей на дороге. Речь идет о выборе безопасной скорости и повышенном внимании, чтобы в любой момент быть готовым к нестандартной ситуации. Еще и встречные фары могут ослепить...

Если вас «ослепили»
Ослепление фарами во время движения по ночному шоссе – серьезная проблема, напрямую влияющая на безопасность. Чтобы ее минимизировать, стоит воспользоваться рекомендациями, которые опробованы опытными водителями.
Дальний свет фар или лучи неправильно отрегулированной светотехники создают серьезные риски. Водитель может быть кратковременно ослеплен, в результате дезориентироваться и потерять контроль над дорожной ситуацией, которая и без того не лучшая. Мы же помним про темноту.
Первое, что нужно сделать, если такое случилось с вами, – это просигнализировать встречному водителю миганием дальнего света и одновременно, если, конечно, получится, включением «аварийки», которая оповестит едущих за вами о проблеме.
В то же время следует плавно, но уверенно снизить скорость, не меняя рядности движения. Чтобы справиться с ослеплением, постарайтесь перевести взгляд от фар встречного автомобиля. Как вариант – сконцентрируйте внимание на правой части капота, контролируя обочину и часть дороги. Так вы сможете снова сфокусироваться и привыкнуть к освещению, не теряя контроль за дорогой.
Случается, что мешает ехать свет фар от попутной машины, следующей за вами. Чтобы показать «преследователю», что он слепит вас дальним светом, включаем «аварийку», причем делаем это надолго – короткие помаргивания могут быть восприняты как непонятно кому адресованная благодарность. Для решения проблемы можно переключить салонное зеркало. Как правило, на нем имеется переключатель положений день/ночь или автоматическое затемнение. Иногда имеет смысл попросту отвернуть салонное зеркало вниз. Возможно, понадобится также чуть подрегулировать внешние зеркала. Даже незначительное изменение угла наклона зеркальных элементов может снизить степень «ослепления». Если проблема таким образом не решается, имеет смысл положить вещи (одежду, сумки и прочую мелочевку) перед задним стеклом, блокируя световой поток от машин, едущих за вами.
Значительно снизить эффект ослепления от встречных машин могут несложные манипуляции с вашим автомобилем. Прежде всего замените стеклоочистители. Если они изношены, на поверхности лобового стекла неизбежно оседает тонкая грязевая пленка, которая дает блики и ухудшает видимость. Полезный эффект даст также протирка внутренней стороны лобового стекла. Устранив жирную и пыльную пленку изнутри, вы не только улучшите обзор, но и минимизируете блики.
Опытные шоферы при дальних ночных поездках успешно снижают эффект ослепления, пристраиваясь за фурой или высоким грузовиком. Крупные габариты, в особенности широкий и длинный прицеп, сработают как своего рода занавес от света фар встречных автомобилей. Правда, в этом случае, вероятнее всего, придется пожертвовать своим временем и снизить скорость. И этот способ работает в сухую погоду. Когда идет дождь, впереди идущая машина постоянно будет окатывать вас грязью.
Еще один совет от профессионалов – держать включенным неяркий салонный свет. В таком случае глаза адаптируются к светлому полю и яркий поток света от встречных автомобилей не будет столь раздражающим. Однако еще проще при приближении встречного автомобиля с интенсивно горящими фарами просто прищуриться (лучше левым глазом) и раскрыть его после разъезда со встречной машиной. Используйте также солнцезащитный козырек. Расположите его так, чтобы свет фар не бил вам прямо в глаза.
Оптические иллюзии, приводящие к ДТП
Холодными ночами в низинах встают туманы, и возможно образование легких наледей. Цвета растительности меркнут, и обочина визуально сливается с асфальтом, а издалека конфигурации трассы перестают читаться столь же отчетливо, как летом. И даже возникают оптические иллюзии.
Самый распространенный оптический обман – эффект исчезающей машины. Порой при поездках в ночи видишь, как где-то вдали мелькают белые огни фар, а затем пропадают в темноте. Кажется, что встречная машина съехала с трассы. Идешь на обгон, и тут же из небытия выскакивают те самые зловещие фары. Чудом уворачиваешься от лобового столкновения. А потом замечаешь, что дорога имеет ложбинки и овраги, в которых спрячется не то что легковушка, но даже колонна грузовиков. Поэтому, завидев впереди блуждающие огни, исчезающие и вновь проявляющиеся, нужно помнить, что они могут материализоваться в машину поблизости в самый неожиданный момент.
Огни на горизонте могут обманывать и по-другому. Видишь впереди белый свет и летишь на него, считая, что это встречная машина. Где есть движение, там и дорога. Разгоняешься, расслабляешься, а трасса резко уходит в сторону, оставив белые огни где-то в поле. Оказывается, что это не фара, а фонарь в деревне на столбе. Доверившись маячку в темноте, рискуешь не заметить изгиб асфальтового полотна. А это чревато вылетом с трассы. Поэтому, завидев такой маяк, лучше присмотреться к нему пристальнее. При движении автомобиля фары обычно меняют характер свечения и свет будто пульсирует вдали. А если мерцания нет, то значит, впереди не машина, а столб с освещением.
Обычно в темноте фары светят не очень далеко, и чтобы отследить конфигурацию дороги, приходится вглядываться в сопутствующие ей объекты. Лучше всего подходит для этого направление лесополосы вдоль шоссе. Лунной ночью верхушки деревьев хорошо различимы на фоне звезд. Просека проглядывается отчетливо и за небольшим холмиком идет прямо. Разгоняешься, а свет фар вдруг высвечивает поворот. Оказывается, что дорогу пересекает высоковольтная линия электропередачи, тоже имеющая свою просеку. Издалека она кажется продолжением автомобильной трассы.
Обычно в ночи дистанцию до ближайшей попутной машины впереди распознаешь по расстоянию между ее красными фонарями. Чем они ближе друг к другу, тем дальше от нас попутка. Этот навык вырабатывается годами и становится рефлекторным. Водитель видит огни и подсознательно прикидывает, сколько до нее осталось. Однако сейчас на грузовики ставятся спаренные красные фары справа и слева. Представим, что один такой фонарь перегорел. Водитель видит два крошечных огонька, думает, что до попутки далеко, разгоняется, а корма грузовика резко выплывает перед носом.
Похожая ситуация бывает и с мотоциклистами. Мы привыкли, что у них одна фара, но очень многие производители сейчас ставят сдвоенную головную оптику. Фары прижимаются друг к другу рефлекторами, и когда видишь их, то думаешь, что это «двуглазый» автомобиль едет где-то вдалеке. А на самом деле это мотоциклист несется навстречу всего в двухстах метрах. Еще мгновение, и он пролетает мимо. Сдвоенные фары на дороге всегда опасны, потому как вводят других водителей в заблуждение и провоцируют ДТП. В особенности много столкновений мотоциклистов с машинами, выезжающими с прилегающих территорий. Водитель видит два огонька в ночи, думает, что это машина на горизонте, слепит дальним светом, считает, что до нее еще три километра, бьет по газам, чтобы выехать налево. И тут получает удар в бок. Причем во время разбора ДТП многие водители хватаются за голову и в шоке не могут объяснить, почему выехали наперерез мотоциклу. Они заявляют, что не видели его. Хотя правильно было бы сказать, что обманулись сдвоенными мотоциклетными фарами.
«АиФ», rg.ru
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 43 (1566) от 22 октября 2024 года

43 сбитых за ночь беспилотника, повреждения в Курске и Железногорске

Курский депутат рассказал, сколько стоит обед в Доме советов

Куряне любовались северным сиянием и наблюдали пролет кометы